Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1380
Скачиваний: 54
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность типологии государства
1.2 Специфика выделения различных типов государства
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Формационный подход к типологии государства
2.2 Цивилизационный подход к типологии государства
В Западной Европе феодальное государство и право пришли на смену рабовладельческому в VI – IХ вв. Феодальное государство как публичная власть феодалов выступало определенным средством защиты сословных прав феодалов на землю и крестьянский труд, большая часть которого присваивалась. Феодальное право закрепляло волю феодалов, подкрепляло их власть над крепостными крестьянами. Крестьяне вели свое мелкое хозяйство на земле феодала, за что должны были отдавать ему часть своего урожая и безвозмездно работать на него.
С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения закрепленных в законе: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.
Никакого участия в управлении государством крестьяне не принимали. Государственная власть принадлежала феодалам с целью защиты только его интересов. Общесоциальные функции феодального государства могли осуществляться, если отвечали интересам феодалов.
Отличие феодальной эксплуатации от рабовладельческой «заключалось, во-первых, в неполной собственности феодала на работника производства – крепостного крестьянина, и, во-вторых, в том, что крепостной крестьянин был единоличным собственником орудий производства и всего частного хозяйства, основанного на личном труде».
Главной сферой производства в феодальном государстве являлось земледелие, поэтому основной формой собственности была земля с прикрепленными к ней крестьянами. Поэтому в основе своей деятельность государства сводилась к удержанию власти помещиков над крепостными.
Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития: централизованные монархии, сословно-представительные и абсолютные монархии. Однако, несмотря на все этапы развития феодального общества, сущность государства не меняется: государство служит интересам одного класса ‒ феодалов.
Основным источником феодального права являются правовые обычаи, нередко в кодифицированном виде, как например Русская Правда, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи.
Представления современных ученых о феодальном государстве являются значительно более глубокими. Охарактеризованы феодальные государства с монархической и республиканской (например, Венеция, Генуя, Данциг, Великий Новгород, Псков) формами правления. Исследованы договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора защищать своих вассалов, обязанность вассалов содержать своих сеньоров. Но представления о сущности феодального государства в контексте марксистского подхода не изменились. [16, с. 27]
В эпоху позднего средневековья производительные силы претерпели существенную трансформацию. Механизированное производство материальных благ повлекло за собой резкое изменение производственных отношений и социальную революцию. Наемный труд работников на незначительном по размерам участке земли и механизированные способы производства позволили сместить ценностные ориентиры феодального европейского общества. Земля утрачивала свою стоимость, а на смену ей пришли станки и наемные рабочие. Социальные революции (Нидерландская буржуазная революция (1568 – 1648 гг.), английская буржуазная революция (1640 – 1660 гг.) начали переход от феодального к капиталистическому типу общественно-экономической формации.
Первые капиталистические (буржуазные) государства возникли в ходе буржуазных революций и социально-политических изменений в Европе и Северной Америке в XVII - XIX вв.
Капиталистический способ производства подразумевал труд свободного работника. Сословное неравенство, существовавшее в феодальном обществе, сменяется неравенством социально-экономическим, потому что одни (буржуазия) владели средствами производства (заводами, фабриками и т. д.), а другие (пролетариат) должны были продавать свою рабочую силу и интеллектуальные способности первым. В результате, каждый в зависимости от желания и способностей мог передвигаться по социальной лестнице. Главной собственностью становится капитал – все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
К. Маркс так охарактеризовал буржуазную общественную формацию: «Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».
Формирование класса буржуазии, по мнению марксистов, проходило в два этапа. На первом этапе класс буржуазии состоял из множества собственников, обладающих примерно равным размером собственности. Демократия в этот период носит классовый характер, равенство является возможным только среди представителей одного класса. Запрещаются различные объединения рабочих, профсоюзы. Их права ограничены в сфере участия в управлении государством. Для этого были введены избирательные цензы: имущественный, образовательный, оседлости и др. В этой связи, всеобщее равенство всего лишь декларировалось. Государство и право выражали преимущественно классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.
На втором этапе развития буржуазного общества, монополизируются различные виды производства, возникают различные объединения трудящихся: тресты, синдикаты, корпорации и т. п. В руках уже немногочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается доминирующая часть общественных благ и политическая власть. Поляризация общества постепенно растет, а социально-экономическое неравенство оказывает благотворное влияние на формирование революционных сил которые воплотили в жизнь социалистическую революцию, свершившуюся в европейских странах начала XX в. [9, с. 98]
Характеризуя коммунистическую общественно-экономическую формацию, К. Маркс обращал внимание на его предтечу – социалистическое государство. Социалистическое государство – высший исторический тип государства, поскольку оно является организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Социалистическое государство обладает рядом отличительных особенностей:
наличие частной собственности отрицается, а экономическую базу его составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;
социалистическое государство отрицает всякую форму эксплуатации труда и причин, ее порождающих (все предшествующие типы государств основывались на угнетении одного класса другим);
в социалистическом государстве управленческие механизмы находятся в руках трудящихся. [4, с. 36]
Социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле, оно – полугосударство, подтип организации общества в условиях коммунистической формации, сохраняющий государственную форму. Оно выражает волю и интересы большинства членов общества: рабочего класса и всех других трудящихся.
