Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствования на примере АО ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важная фигура коммерческих отношений – это посредник, который выполняет определенные функции специалиста, который обязан обладать определенными качествами, это, например, профессиональная этика, навыки делового общения и делового этикета, хороший вкус и так далее.

В коммерческой деятельности операции делятся на производственные (связанные с распределением движения грузов с товаром, порядком его хранения, погрузкой и разгрузкой товаров, их фасовкой), операции, связанные с проведением исследования рынка, исследованием предложений конкурентов, формирование рекламы, операции по оказанию дополнительных услуг, таких как сервис, который тоже не мало важен для достижения успеха[20].

Исходя из всего вышесказанного, выделается три основных типа задач коммерческой деятельности: производство продукции, осуществление коммерческого посредничества, торговля.

Понятие «коммерции» характеризуется по разному. Предприниматели, маркетологи или экономисты трактуют данное понятие с точки зрения интересующих их операций. Но, объединяет это понятие то, что предметом коммерции выступает акт купли-продажи товара, который ориентирован на удовлетворение интересов потребителя и получение прибыли с наименьшими издержками[21].

Участники коммерческой деятельности занимаются решением определенных задач[22]:

  1. Организация коммерческой деятельности, а именно выбор товаров, подбор рынка покупателей и поставщиков, определение расчетов и организация системы сбыта товара, управление ассортиментом имеющихся товаров;
  2. Деятельность, направленная на исследование и анализ рынка, определение конкурентоспособности определенного ассортимента товаров, оптимизация коммерческой деятельности предприятия в целом;
  3. Производство аналитической деятельности, а именно: создание проектов информационного обеспечения коммерческой деятельности, анализ и прогнозирование номенклатуры товаров, разработка деятельности предприятия на рынке, прогнозирование результатов деятельности.

Организационная схема связи предприятий формирует коммерческая деятельность. Коммерческая деятельность имеет такое свойство, как осуществление операций по взаимодействию поставщика с покупателем путем продвижения товаров и услуг. Эта деятельность включает в себя. Как предпринимательство, так и поиск товаров, способных создать конкуренцию на рынке, обеспечение сохранности и транспортировки данного товара, непосредственную продажу и послепродажное сопровождение[23].


Совокупность товаров и услуг образует потребительский рынок. Основным фундаментом коммерческой деятельности является капитал, техническое обеспечение, выполнение контрактных обязательств, товарно-денежный обмен, обеспечение доведения товаров до потребительских рынков[24].

Основными субъектами товарного обращения являются: государство, определенные государственные органы, которые производят товар, фирмы и компании, юридические и физические лица, которые покупают или продают товары, оказывают услуги и домашние хозяйства, которые также создают товары и услуги и приобретают их.

Производители или поставщики товаров, которые взаимодействуют с торговыми предприятиями по вопросам организации торговли, также являются субъектами рынка.

Для того, чтобы рынок правильно и стабильно функционировал необходимо наличие специальных предприятий, опосредующих коммерческие сделки[25].

Торговые процессы, по специфике выполняемого функционала делятся на два вида: производственные (технологические) процессы и торговые (коммерческие). Производственные процессы включают в себя движение товаров, хранение, упаковка и так далее.

Спецификации коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли

Любая предпринимательская деятельность, в широком смысле этого слова, это предпринимательская деятельность, которая ориентирована на получение прибыли[26].

Все виды операций охватывает коммерческая деятельность. Операций, которые направлены на совершение актов купли-продажи товаров или услуг, которые осуществляют предприятия для удовлетворения спроса оптового покупателя для извлечения выгоды. Коммерческая деятельность объединяет любые виды деятельности, происходящие в оптовой торговле.

Исследования рынка, с точки зрения маркетинга, реализуют коммерческую деятельность предприятий оптовой торговли. Также как определение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, качество этого товара, продвижение этих товаров и услуг[27].

Исследование рынка с точки зрения маркетинговых операций включают в себя[28]:

  1. Изучение движения деловой активности на рынке и его микроэкономических характеристик;
  2. Анализ того, каким образом распределяются доли рынка среди конкурентов и анализ возможностей;
  3. Изучение изменений, происходящих среди товаров и услуг, сравнение их конкурентоспособности;
  4. Анализ рынка оптовых покупателей, изменения в их поведении, оценка возникающих возможностей по взаимодействию с ними;
  5. Анализ ценообразования на рынке;
  6. Исследование способов сбыта товаров и услуг;
  7. Анализ возможностей стимулирования сбыта.

Необходимо систематически и комплексно анализировать ситуацию на рынке, что позволяет принимать обдуманные и целесообразные решения по снижению финансовых рисков, получая при этом преимущество среди конкурентов и повышать эффективность деятельности компании. Без оценки ситуации на рынке невозможно правильно выстроить процесс стратегического и оперативного планирования деятельности оптовой компании[29].

Важнейшей задачей коммерческой деятельности оптового предприятия является управление ассортиментом и качеством товаром. Эта задача предполагает:

  1. Определение потребностей оптового покупателя и конечного потребителя;
  2. Внесение вклада в формирование ассортимента производства товаров;
  3. Оценка общей конкурентоспособности товаров и услуг с учётом потребительских свойств, стоимости и срока эксплуатации;
  4. Закупка ассортимента товаров.

В различных крупных странах, торговые компании оказывают влияние на ценообразование и ассортимент товаров, на который существует больший спрос. Ряд компаний даже имеет лаборатории по самостоятельной разработке технических требований к определенному ассортименту товара, который они закупают.

