Файл: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1378

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство в юридической науке является одним из самых сложных объектов для исследования и изучения ввиду своей многогранности и большого количества аспектов, с которыми оно находятся в прямой взаимосвязи. Философы, политологи и экономисты на протяжении веков вступали в дискуссии относительно государства, как явления, а также его признаков, форм, причин его возникновения и развития. Среди различных методов, приемов и способов изучения государства учеными часто используется типологизация, являющаяся одним из самых популярных и глубоких логических способов научного познания.

Несмотря на наличие в современной науке множества разработанных подходов к систематизации знания о государстве, далеко не все они отвечают основным признакам и требованиям типологии. В подавляющем большинстве эти подходы являются простыми классификациями, которые исследуют не всю совокупность черт, признаков и элементов механизма государства, а лишь его отдельные грани. Типология же является высшей формой классификации, имеющей своей целью выявление особенностей государства как в статике, так и в динамике, изучение логики его исторического развития и, как итог, - выявление сущности государства.

В теоретико-правовой литературе традиционно выделяется два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. При этом в отечественной юридической науке отношение к данным подходам менялось. Если в советское время господствовали материалистические воззрения и единственным научно достоверным считался формационный подход, то в период становления современной российской юридической науки, напротив, приоритет отдавался цивилизационному подходу.

Сегодня, когда острые идеологические противоречия, вызванные кардинальной сменой политической системы общества, утихли, необходимо дать взвешенную оценку имеющимся воззрениям на типологию государства, выявить специфику современного интегративного взгляда на данную проблему.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость темы исследования данной курсовой работы.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия и особенностей типологии государства.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность типологии государства;

- выявить специфику выделения различных типов государства;

- проанализировать основные концепции и современный взгляд на проблему типологии государства: формационный, цивилизационный и интегративный подходы к типологии государства.


Объектом исследования является систематизация государственно-правовых явлений как один из важнейших методов их научного познания. 

Предмет исследования - типология государства как вид систематизации, основанный на выделении сущностных признаков государства, и современные концепции типологизации - формационный, цивилизационный, интегративный.

Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные теорией государства и права, представленные научными трудами Радько Т.Н., Ланового Д.Г., Сибилева Д.В. и других авторов.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность типологии государства

В научной литературе, несмотря на частое использование термина «типология», его четкой дефиниции не приводится. Так, ученые по-разному употребляют данное понятие: во-первых, типологизирование - как процедура использования, во-вторых, как процесс построения - типологизация, третье, как результат построения - типология. Авторы также дают разные дефиниции понятию «типология», однако, практически все ученые связывают ее с категорией «тип», понимая в данном случае форму, чего-либо, которая содержит в себе наиболее важные признаки.[17, с. 92]

Так, А.П. Герасименко представляет типологию как неотъемлемый процесс познания естественно-исторического развития государства и права, помогающий обобщить и систематизировать знания, отслеживать последовательный переход из одних типов в другие. [7, с. 87]

Л.П. Рожкова рассматривает типологию и классификацию как методы систематизации научного знания, аргументированно считая, что типология, являясь видом научной классификации, имеет одно специфическое свойство: «типы», в данном случае, рассматриваются как части единой системы. В виду этого, данный исследователь заменяет термин «типология» термином «классификация», а «тип» - «классом». [13, с. 77]

С данной позицией категорически не соглашается Т.Н. Радько, отмечающий в своей работе несомненную схожесть данных понятий, указывает, что они не могут являться тождественными, так как типология является более узким термином и часто выступает частью той или иной классификации. [12, с. 336]


Несмотря на то, что работа Л.П. Рожковой была написана в советское время, когда безоговорочно главенствовал формационный подход, можно отметить, что именно ее определение предмета и принципов является самым точным и аргументированным, имеющим под собой четкий логический базис. Так, согласно Л.П. Рожковой, предметом типологии государства и права является теоретическая разработка принципов и методов классификации государства правовых систем как целостных объектов.

Поднимая вопрос типологии и ее роли в исследовании государства и права, Л.П. Рожкова отмечает необходимость обозначения ее теоретического аспекта: перед созданием любой типологии, необходимо выявить ряд признаков, играющих системообразующую роль, обуславливающих целостность исследуемых объектов, в данном случае, государства и права. К признакам, которые могут послужить основанием для типологии, Л.П. Рожкова относит только те, которые могут варьироваться по отношению к различным группам исследуемых объектов. В противном случае, данные признаки не могут быть основанием для классификации. [13, с. 79]