Эта идея Маркса получит свое развитие в XX в. В начале 1960-х годов профессор А. А. Ушаков описывал три подтипа организации общества в условиях коммунистической формации: пролетарское, общенародное и общенародное коммунистическое государства.
Марксисты полагали, что в будущем коммунистическом обществе государство отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению. К. Маркс предполагал отмирание государственности в отдаленном будущем.
В начале XX в. в России было создано социалистическое государство, а уже в середине XX в. в Европе и Азии образовались более десятка государств, основанных на социалистическом способе производства. Не только в теории, но и в реальной жизни социалистическое государство стало составлять реальную конкуренцию и угрозу длительному существованию буржуазного государства и права. Однако, к концу XX в. система социалистических стран понесла существенные потери. Все европейские социалистические государства, в том числе и Россия, отказались от социалистического пути. Вместе с тем, до настоящего времени социалистический тип государства и права в той или иной степени сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе.
Таким образом, формационный подход к типологии государств, разработанный К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями, предстает в качестве одного из значимых способов познания закономерностей развития общества, государства и права, дающего возможность выявить закономерности исторического процесса. Критерием типологии государств, согласно формационного подхода, выступает принадлежность к общественно-экономической формации. «Общественно-экономическая формация» является центральной категорией, опирающейся на систему определенных в рамках данного подхода понятий: «способ производства», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», каждое из которых отражает значимые аспекты общественного бытия. [9, с. 99]
Формационный подход к типологии государств базируется на представлениях об истории как естественном, независимом от сознания и воли людей процессе смены общественно-экономических формаций, что предполагает прогрессивную направленность истории (развитие идет по пути прогресса, от низших форм к более развитым с точки зрения способа производства материальной жизни формам). Формационный подход к типологии государств акцентирует внимание на важности социально-экономических факторов государственно-правового развития, способных оказывать существенное влияние на исторические процессы (при этом факторы духовной сферы (мораль, религия, философия, искусство и др.) остались недооцененными).
2.2 Цивилизационный подход к типологии государства
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций, определяющего воздействия на него, прежде всего, духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Так, духовные основания возрастной цивилизации могут претендовать на статус универсальности, однако конкретная историческая реальность демонстрирует ее воплощенность в рамках определенного географического региона или социокультурного круга.
Цивилизационная теория, в отличие от формационной, полностью определяющей тип государства через социально-экономический базис, обуславливает классификацию государств с помощью различных нравственных и духовно-культурных факторов. Данные факторы могут играть неоднозначную роль при формировании типа государства, поощряя развитие или, наоборот, блокируя его.
Сторонники марксистского подхода придерживались мнения, что цивилизационное влияние на развитие государства представлено и в формационной теории и осуществлялось в рамках социально- экономического, базисно-надстроечного подхода. Сторонники цивилизационной типологии с этим не соглашаются, приводя в качестве аргументации тот факт, что, действительно, во многом в основе государства лежат экономические факторы, но влияние на эти факторы достигается выработкой различных стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду, а эти стереотипы поведения и трудовая мораль человека формируются исключительно в «цивилизационной» или же «культурной» сфере деятельности, влияя на государственную и социальную организацию общества. [15, с. 23]
Последователи цивилизационной теории выделяют несколько пунктов, подчеркивающих важность соотношения культурной жизни общества и государства и цивилизационного подхода в целом:
1. При рассмотрении государства нельзя учитывать только действующие силы и различные социальные интересы, ведь тогда в расчет не будут приниматься исторический опыт и устоявшиеся образцы поведения, тогда как именно социально-культурными ценностями, образцами поведения и представлениями о мире, которые были накоплены в ходе исторического процесса, определяется природа государства.
2. Во избежание догматизации и схематизации проводимой государством политики, необходимо воспринимать ее через призму цивилизационного подхода, то есть как часть мира культуры, раскрывая взаимосвязь государственной власти и сложившегося мировоззрения, морали и ценностных ориентации.
3. Благодаря анализу разнородности культур в пространстве и времени появляется понимание причин различного темпа развития схожих типов государств при одинаковых условиях.
4. Цивилизационный подход, в отличие от формационной теории, рассматривает право как нормативно-ценностный регулятор, а государства и политики — в их ценностном измерении, позволяя проследить социокультурный контекст, в котором были сформированы различные политико-правовые феномены. [10, с. 273]
Наличие уникальной правовой традиции также является спецификой цивилизации как устойчивой социокультурной общности.
Цивилизационный подход стал более пристально изучаться советскими и российскими правоведами только в конце ХХ века и был единственной концепцией типологии государств, способной по своей целостности и глубине соперничать с догматизированным марксистско-ленинским формационным подходом. Некоторые ученые отмечали, что популярность цивилизационного подхода во многом была связана не столько с его плюсами, сколько с огромным количеством минусов формационного подхода и поиском ему достойной альтернативы.