Файл: Коллективные методы разработки и принятия управленческих решений (ООО «ВГК-ГЕОТЕК»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
2) Определение целей. Цель формируется при разработке повестки собрания управляющих и в письменном виде доводится до каждого члена собрания. Также она фигурирует и в протоколе собрания, который ведет секретарь фирмы;
3) Анализ ситуации. На данном этапе выделяются основные критерии для принятия решения. Основные методы, применяемые на данном этапе:
- дополнительный обмен информацией между участниками принятия решений;
- согласование противоположных точек зрения;
- поиск компромисса;
- обсуждение сценариев развития ситуации;
- выбор оптимального варианта;
- принятие управленческого решения в процессе коллективного открытого голосования.
Процесс принятия управленческих решений директором предприятия также состоит из нескольких этапов:
1) постановка задач по предоставлению информации, необходимой для анализа;
2) анализ информации и постановка задач заместителям по разработке альтернативных вариантов управленческого решения;
3) подготовка заместителями директора экономического обоснования предложенных альтернатив управленческого решения;
4) выбор наиболее привлекательного, с точки зрения экономического эффекта, варианта решения.
Эффективность принятых управленческих решений также характеризуется общими финансовыми показателями деятельности предприятия ООО «ВГК-геотек». И, если, наблюдается положительная динамика, то, в основном, можно судить об эффективности принятых управленческих решений.
На текущий момент, ООО «ВГК-геотек» осуществляет свою деятельность по направлениям: все виды технологий получения сейсмического сигнала, работа во всех климатических и поверхностных условиях, включая транзитные зоны, высокие стандарты безопасности и эффективности производства, внедрение новых технологий и инноваций.
Решения, принимаемые руководством данного предприятия, находятся в рамках политики организации. Стратегия фирмы позволяет увидеть перспективы развития предприятия, возможные проблемы прогнозируются и не ставится руководство фирмы в тупик. Ситуации по неожиданным и незнакомым проблемам решаются традиционным способом. Подобный путь создает предпосылки для совершенствования планирования будущего компании:
1) отмечался уровень проблемы (существующая или выдуманная);
2) определялась связь проблемы с финансовыми и материальными затратами или с людьми. Деньги и персонал определяют жизнеспособность любой компании. Поэтому высший руководитель должен обязательно курировать и контролировать финансы и кадры;
3) рассмотрение возможности отложить принятие решения.
В процессе принятия решений на предприятии невозможно добиться успеха, если право принимать решения принадлежит только одному человеку. Желание решить и сделать все самому ограничивает возможности. Проблему решения задач за пределами своих физических возможностей следует искать в делегировании полномочий.
На предприятии было принято более эффективное делегировании полномочий:
1) освобождение руководителя от выполнения несвойственных рутинных функций, высвобождая время для решения важных и творческих вопросов;
2) делегирование полномочий, направленное на повышение квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта;
3) было введено делегирование, положительно влияющее на мотивацию сотрудников. Они чувствуют себя хозяевами на участках работы, а это способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы, энтузиазма и самостоятельности. Таким образом, делегирование полномочий явилось эффективным управленческим решением.
2.3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений
В качестве рекомендаций по совершенствованию процесса принятия решений в организации можно предложить ряд мер.
До принятия решения руководитель должен собрать релевантную информацию об ожидаемых выигрышах в случае тех или иных вариантов действий и о вероятности соответствующих событий. Используя «дерево решений», руководитель находит путем возврата от второй точки к началу наиболее предпочтительное решение.
Схема 2.
«Дерево решений»
Получить релевантную информацию можно, используя метод экспертных оценок. Этот метод является наиболее формализованным вариантом метода коллективного мнения. Представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующиеся в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный опросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и, если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно 3-4 раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.
Для того чтобы принятое решение было реализовано, необходимо установить эффективные коммуникации. В качестве рекомендаций по совершенствованию обмена информацией, предлагается ряд мер, которые можно будет применить для увеличения эффективности в работе торговой группы. Так как между геодезистами нет эффективного обмена информацией, иногда она полностью отсутствует. Поэтому невозможна совместная работа над определением текущих и перспективных целей. Плохой обмен информацией стал главной помехой для повышения эффективности работы организации. В совершенствовании нуждаются коммуникации, как между отдельными людьми, так и в организации в целом.
Руководитель топогеодезического отряда должен руководить группой геодезистов-обработчиков и руководителями лесопорубочных работ, составлять планы выполнения земельных работ, вести контроль выполнения планов и задач, работать с новым оборудованием. Геодезисты должны подчиняться геодезисту-обработчику, делать еженедельные посещения рабочих точек, выполнять задачи по развитию территории.
Далее необходимо учредить ежемесячные, продолжительностью в один рабочий день совещания по проведению геодезических работ, чтобы наладить двухсторонний обмен информацией между руководителем топогеодезического отряда и геодезистами, генерировать новую информацию и обеспечивать, в определенной мере, обучение персонала.
Заключение
Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.
Опираясь на изученный материал, следует отметить следующее: анализ предпосылок, ведущих к низкопробным решениям, позволит снизить их количество, тем самым обеспечивая компании повышение эффективности функционирования. Существуют определенные психологические секреты, которые успешный руководитель должен использовать наряду с техническими, правовыми и организационными критериями своей работы. Решения должны быть прозрачными и обоснованными. Ни в коей мере решение не должно вызывать у подчиненных сомнений в его рациональности и объективности. Исполнителям должно быть предельно ясно не только «что нужно сделать», но также понятны такие моменты как: «Почему стоит выполнить решение именно так, как озвучено руководителем», «Какие улучшения это принесет для предприятия в целом и каждого сотрудника в частности», «Почему из всех альтернатив руководителем был избран именно этот вариант», Обязательная своевременность принимаемого решения, этот аспект является вторым по значимости при принятии «качественного» управленческого решения. Действительно, запоздалое решение вряд ли сможет исправить сложившуюся ситуацию. Поэтому руководитель должен строго контролировать временные рамки, которые он отводит себе для принятия очередного стратегического решения.