На управление сбытом товаров влияет ряд факторов, таких как: поиск оптовых предприятий, которые готовы выступить в качестве покупателя, заключение актов купли-продажи с такими компаниями, формирование товарных запасов, их хранение и транспортировка, организация отправки, соблюдение юридических аспектов[30].

На протяжении достаточно длительного времени ряд заграничных стран держит тенденцию по созданию крупных оптовых компаний, которые развиваются в сеть и охватывают целые регионы и области. Так как масштабы деятельности постоянно расширяются предприятия оптовой торговли вынуждены уделять внимание таким проблемам, как оптимизация ассортимента товаров, внесение изменений в систему управления автоматизацией[31].

Для продвижения товаров и услуг необходимо:

  1. Проведение рекламных мероприятий;
  2. Организация демонстрации товаров и выставок;
  3. Взаимодействие с оптовыми покупателями путем личного общения;
  4. Разработка акций, оптовых скидок и бонусов, мотивация сотрудников;
  5. Разработка дополнительных пакетов услуг для потребителя[32].

Оптовые посредники являются промежуточным звеном для предприятий оптовой торговли, они не только обеспечивают продвижение товаров, но и взаимодействуют со своими партнерами путем разработки и предложения различных услуг, которые связаны с процессами товародвижения. Такие услуги могут охватывать:


  1. Оказание консультаций по обслуживанию потребителя;
  2. Оказание помощи в поддержании оптимального ассортимента товаров и управление этим ассортиментом;
  3. Проведение переговоров;
  4. Упаковка товаров[33].

Оптовая торговля всегда оказывает поддержку, в том числе и финансовую, своим партнерам, например, оказывает помощь в транспортировке товаров, обеспечивает хранение товаров содержанием специальных складов, предоставляет систему скидок и кредитов потребителю. Но, предоставлением кредитов оптовая торговля терпит финансовые риски.

Перечень оказываемых услуг постоянно расширяется, так как на рынке растет конкуренция. Тем не менее, предоставление дополнительных услуг и каких либо других действий оптового посредника отражается на стоимости товаров и услуг, увеличивая при этом оптовые издержки. Следовательно, важно обеспечивать баланс между полезным эффектом и затратами на создание этого эффекта, который приводит к повышению уровня конкурентоспособности оптового предприятия.

Коммерческая деятельность строится на полном равноправии партнеров и материальной ответственности каждой из сторон. При этом основными экономическими показателями деятельности оптового предприятия выступают полученная прибыль и рентабельность. Это не означает то, что необходимо гнаться за результатом в ущерб отношениям с партнерами и развитию предприятия, так как необходимо соблюдать баланс между кратковременными и долгосрочными целями работы и оценивать возможные риски относительно получаемых результатов. Государство помогает формировать конкурентную среду, отказываясь от монополизма компаний во всех сферах товарооборота, включая и оптовые продажи. Оптовые посредники в условиях рыночной экономики постоянно поддерживают экономическую целесообразность своего существования. Необходимо соблюдать все слагаемые в успешной конкурентной борьбе, такие как гибкость, поиск новых методов работы.

Порядок формирования коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли

Торговля в оптовых компаниях выполняет роль посредника между производством и торговлей в розницу. Достаточно часто процесс обращения товаров складывается из двух этапов оптовой и розничной реализации. Товарооборот в сфере оптовых продаж представляет собой, по своей экономической сущности, продажу товаров и услуг торговым предприятиям с целью продажи в сферу личного потребления. Перед оптовыми предприятиями стоит важная задача по совершению основной функции торговли – доведение товара до потребителя и удовлетворение его спроса, с целью получения собственной прибыли.


При существовании плановой и административной системы управления в стране, главенствовала разветвленная система оптовых контор, холодильников, которые, чаще всего, размещались в областных или краевых центров, и осуществляли реализацию продовольственных и непродовольственных товаров[34].

В СССР существовала потребительская кооперация, которая вела свою деятельность в широких масштабах, через проведение оптовой торговли через оптовые базы и склады райпотребсоюзов и Центросоюза СССР[35].

Оптовые предприятия в тот период имели монополию в торговой отрасли и осуществляли функцию распределения торговых ресурсов, прикрепления покупателей к поставщику, определения уровня скидок и бонусов, определяли пути товародвижения и другие элементы торговой деятельности. Существовали оптовые базы, еще в дорыночный период, которые своей деятельностью предоставляли административную гарантию оптового сбыта основного ассортимента товаров и услуг при отсутствии большой конкуренции среди оптовых компаний, независимость опта от розничной торговли. Оптовые предприятия под давлением рыночных условий превратились в равноправного субъекта рыночных отношений и стали вынуждены искать свою нишу на товарном рынке при использовании основных инструментов маркетинга. Но, оптовая торговля была не подготовлена к новой роли на рынке, в связи с чем последовал распад выстроенной системы государственной оптовой торговли преобразование торговых контор в предприятия с различными формами собственности. Структура внутрисоюзных хозяйственных связей была разрушена, претерпели изменения привычные схемы товародвижения и методы оптовой торговли. Оптовая торговля настигла кризиса, в связи с чем были ликвидированы базы и организаторы снабжения потеряли свою роль[36].

Для того, чтобы выжить с условиях рыночной экономики, оптовые компании были вынуждены поменять функции и методы своей деятельности и заняться новой деятельностью, например розничной торговлей, сдачей складов в аренду и так далее. Оптовые компании поменяли товарную специализацию и стали внедрять новые формы организации оптовой торговли.

Совершенствование оптовой торговли в условиях рынка, продолжение выполнения ей своих функций усиливали стимул к производству, это способствовало решению проблем и восстановлению определенных хозяйственных связей и повышению эффективности внутренней торговли страны[37].