Файл: Основные функции в системе менеджмента (Основы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По признаку объекта - это управление предприятием, цехом, службой, отделом, участком, бригадой, проектной группой и тому подобное.

По признаку элементов производственно-хозяйственной деятельности - управление трудом, предметами и орудиями труда, информацией.

Непрерывное выполнение функций менеджмента является его технологией. Она формирует важный этап процесса управления, при этом каждая функция является составным элементом этого процесса. В дальнейшем рассмотрим общие функции как базу реализации любого процесса управления. Что касается конкретных функций, то их применение будет осуществляться на основе постулатов, которые обеспечивают механизм реализации общих функций.

Тема 3. Методы менеджмента

Методы менеджмента часто воспринимают как абстрактное понятие, как широкий спектр разнообразных вопросов (коммуникации, планирование, процессы разработки организационных структур). Популярным является также утверждение, что методы менеджмента - это способы выполнения функций менеджмента. Поэтому возникает необходимость выяснить все об этой категории менеджмента. Для лучшего понимания напомним, что по общеизвестным определением методы -- это способы и приемы целенаправленного воздействия субъекта на управляемый объект для достижения установленных целей.

Обобщение фактических материалов и проведенные исследования по этой проблеме позволяют говорить о том, что методы менеджмента в теоретическом аспекте являются способами и приемами влияния руководящей системы на управляемую на разных уровнях и звеньях управления (предприятие, подразделение, служба и т. п.), а в прикладном аспекте-совокупностью способов и приемов влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей для достижения миссии организации и ее целей.

Методы менеджмента направлены и ориентированы на объект управления (фирма, отдел, подразделение и т. п), то есть на работников, осуществляющих различные виды деятельности. Содержанием методов менеджмента является специфика приемов и способов воздействия.

Основной задачей управляющей системы является создание методов менеджмента, с помощью которых она будет влиять на работников, обеспечивая их активность, управляя и координируя их деятельность, ведь главной целью методов менеджмента является обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов.


Все методы менеджмента диалектически связаны с функциями менеджмента, поскольку основной задачей функций менеджмента в качестве видов управленческой деятельности является формирование методов менеджмента. При этом процесс формирования осуществляется через конкретные функции, которые реализуются с помощью общих. Все методы менеджмента рассматриваются руководителем не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов.Методы менеджмента часто воспринимают как абстрактное понятие, как широкий спектр разнообразных вопросов (коммуникации, планирование, процессы разработки организационных структур). Популярным является также утверждение, что методы менеджмента - это способы выполнения функций менеджмента. Поэтому возникает необходимость выяснить все об этой категории менеджмента. Для лучшего понимания напомним, что по общеизвестным определением методы - это способы и приемы целенаправленного воздействия субъекта на управляемый объект для достижения установленных целей.

Обобщение фактических материалов и проведенные исследования по этой проблеме позволяют говорить о том, что методы менеджмента в теоретическом аспекте являются способами и приемами влияния руководящей системы на управляемую на разных уровнях и звеньях управления (предприятие, подразделение, служба и т. п.), а в прикладном аспекте-совокупностью способов и приемов влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей для достижения миссии организации и ее целей.

Методы менеджмента направлены и ориентированы на объект управления (фирма, отдел, подразделение и т. п), то есть на работников, осуществляющих различные виды деятельности. Содержанием методов менеджмента является специфика приемов и способов воздействия.

Основной задачей управляющей системы является создание методов менеджмента, с помощью которых она будет влиять на работников, обеспечивая их активность, управляя и координируя их деятельность, ведь главной целью методов менеджмента является обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

Все методы менеджмента диалектически связаны с функциями менеджмента, поскольку основной задачей функций менеджмента в качестве видов управленческой деятельности является формирование методов менеджмента. При этом процесс формирования осуществляется через конкретные функции, которые реализуются с помощью общих. Все методы менеджмента рассматриваются руководителем не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов.


По направлению влияния на управляемый объект методы менеджмента можно разделить на: методы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на управляемую систему (приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения, тарифы и т. п.); методы косвенного влияния, которые создают условия для влияния на управляемую систему (планы, стимулы, методы формирования коллективов и т. п.).

По способу учета интересов работников методы менеджмента подразделяются на следующие группы: методы материального воздействия: учитывают имущественные и финансовые интересы работников и включают различные экономические стимулы; методы властного влияния: нацелены на упорядочение функций, обязанностей и прав работников, регламентацию и нормирование их деятельности (штатные расписания, регламенты деятельности, положения об исполнителях, договоры, приказы, распоряжения, выговоры и т. п); методы морального воздействия: направленные на повышение социально-хозяйственной активности и включают социальные нормы, моральные стимулы, методы установления хороших взаимоотношений между руководителем и подчиненными и тому подобное.

По форме воздействия методы менеджмента можно условно разделить на: количественные методы (калькуляции, сметы, бюджет, материальные стимулы и т. п); качественные методы (указания, инструкции, моральные стимулы, методы подбора коллектива за психофизиологическими факторами и т. п).

По характеру влияния методы менеджмента подразделяются на группы: экономические, технические, социально-психологические и административные.

Экономические методы менеджмента. Они обусловливаются разнообразными экономическими рычагами, с помощью которых достигается взаимное и индивидуальное удовлетворение потребностей на всех уровнях. К экономическим методам менеджмента относятся: экономические планы и материальные стимулы. Рассмотрим подробнее их содержание.

1. Экономические планы. Эта группа методов менеджмента образуется в результате реализации соответствующих конкретных функций менеджмента через общую функцию менеджмента - планирование. Поскольку планирование делится на стратегическое и тактическое, то логически следует, что все экономические планы целесообразно разделять на две группы: стратегические планы (содержат стратегические показатели, выбор направлений и путей деятельности в долгосрочном периоде и т. п); тактические планы делятся на текущие планы (содержат перечень показателей, касающихся всех сфер деятельности организации и направлены на достижение стратегических показателей; перечень мероприятий по достижению установленных параметров и бюджет организации) оперативные планы (платежный календарь, кассовый план, фонд рабочего времени, график рабочего календаря, табель рабочего времени, оперативно-производственный график выполнения работ, диспетчерские графики, операционные технологические графики, сеточные графики и тому подобное).


Особую роль в рамках текущих планов играет бюджет, который формирует основы функционирования организации с позиции сбалансированного соотношения потребностей и ресурсов. Бюджет - это роспись доходов и расходов, доходов и расходов, активов и пассивов на определенный период, связанный с функционированием определенного объекта, реализацией проекта, производством продукции (товаров, работ, услуг), которая формируется на основе многовариантного анализа с целью поиска оптимального пути достижения установленных целей организации и реализации выбранных мероприятий достижения плановых параметров.

Изучение и обобщение литературных источников и проведенные исследования по проблеме позволяют утверждать, что бюджет выполняет следующие функции: обеспечивает четкость и целенаправленность деятельности организации, ритмичность и непрерывность производственно-хозяйственных процессов; создает объективную основу для оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений; определяет объемы и структуру расходов и источники их покрытия; указывает направления экономии расходов и увеличения поступлений; выступает средством координации деятельности различных подразделений организации для достижения общих результатов; обеспечивает целевое использование средств и противодействует их безгосподарському использованию; способствует делегированию полномочий и усиливает мотивацию управленцев; способствует развитию внутреннего мониторинга.

По уровню важности в организации выделяют основные, вспомогательные и специальные бюджеты. К основным бюджетам относятся финансовые (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и бюджет активов и пассивов).

2. Материальные стимулы. Фактически является найдієвишими способами воздействия на работников организации, поскольку они базируются на использовании тарифных ставок, должностных окладов, доплат, надбавок, премий, дивидендов, ценных подарков, дотаций, компенсаций, льгот и тому подобное.

Технологические методы менеджмента влияют на работников через документы, которые определяют технологию осуществления производственно-хозяйственных процессов. К технологическим методам менеджмента относятся: технологические документы, конструкторские документы.

Технологические документы. Влияние через технологические документы обеспечивается в процессе трудовой деятельности. Выполняя ту или иную работу, работники руководствуются определенным перечнем технологических операций, технологическими картами, инструкциями по использованию конкретного оборудования и оснастки, обоснованной последовательностью выполнения трудовых процессов и тому подобное.


Конструкторские документы. Влияние таких документов обеспечивается через использование работниками в процессе трудовой деятельности эскизов изделий (деталей, узлов), конструкторских схем сборки машин (станков, автоматов, транспортных средств) и оснащения (приспособлений, инструментов) и тому подобное. Так, инженер-программист должен знать устройство компьютерной техники; рабочий руководствуется знаниями о строении металлорежущего станка и тому подобное.

Перевести вGoogleBingСоциально-психологические методы менеджмента используются с целью повышения активности работников и создания соответствующих социально-психологических условий для их трудовой деятельности. Это совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, в них происходящие. Социально-психологические методы - это методы, которые используют индивидуальную и групповую сознание, психологию и основываются на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. К социально-психологическим методам относятся следующие: социальные планы, моральные стимулы, методы формирования коллективов и социально-психологического климата в коллективе.

Социальные планы: их влияние осуществляется через создание благоприятных условий труда, обеспечение отдыха, организации быта, медицинского обслуживания, охраны труда.

Моральные стимулы влияют через награждение орденами, медалями, грамотами, присвоение званий и тому подобное.

Методы формирования коллективов и социально-психологического климата в коллективе обеспечивают влияние на принципах отбора его членов по характеру, стажу, национальности, расположением кадров на рабочих местах и т. др.Социально-психологические методы менеджмента используются с целью повышения активности работников и создания соответствующих социально-психологических условий для их трудовой деятельности. Это совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, в них происходящие. Социально-психологические методы - это методы, которые используют индивидуальную и групповую сознание, психологию и основываются на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. К социально-психологическим методам относятся следующие: социальные планы, моральные стимулы, методы формирования коллективов и социально-психологического климата в коллективе.