Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на примере реально существующей организации (Сущность прибыли и рентабельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая сущность и функции, прибыль и рентабельность предприятия
1.1 Сущность прибыли и рентабельности
1.2 Понятие и виды рентабельности торгового предприятия
1.2.1. Система показателей рентабельности
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торговой организации (на примере ООО «Виктория»)
2.1 Краткая характеристика ООО «Виктория»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Глава 3. Рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности
1.2.1. Система показателей рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Рентабельность активов - относится к группе коэффициентов «Рентабельность». Группа показывает эффективность управления денежными средствами на предприятии. Что такое активы предприятия? Более простыми словами – это его имущество и его деньги. Рассмотрим формулу расчета рентабельности активов. Начать изучение коэффициента целесообразно с его экономической сущности.
(Чистая прибыль/Все активы)>(Чистая прибыль/Инвестиционный капитал)>(Чистая прибыль/Акционерный капитал)
Данная формула показывает финансовую отдачу от использования активов предприятия. Цель его использования – повышение его значения (но с учетом, конечно, ликвидности предприятия), то есть с помощью его финансовый аналитик может быстро проанализировать состав активов предприятия и оценить их в клад в генерацию общего дохода. Если какой-либо актив не дает вклада в доход предприятия, то он него целесообразно отказаться (продать, снять с баланса).
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Чистая прибыль = Чистая прибыль* Объем продаж
Все активы Объем продаж Все активы
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности:
Чистая прибыль = Чистая прибыль *Объем продаж * Сов.капитал
Акционерный капитал Объем продаж Сов.капитал акц.капитал
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Рентабельность продукции – это отношение прибыли к затратам на производство и реализацию продукции. Расчет показателя позволяет выбрать среди продуктов ту комбинацию, которая дает наибольшую прибыль. Показатели формируются на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного
(К0 ) и отчетного(К1)периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации:
К0=P0
N0
K1=P1
N1
ИЛИ
K0= N0 – S0
N0
K1=N1 – S1
N1
K=K1 – K0
где – P1,P0 прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
N1,N0 - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
S1,S0- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
K- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
ЧПДС > ЧПДС > ЧПДС .
Объем продаж Совокупный капитал Собственный капитал
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Необходимость расчета таких показателей объясняется тем, что операции денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, "здоровья" экономики и финансового состояния предприятия. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение называется финансовой производительностью (дефлятором) цены, поскольку оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность методами факторного анализа дать количественную оценку влияния производственной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торговой организации (на примере ООО «Виктория»)
2.1 Краткая характеристика ООО «Виктория»
На примере ООО «Виктория» рассматриваются деятельность торговой организации с точки зрения ее эффективности, величины получаемой прибыли и уровня рентабельности предприятия; проблемы, возникающие перед руководителями разных уровней, касающиеся вопросов максимизации прибыли и поиска резервов ее увеличения. Торговое предприятие - это первичное звено торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Основной функцией предприятия является продажа товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную. Для осуществления основной функции торговая организация выполняет множество сопутствующих, дополнительных (по отношению к основной) функций, таких как изучение спроса покупателей, заключение договоров на поставку товаров, организация продвижения товаров от производителей в места потребления, обеспечение хранения товаров, формирование товарного ассортимента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации и т.д. Фирма «Виктория» – это общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее розничную торговлю продовольственными товарами. Учредителям ООО является физическое лицо. ООО «Виктория» имеет 4 торговых точки, основной магазин «Виктория», две точки зоомагазинов (зоомагазин №1, зоомагазин №2), один мини-магазин. Основной магазин ООО «Виктория» имеет четыре отдела: гастрономический, кондитерский, вино-водочный, промышленный. Зоомагазин №2 расположен в полуподвальном помещении жилого дома, которое ООО «Виктория» арендует у ЖСК. Режим работы основного магазина: с 8.00 до 22.00, перерыв на обед с 13.30 до 14.00, режим работы мини магазина и зоомагазинов с 8.00 до 20.00. В каждом отделе магазина работает 1 продавец, который сменяется через неделю. В зоомагазинах и мини-магазине в одной смене работают по одному продавцу. В штате магазина «Виктория» также есть 1 водитель, 2 грузчик, 2 охранника. В администрацию входят директор, главный бухгалтер, 2 бухгалтера, 3 администратора. Общая численность работников предприятия составляет 26 человек. Один администратор заведует зоомагазинами, другой отвечает за мини-магазин. Третий администратор ведет промышленный отдел и также является продавцом этого отдела. В обязанности администраторов входит; заказать товар; следить за поставками, принимать товар, проверять правильность оформления документов (накладных, сертификатов, справок), следить за качеством и сроками хранения товаров. Бухгалтеры обрабатывают первичные документы, вносят данные в компьютер, составляют внутреннюю отчетность. