Файл: Основные функции в системе менеджмента (Основы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вступление

Современный этап развития национальной экономики характеризуется поиском эффективных рычагов и инструментов ведения производственно-хозяйственной деятельности. Повышение роли частной собственности, развитие фондового рынка, требуют совершенствования механизма управления организациями как важнейшего фактора влияния на работников с целью достижения поставленных целей. Именно управленческая деятельность определяет успехи организации на внутреннем и внешнем рынках, качество структурных изменений, способность к адаптации в условиях жесткой конкуренции.

Менеджмент выступает как результативное средство формирования рыночных стратегий, привлечения инвестиций, осуществления нововведений, оптимизации соотношения спроса и предложения и прочее.

В условиях развития рыночных отношений менеджмент активно проникает на украинские предприятия. Предприниматели заинтересованы в использовании его основных достижений, поскольку это дает возможность достичь четкого построения организации, снизить трудоемкость управленческих работ, оптимизировать численность аппарата управления, усилить управленческое влияние, сосредоточить усилия всех работников на достижении поставленных целей. В организациях все большее значение приобретает деятельность управленцев - менеджеров. Именно эти категории работников способствуют утверждению предприятия на рынке, успех в конкурентной борьбе, воплощению новых идей и результативных стратегий.

Изучение науки о менеджменте является обязательной составляющей подготовки специалистов экономических специальностей во всем мире. В Украине дисциплины «Менеджмент» входят в соответствующие государственные стандарты и является важным фактором получения экономического образования. Сочетание теории и практики менеджмента поможет сформировать конкурентоспособного специалиста, способного эффективно использовать современные технологии работы по соответствующим направлениям профессиональной деятельности.

Цель изучения дисциплины: формирование знаний по вопросам современного управленческого мышления у менеджеров системы специальных знаний в области менеджмента, понимание концептуальных основ системного управления организациями и специальных знаний в области менеджмента, практических навыков, умений и других компетенций по менеджменту организаций.

Компетенции, которые формируются в процессе усвоения дисциплины:

Знания и представления о:


- сущность основных понятий и категорий менеджмента и

управление;

- сущности основных и конкретных функций менеджмента;

- сущности организации и взаимосвязи их внутренних

элементов и внешней среды;

- технология разработки и принятия решений в менеджменте;

- налаживание эффективной коммуникации в процессе управления;

- руководства и лидерства, стили управления;

- роли организационная культура;

- этики и социальной ответственности в менеджменте;

- преодоление сопротивления организационным изменениям;

- определение и оценка эффективности менеджмента.

Умение:

- формулировать миссию организации на основании системного анализа

потенциала

организации и факторов внешней среды;

- разрабатывать стратегические, оперативные и текущие планы деятельности

предприятия;

Универсальные компетенции:

- способность к эффективному коммуникационному взаимодействию;

- способность к усвоению новых знаний, самосовершенствование;

- способность к системному мышлению, творческому поиску,

комплексного анализа проблемы, принятия решений;

- способность к самоменеджменту, к планированию собственной карьеры;

- способность работать в команде;

- способность к лидерству.

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Сегодня в организациях все большее значение приобретает деятельность управленцев - менеджеров. Именно эти категории работников способствуют утверждению предприятия на рынке, успех в конкурентной борьбе, воплощению новых идей и результативных стратегий. Менеджер, обладающий широкими знаниями в сфере современной экономики, основами информационных и компьютерных технологий, техникой делового общения с отечественными и зарубежными партнерами, может обеспечить успех организации, ее инновационное развитие, благоприятный инвестиционный климат.

Менеджмент - вид деятельности, направленный на работников организации с целью координации их действий для достижения поставленных перед организацией целей.

Предметом науки о менеджменте являются: теоретические основы управленческой деятельности (законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели и т. д); практика управления организациями (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т. п); проектирование систем менеджмента (формирование взаимосвязанных и взаимодействующих управленческих рычагов, которые обеспечивают управленческое воздействие управляющей системы организации на управляемую).


Объект менеджмента (объект управления) - процесс управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, корпораций, хозяйственных обществ, объединений и других организаций. Организация состоит из подразделений, каждый из которых имеет свою сферу деятельности, а следовательно, требует применения специфических приемов и методов воздействия на него. Такие подразделения выступают также объектами управления, но к ним чаще применяют термин «управляемая система».

Исследование процесса менеджмента и выделение его этапов позволяют последовательно ознакомиться со всеми управленческими категориями, выявить взаимосвязи между ними, понять характер и особенности осуществления управленческого воздействия. Это способствует формированию у будущих экономистов и менеджеров управленческого мышления, управленческих навыков, способности к принятию управленческих решений.

Осуществляет функции управления субъект менеджмента, которым может быть один человек или группа людей. Субъектом менеджмента (субъектом управления) является работники управляющей и управляемой систем организации, их профессиональный и квалификационный уровень, степень выполнения ими полномочий, объемы ответственности, а также взаимосвязи в системе менеджмента. От субъекта управления следует отличать субъект управленческой деятельности, которым может быть только физическое лицо, индивид. Именно через субъектов управленческой деятельности, которые могут принадлежать как к субъектам, так и к объектам управления, реализуются управленческие отношения. Субъект управленческой деятельности - лицо, реализующее управленческие отношения.

