Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на примере реально существующей организации (Сущность прибыли и рентабельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современные предприятия в рыночной экономике стремятся, получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Именно поэтому показатели прибыли и рентабельности, формирующие систему показателей финансовых результатов, являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Чтобы управлять прибылью и рентабельностью, нужно понимать их сущность и уметь правильно их измерять. Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятия. Нужно более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации для поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного улучшения производства в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. В рыночных условиях компания самостоятельно планирует собственную деятельность и определяет перспективы развития, с учетом спроса на продукцию. Самостоятельно планируемым показателем в числе других явилась прибыль.

В этой работе освещается одни из главных показателей эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них, собственно говоря, и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития торгового предприятия, как в целом, так и с различных сторон.

Рассмотрим первый показатель – прибыль. Прибыль – фундаментальная основа экономического развития предприятия, база самофинансирования и выполнения обязательств перед банками и партнерами. Следующий показатель –рентабельность продаж (общая рентабельность).

Он показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль выручки. Исчисляется как отношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме полученной выручки.

Целью моей работы является исследование процесса управления прибылью конкретного предприятия ООО «Виктория», имеющего объекты розничной торговли, а так же определение направлений его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. определить сущность, виды и роль прибыли в рыночной экономике;
  2. провести анализ формирования прибыли ООО «Виктория»;
  3. разработать рекомендации по повышению прибыли предприятия.

В работе использованы традиционные и экономико-математические методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); метод анализа.

В первой главе работы мы рассмотрим теоретические основы формирования и использования прибыли и рентабельности торгового предприятия; основные направления распределения прибыли; факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия. Во второй главе проанализируем экономическое состояние ООО «Виктория», рассчитаем динамику товарооборота, издержки обращения и сумму чистой прибыли за 2017–2018 гг. Выявляются основные факторы, оказывающие влияние на изменение суммы прибыли ООО «Виктория». В третей главе рассмотрим возможности, и пути повышения прибыли и рентабельности торгового предприятия. Также представлены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определяющие ее эффективность значения рентабельности. В заключении представлены выводы по результатам анализа прибыли и рентабельности ООО «Виктория» и предложены меры по совершенствованию работы, направленные на достижение более высоких показателей прибыли и рентабельности торгового предприятия.


Глава 1. Экономическая сущность и функции, прибыль и рентабельность предприятия

1.1 Сущность прибыли и рентабельности

Прибыль организации складывается из трех основных элементов:

  • прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг;
  • прибыль (или убыток) от прочей реализации;
  • операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Основную часть получаемой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

Прибыль — это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Политика формирования прибыли должна быть направлена на максимизацию размера положительного финансового результата за выполнение комплекса задач по обеспечению роста объемов деятельности, эффективного управления затратами, повышение эффективности использования материально технической базы, оптимизации состава и структуры оборотных средств,

Основными задачами анализа прибыли являются:

  • проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли должен быть увязан с объемом реализуемой продукции и ее себестоимостью;
  • оценка выполнения бизнес-плана по прибыли;
  • исчисление влияния отдельных факторов на отклонение фактической суммы прибыли от плановой;
  • выявление резервов дальнейшего роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов.

По составу выделяются следующие виды прибыли:

  1. Балансовая прибыль - это прибыль (убыток) до налогообложения, полученная предприятием от всех видов хозяйственной деятельности (как от обычных видов деятельности, так и от прочих доходов) за определенный период и отраженная в бухгалтерской отчетности. Имеет такое название, поскольку рассчитывается исходя из показателей бухгалтерского учета и анализа статей бухгалтерского баланса. Для расчета суммы этой прибыли по торговле необходимо из суммы доходов от реализации (за минусом НДС), операционных и внереализационных доходов вычесть сумму издержек обращения, операционных и внереализационных расходов. Финансовый результат учитывается на бухгалтерском счете 99 "Прибыли и убытки". Кредитовое сальдо по этому счету означает сумму балансовой прибыли, полученную за определенный период (доходы превысили расходы). Дебетовое сальдо означает убыток (расходы превысили доходы)

2. Экономическая прибыль - это разница между валовой выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками (внешними + внутренними, включая в последние нормальную прибыль). Простыми словами – это доход, полученный сверх нормальной прибыли.

3. Налогооблагаемая прибыль - это декларируемая в налоговые органы сумма балансовой прибыли предприятия, "очищенная" с учетом предоставленных льгот и порядка ее налогообложения, которая является базой исчисления налога на прибыль. Этот вид прибыли имеет место в хозяйствующих субъектах по видам деятельности в условиях режима налогообложения прибыли. В условиях упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также применения единого налога на вмененный доход отсутствует показатель налогооблагаемой прибыли.

Сумма этой прибыли не совпадает с суммой балансовой прибыли. Она может быть больше балансовой при наличии сверхнормативных расходов (командировочных, представительских, на рекламу) и некоторых потерь, в частности штрафных санкций за нарушение договорных обстоятельств. Сумма налогооблагаемой прибыли может быть меньше балансовой при наличии налоговых льгот. Для правильного расчета суммы налогооблагаемой прибыли служит налоговый учет, который ведется на каждом предприятии.

4. Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Предприятия самостоятельно устанавливают направления использования этой прибыли, но чаще всего используется для увеличения оборотных средств предприятия. Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия. Сумма налогов зависит от режимов налогообложения: налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. Важнейшими источниками информации для проведения анализа прибыли являются:

  • бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности),
  • отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности),
  • учетный регистр — журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования,
  • финансовый план организации.

1.2 Понятие и виды рентабельности торгового предприятия


Понятие «рентабельность» относится к области бизнеса и экономики используется для того, чтобы выяснить насколько эффективно работает коммерческая организация. Анализируя этот показатель, руководитель или владелец бизнеса может понять, что происходит с его компанией, прибыльная она или убыточная, какие у неё перспективы и стоит ли вкладываться в её развитие.

При рыночной экономики результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность отражает уровень прибыли относительно определенной базы. Рентабельность выражает отдачу на единицу вложений, затрат или оборота. Ее можно представить процентами или коэффициентами. Рентабельность оценивает эффективность важнейших факторов производства. Выделяют следующие виды рентабельности:

Общая рентабельность - объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Формула общей рентабельности в самом простом виде выглядит следующим образом:

Р = П / х * 100%,

Здесь Р— показатель рентабельности;

П — сумма прибыли;

х — показатель, для которого необходимо рассчитать рентабельность. Показатель рентабельности выражается в процентах, поэтому результат от частного умножается на 100%.

Фактическая общая рентабельность - определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по ба­лансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по неотфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объеди­нения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью про­изводства уровень рентабельности по отношению к производст­венным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях лег­кой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повы­шается, и наоборот.


Расчетная рентабельность - представляет собой отношение ба­лансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, при­были целевого назначения (прибыль от реализации товаров ши­рокого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от дея­тельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фон­дов, по которым'' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления. Рас­чет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:

P=(O-C)*100)\C

Р- показатель рентабельности

О- оптовая цена предприятия

С- себестоимость изделия

Показатель рентабельности выражается в процентах, поэтому результат от частного умножается на 100%.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффектив­ность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

Использование показателя нормативной расчетной рентабель­ности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отрас­лей материальных затрат, значительными их колебаниями в себе­стоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

Основные пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объ­единений, предприятий, повышение удельного веса специализиро­ванного производства, применение современные методов организа­ции производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности тру­да, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда