Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
1.2. Основные элементы системы менеджмента человеческих ресурсов
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Соната»
2.1. Общая характеристика ООО «Соната»
2.2 Анализ формирования и развития системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Соната»
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Соната»
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент человеческих ресурсов занимает ведущее место в системе управления предприятием. Суть менеджмента человеческих ресурсов, включая наёмных работников, работодателей и других владельцев предприятия состоит в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и способы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников с целью их максимального использования.
Проблемы в области управления кадрами, согласно оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства. Управление персоналом рассматривает людей как достояние организации, как ресурс, который, как и другие ресурсы, необходимо эффективно применять для достижения целей предприятия. Именно поэтому, проблема совершенствования системы управления персоналом является актуальной.
Цель исследования – изучение менеджмента человеческих ресурсов.
Для достижения цели сформулирован ряд задач:
- исследовать теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов;
- провести анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Соната»;
- разработать мероприятия по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Соната»;
Объектом исследования является ООО «Соната».
Предметом исследования – человеческие ресурсы в ООО «Соната».
При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
Менеджмент человеческих ресурсов – совокупность принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на персонал, обеспечивающих максимальное использование его интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций для достижения целей организации. [14, с. 82]
В системе управления персоналом выделяются субъект и объект.
Под субъектом подразумевается обладатель функции управления персоналом, то есть совокупность подразделений и сотрудников, реализующих функции управления персоналом. Субъект – тот, от кого зависит качество принятия управленческих решений, и, следовательно, последующий результат деятельности сотрудника, подразделения и всего предприятия в целом; кто обладает функциями управления персоналом, занимает активное положение по отношению к объекту управления и содержит для этого необходимые возможности. [7, с. 33]
Объект (управляемый элемент) – это основные элементы системы управления персоналом: отбор, расстановка, оценка, стимулирование и прочее [3, с. 47].
Задача системы управления персоналом на предприятии определяет необходимость решения последующих проблем управления персоналом:
-комплектование персонала предполагает собой обеспечение организации штатом нужных сотрудников в необходимом числе сотрудников на определённом месте в нужное время;
-организация деятельности служащих подразумевает формирование рабочей среды, что станет способствовать эффективной работе персонала;
-обучение и развитие персонала – это обеспечение уровня знаний и навыков сотрудников, требуемых с целью эффективной работы, а кроме того, моделей поведения, желательных для данного предприятия;
-вознаграждение персонала предполагает формирование концепции мотивации персонала, побуждающей к достижению индивидуальных, групповых и организационных целей;
-создание и сохранение системы эффективных трудовых отношений подразумевает обеспечение социальной среды, которая способствует результативной работе персонала и увеличению эффективности финансово- хозяйственной деятельности предприятия. [9, с.56]
Разработка и функционирование системы управления персоналом создаётся на базе установленных принципов. Под принципами управления персонала понимают правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. [14, с. 93]
Основные принципы формирования и функционирования управления персоналом предприятия представлены в таблице 1.
Имеется ещё ряд принципов, на которые нацелены все работоспособные команды. [12, с.86]
а) Доверие.
Формирование атмосферы доверия среди членов команды имеет существенную роль.
б) Коммуникации.
Непосредственное взаимодействие между членами команды обеспечивает понимание каждым групповой цели и значимость своего вклада в её достижение.
в) Сопричастность.
Участие всех членов команды в принятии решений. Это не означает, что речь непременно идёт о консенсусе, однако каждый член коллектива должен знать о принимаемых решениях и понимать, по какой причине они были установлены.
г) Разрешение конфликтов.
В слаженных коллективах инциденты выносятся на общее обсуждение и разрешаются как можно скорее.
д) Обратная связь.
В эффективных командах регулярно обеспечивается обратная связь, для того, чтобы сообща совершенствовать деятельность всего коллектива.
Таблица 1
Принципы управления персоналом и их содержание
Принцип |
Содержание |
Первичность функций управления персоналом |
Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоёмкости функций управления персоналом |
Потенциальные имитации |
Временное отсутствие определённых сотрудников не должно прерывать процесс осуществления той или иной функций управления. Для этого любой служащий системы управления персоналом обязан обладать способностью имитировать функции вышестоящего и нижестоящего сотрудника |
Прогрессивность |
Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Перспективность |
При создании системы управления персоналом необходимо принять во внимание перспективы развития организации |
Параллельность |
Подразумевает синхронное осуществление отдельных управленческих решений |
Специализация |
Разделение труда в системе управления персоналом |
Оптимальность |
Альтернативное исследование предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее оптимального варианта для конкретных обстоятельств производства |
Научность |
Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна базироваться на достижениях науки в области управления и учитывать изменения законов развития общественного производства |
Иерархичность |
В различных вертикальных разрезах системы управления персоналом должно гарантироваться иерархическая связь между структурными подразделениями управления |
Адаптивность (гибкость) |
Приспособление системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы |
Прозрачность |
Система управления персоналом должна содержать единую доступную терминологию, а деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» процессов управления персоналом |
Комфортность |
Система управления персоналом должна обеспечивать максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком |
Все принципы системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Практическая деятельность демонстрирует, что стремление к общим целям делает работу команды значительнее эффективнее. В результате, именно сочетание индивидуального и группового интереса дают возможность достичь эффективной организации работы подчиненных.
Также выделяют ряд методов управления персоналом – это способы воздействия на коллектив и отдельных сотрудников с целью направлять их работу в процесс деятельности предприятия. [16, с.121]
Методы управления тесно связаны с принципами управления. Из числа методов управления акцентируется внимание на три группы: организационно - распорядительные, экономические и социально-психологические, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Методы управления персоналом
Административные методы управления базируются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, исполняются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Экономические методы считаются компонентом экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие предприятия. Важнейшим методом управления персоналом является технико-экономический анализ, объединяющий и синтезирующий в себе все экономические методы управления.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и так далее).
Особенность данных методов состоит в существенной доле применения неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
1.2. Основные элементы системы менеджмента человеческих ресурсов
Элементы системы управления персоналом организации – совокупность средств, принципов и методов, помогающих целенаправленно воздействовать на персонал. В ходе управления прорабатываются технологии, при помощи которых можно гарантировать предельно эффективное применение интеллектуальных, физических способностей работников. Это нацелено на качественное исполнение трудовых функций, что в свою очередь может помочь достичь поставленных предприятием целей. На рисунке 2 представлена схема элементов системы управления персоналом. [10, с.131]
Рисунок 2 – Элементы системы управления персоналом
Описание данных элементов системы управления персоналом трактуется в таблице 2.
Составными элементами кадровой политики предприятия считаются следующие [10, с. 133]:
а) Политика занятости — обеспечение высококвалифицированным персоналом и формирование качественных условий труда, обеспечение его безопасности, а также возможностей с целью продвижения сотрудников для повышения степени их удовлетворённости работой.
б) Политика обучения — развитие надлежащей базы обучения, для того чтобы сотрудники имели возможность повысить квалификационный уровень и этим получить возможность своего профессионального продвижения.
в) Политика оплаты труда — предоставление более высокой заработной платы, нежели в иных компаниях, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью сотрудника.
г) Политика благосостояния — предоставление более широкого комплекса услуг и льгот, чем у других работодателей; социальные условия должны быть привлекательны для работников и взаимовыгодны для них и фирмы.
д) Политика трудовых отношений — формирование определённых процедур для разрешения трудовых конфликтов.
Таблица 2
Описание элементов системы управления персоналом
Элемент системы управления персоналом |
Содержание |
Кадровая политика предприятия |
Система теоретических взглядов, требований, принципов, характеризующих ключевые тенденции работы с персоналом, а также методы этой работы, которые позволяют создать сплочённый коллектив |
Кадровое планирование работников |
В рамках кадрового планирования находят решения проблемы определения потребностей предприятия в персонале, его нужное количество и качество |
Набор персонала |
Процесс подбора и отбора персонала состоит из нескольких стадий: -поиск претендентов на вакантные места; -детализация требований к кандидату на занятие свободной вакансии; -проведение отбора; -приём на работу |
Адаптация персонала |
В ходе общей ориентации, осуществляемой службой управления персоналом, происходит ознакомление нового сотрудника с предприятием, его политикой, условиями труда, техникой безопасности и прочее. |
Обучение и развитие персонала |
Состоит из нескольких видов профессиональной подготовки и развития персонала на предприятии: - вне рабочего места в специализированных учреждениях; -на рабочем месте в специализированных учреждениях; -самообразование |
Оценка и контроль персонала |
Оценка деятельности сотрудников предприятия представляет собой традиционную аттестацию. Целью аттестации считается периодическая оценка персонала. На сегодняшний день предприятиями применяется ряд новых методов оценки персонала, таких как: -управление по целям; -управление результативностью; -метод «360 градусов» |
Управление поведением персонала |
Поведение персонала - это форма взаимодействия человека с окружающей производственной средой. Важным элементом управления поведением сотрудников считается способность разрешения конфликтных ситуаций на предприятии |