Термин «менеджмент» в стране начали использовать в начале 90-х годов XX века что было обусловлено падением командно-административной экономической системы и началом интеграции страны в мировое экономическое пространство. Наряду с ним применяется термин «управление». Однако между этими терминами существует существенное отличие, поэтому их нельзя отождествлять. Управление - это целенаправленное действие на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменением обстоятельств. Управлять можно техническими системами, компьютерными сетями, автомобилем, людьми. Менеджмент является разновидностью управления, который касается только управление людьми (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т. п).

Менеджмент - целенаправленное воздействие на коллектив работников или отдельных исполнителей с целью выполнения поставленных задач и достижения определенных целей.


Феномен менеджмента вызвал интерес представителей многих наук и профессий. Сейчас в мире существует более пятидесяти определений понятия «менеджмент». В его основе лежит английский глагол «to manage» - управлять, которое происходит от латинского «manus» - рука.

Относительно организации как социотехнической системы эти термины часто используются как синонимы. Различаются они лишь тем, что, говоря о "менеджменте", подразумевают выполнение руководящих действий профессиональным

управленцем - менеджером, который имеет специальную подготовку и необходимые знания для управления людьми. Поэтому в дальнейшем термин «менеджмент» и «управление» будем употреблять как равнозначные. Менеджмент охватывает процессы планирования, организации, мотивации и контроля, в процессе которых формируются и достигаются указанные цели. Характерной особенностью современного менеджмента является тесная связь с социологией, психологией, конкретными эмпирическими исследованиями организации.

Парадигмы менеджмента дают разностороннее трактовки этого понятия и его роли в производственно-хозяйственной деятельности. Например, Оксфордский словарь английского языка дает такие его толкования. Менеджмент - это способ и манера общения с людьми (работниками). Менеджмент - это власть и искусство руководства. Менеджмент - это умение и административные навыки организовывать эффективную работу аппарата (служб работников). Менеджмент - это органы управления, административные единицы, службы и подразделения.

Нередко менеджмент трактуется как совокупность принципов, методов, средств, функций и форм управления организациями, учреждениями с целью реализации стратегических планов, достижения эффективности производства и увеличения прибыли.

С функциональной точки зрения менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивирования, контроля и регулирования, призванный обеспечить формирование и достижение целей организаций (предприятий, обществ, банков, ассоциаций и их подразделений).

По направлениям реализации функций менеджмент подразделяют на следующие виды: производственный менеджмент; финансовый менеджмент; менеджмент персонала; инновационный менеджмент; управление маркетингом.

Менеджеров рассматривают как распорядителей экономической жизни общества. В менеджменте основными являются такие категории: "организации", "функции управления" « "уровни управления", "методы менеджмента" « "стили руководства" « "коммуникации", "управленческие решения" и тому подобное.


Управление-управление, характеризующееся определенными функциональными приоритетами. На практике - это определение общего замысла управления, обеспечение необходимой направленности развития фирмы и наблюдение за общим состоянием дел.

Администрирование-организационная деятельность в сфере управления через организационно-распорядительные методы, опирающиеся на приказы, распоряжения, установки, поступающие сверху.

У менеджеров-практиков и ученых еще и до сих пор не существует единства взглядов относительно сущности менеджмента: 1) одни считают, что менеджмент - это профессия, ориентированная на практическое использование. Главное здесь - реальный результат, который обеспечивается накопленным опытом менеджера; 2) вторые считают, что менеджмент - это процесс достижения цели организации с помощью других людей (главное для менеджера - это искусство общения с людьми и управления ими); 3) третьи считают, что менеджмент - процесс принятия рациональных решений.

В последние годы наблюдается определенная конвергенция взглядов на то, что же такое менеджмент. В широком понимании менеджмент - это одновременно система научных знаний, искусства и опыта, воплощенных в деятельности профессиональных управленцев для достижения целей организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения других людей. В узком прагматичном смысле сущность менеджмента лучше всего воспринимается с позиций системного подхода. Работа менеджеров как раз и заключается в том, чтобы объединить и скоординировать использование указанных ресурсов для достижения целей (элементов выхода) организации. Как же менеджеры достигают этого? - в процессе выполнения основных функций менеджмента: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль.

Указанные функции менеджмента выполняются в определенной последовательности, которая и образует понятие «цикл менеджмента». Коммуникация и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они нужны для реализации всех основных функций.

Менеджмент часто рассматривается и как вид профессиональной деятельности. С этой точки зрения для понимания сущности менеджмента важно знать, кто такие менеджеры и чем их деятельность отличается от деятельности других категорий рабочих. Директор, руководитель группы, начальник, заведующий и т. п - все эти слова обозначают должности. Люди, которые занимают эти должности могут быть объединены общим понятием «менеджер», поскольку можно определить следующие общие для них признаки деятельности: менеджер руководит работой одного или нескольких сотрудников; менеджер управляет частью или всей организацией в которой он работает; менеджер получает определенные полномочия и принимает в пределах этих полномочий решения, которые будут иметь последствия для других сотрудников.