С Л.П. Рожковой не соглашается Я.С. Бережная, отмечая, что типология и классификация являются различными методами систематизации научного знания. И типология, и классификация строятся на основании сходных приемов деления содержания понятия, но решающее отличие заключено в критериях данного деления. Так, основным критерием типологии являются родовые признаки, которые раскрывают сущность анализируемого объекта, тогда как в качестве критериев для классификации зачастую используются либо единичный видовой признак, либо их совокупность. [3, с. 39] Данный автор также отмечает, что под принципами типологии, как процедуры, следует понимать те требования нормативного характера, которыми исследователю необходимо руководствоваться при выборе оснований и критериев для классификаций и их применении. После этого, когда объекты уже расклассифицированы и созданы определенные типологические системы, то под принципами типологии следует понимать те основания, на которых построены классификационные схемы. [3, с. 40]

Решая вопрос соотношения типологии государства и права с общей теорией государства и права, необходимо отметить, что типология государства и права - часть общей теории государства и права. Из этого можно сделать вывод, что типология государства использует при решении своих проблем все те методы, которые использует теория государства и права, а типологические системы государства самым непосредственным образом зависят от современной концептуальной системы науки теории государства и права.[2, с. 32]


Можно сформулировать общий вывод: типология, т. е. система знаний, которая используется для обозначения сущностных черт государства, применяется для того, чтобы найти определенные закономерности и классифицировать государства на этой основе. Тип государства означает наиболее общие черты разных государств. Это система, порождаемая определенной эпохой государства, обладающая общими сущностными признаками. Типология государств. т. е. их классификация по типам, способствует выявлению свойств, сущности государства, признаков, а также позволяет проследить структурные изменения, закономерности их развития, а также прогнозировать дальнейшее существование государства. Следовательно, под типом можно понимать единые, системообразующие признаки, характеризующие конкретную группу государства и означающие закономерности их развития и организации. Различные государства подразделяются на определенные типы посредством типологии.

1.2 Специфика выделения различных типов государства

Ученые и мыслители различных стран и эпох создавали свои типологии государств. Исторически, первой типологией государств была античная. Такие мыслители древности, как Платон, Аристотель все государства делили на правильные и неправильные. К правильным они относили государства, где власть осуществлялась на основе закона и в общих интересах народа. К неправильным - в которых власть действует, не опираясь на законы, и служит интересам правителей.

Платон выделял три правильные формы государства - законную монархию, аристократию, то есть законную власть немногих и демократию, власть демоса (народа), опирающуюся на закон. И три неправильные: тиранию (незаконную власть одного лица), олигархию, и незаконную демократию (власть демоса, не опирающуюся на законы).

Также, Платон считал, что государство должно быть представлено тремя сословиями. Первым сословием, по мнению Платона, обладавшим неограниченной властью, должны были быть философы, так как только мудрые люди могут, управляя государством, радеть за всеобщее благополучие. Вторым сословием философ выделял воинов, несших обязанность защищать государство от внешних, а также внутренних угроз.

Для них Платон предполагал установить общность имущества и быта. К третьему сословию мыслитель относил ремесленников, дельцов и крестьян, возлагая на них задачи по обеспечению народа и государства в целом всем необходимым.


Аристотель, в свою очередь, выступал с резкой критикой к видению концепции государства Платона. В своих работах Аристотель неоднократно указывает, что в своем «коммунизме» Платон уничтожает целый перечень факторов, на котором держится общество. [8, с. 21]

Государство, по видению Аристотеля, есть политическое сообщество людей, объединившихся для достижения определенного блага. Наравне с Платоном, Аристотель выделял три правильные формы государства, к которым относил те формы правления, при которых преследуется общее благо, независимо от того, кто правит. К таковым он относит монархию, аристократию и политию (свободная от недостатков монархии и аристократии, по лития заимствовала у них лучшие стороны). Также Аристотель выделял три неправильные формы государства, возникавшие из деформации хороших. К неправильным он относит те формы, для которых характерны беззаконие и несоблюдение общих интересов, например, тиранию, олигархию. Интересно отметить, что к группе неправильных форм государства Аристотель относил и демократию (власть народа), так как, по мнению философа, народ неграмотный и необразованный не имеет возможности управлять государством. В тоже время, именно демократию Аристотель называет наиболее предпочтительной из неправильных форм.

По мнению Аристотеля, «идеальному государству» соответствует обеспечение максимально благополучной и благодатной жизни для рабовладельцев.

По мнению Гегеля, существовали четыре исторических царства: восточное, которому соответствовала свобода одного верховного правителя -теократия, греческому и римскому соответствовала свобода некоторых (аристократия или демократия), и, последнее, германское представляло собой конституционную монархию, которая обеспечивала свободу всех.

Л. Гумплович выстраивал типологию государств в зависимости от размеров территории и численности населения. Так, автор подразделял все государства на мировые, занимающие территорию более одного миллиона квадратных километров и населением более пятидесяти миллионов человек, великие - от двухсот тысяч до одного миллиона квадратных километров и населением от тридцати до пятидесяти миллионов человек, а также малые - с территорией менее двухсот тысяч квадратных километров и населением до тридцати миллионов человек.

Р. Макайвер подразделял все государства на два вида: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.