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В обязанности главного бухгалтера входит обобщение всех бухгалтерских данных; ведение Главной книги, составление налоговой отчетности и баланса, сдача отчетности в налоговую инспекцию. Директор решает организационные вопросы и заведует финансами. В последнее время в организации был произведен частичный ремонт складских помещений, также были установлены новые витрины в промышленном отделе и новые стеллажи в зоомагазинах. Самую большую выручку дает мини-магазин, она составляет в среднем 7 тыс. руб. в день. В основном это зависит от того, что местоположение мини-магазина, в достаточно оживленном месте, на остановке общественного транспорта в спальном районе. Меньше всего выручка в кондитерском отделе, так как в основном там покупают хлеб, различные мелкие товары (жевательные резинки, конфетки), а более дорогие товары мало пользуются спросом. Выручка кондитерского отдела в среднем составляет 1500 руб. в день. В целом по фирме товарооборот составляет в среднем 20тыс. руб. в день. Так как организации ООО «Виктория» с 2016 года работает с Сбербанком эква́йринг, то дневная выручка по эквайрингу составляет от 75-85% всех денежных средств, и из этих средств производится оплата поставщикам за товар. Фирма имеет около 30 поставщиков различных товаров. Работа фирмы отличается стабильностью, что позволяет ей удерживаться на рынке уже 20 лет и приносить прибыль. Принципы формирования прибыли организации изложены в данной курсовой работе.
ООО «Виктория» – это юридическое лицо с частной формой собственности, существует как предприятие торговли с 2000 года. Среднесписочная численность предприятия составляет 26 человек, поэтому его можно отнести к малым предприятиям. По товарной специализации предприятие относится к смешанным, так как осуществляет торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Продажу продовольственных товаров осуществляют мини-магазин, не продовольственных зоомагазины. В основном в магазине помимо продажи кондитерских и гастрономических товаров, осуществляется продажа товаров промышленного ассортимента. Поэтому основной магазин состоит из четырех отделов: кондитерского, гастронома, вино-водочного и промышленного. Ассортимент гастрономического отдела составляют: различные консервы, замороженные продукты, колбасы, мясная нарезка, рыба соленная, молочные продукты и др. Ассортимент кондитерского отдела составляют: конфеты, печенье, торты, пирожные, хлебобулочные изделия, чай, кофе, а также мороженое. Ассортимент промышленного отдела очень широк. Здесь продается: посуда, декоративная косметика, бытовая химия, парфюмерия, лаки и краски для волос, средства по уходу за телом. В мини-магазине приблизительно такой же ассортимент продовольственных товаров как в основном магазине, только в меньших объемах. В зоомагазинах осуществляется продажа кормов и аксессуаров для животных, птиц, рыб. На предприятии применяются в основном две системы оплаты труда: повременная и сдельная. При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанное время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. Повременная оплата труда применяется для работников бухгалтерии и руководства. Заработная плата продавцам выплачивается в зависимости от объема товарооборота. Процент от выработки определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от трудоемкости реализуемых товаров. К примеру, для продавцов мини-магазина, кондитерского, винно-водочного отделов и гастронома этот показатель равен 3% от товарооборота, а для продавцов промышленного отдела и зоомагазинов 5%, ассортимент товаров промышленного отдела относится к товарам с низкой оборачиваемостью. Заработная плата заведующих отделами состоит из фиксированных окладов и суммы, исчисляемой в процентах, к товарообороту закрепленных за ними отделов. Такая система оплаты труда является дополнительным стимулом и влияет на качество их работы и деятельности всего магазина. Бухгалтерией ведется учет всех затрат предприятия, и эти данные используются руководством для принятия решения об уменьшении или увеличении некоторых статей расходов. Начиная с 2003 г. предприятие постепенно переходило на уплату единого налога на вмененный доход. Сначала на уплату этого налога были переведены Зоомагазин №1 и Зоомагазин №2. Затем в 2006г. предприятие полностью перешло на уплату ЕНВД в соответствии с российским законодательством. Так как ЕНВД уплачивается отдельно с каждого подразделения, учет хозяйственных операций и выявление финансового результата проводится отдельно по каждому подразделению. Такое положение, конечно, осложняет организацию учета и проведение анализа хозяйственной деятельности ООО «Виктория».