Файл: Основные функции в системе менеджмента (Основы менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Менеджер-специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия, занимает постоянную руководящую должность и наделен полномочиями.
В то же время отметим, что в литературе, особенно популярной, прессе, на радио и телевидении термин «менеджмент» используется не всегда корректно. Так, можно услышать, что «на предприятии уволили весь менеджмент», то есть руководителей предприятия или аппарат управления.
С другой стороны можно услышать (прочитать), что «отдельный государственный служащий (чиновник) является эффективным (неэффективным) государственным менеджером». В таких высказываниях отражено непонимание сущности менеджмента, поскольку последний имеет место только на микроуровне (предприятия, общества, объединения и т. п.). Работа менеджеров направлена прежде всего на обеспечение деятельности на рынке, получение предприятием прибылей, привлечение инвестиций, уменьшение расходов и т. п.
Кроме менеджера, в рыночной экономике чрезвычайно важную роль играет вторая ключевая фигура - предприниматель. Предпринимательство по своей сути является основным механизмом осуществления структурных изменений в экономике, обеспечение экономического роста, формирование вновь созданного капитала, обеспечения результативной инновационной и инвестиционной деятельности.
Предприниматель - это человек, который готов идти на риск, новаторство, приумножение богатства; регулирует процесс создания чего-либо нового, которое имеет ценность; принимает на себя финансовую, моральную и социальную ответственность; получает денежный доход и личное удовлетворение достижениями. Различия между менеджером и предпринимателем приведены в табл. 1.1.
Кардинальное отличие между предпринимателем и менеджером состоит в том, что предприниматель генерирует идею (например, создание хлебопекарни), внедряет ее за собственные или заемные финансовые средства в жизни (основывает предприятие по выпечке хлеба, финансирует весь этот процесс) и нанимает менеджера для управленческой работы, а последний - осуществляет управление организацией, которую создал предприниматель.
Таблица 1.1
Различия между менеджером и предпринимателем
Признаки |
Характерные особенности |
|
Менеджера |
Предпринимателя |
|
1 |
2 |
3 |
Формальний статус |
Есть наемной рабочей силой, привлеченной на определенных условиях для осуществления управленческой деятельности |
Начинает определенное дело, открывает предприятие, выступает в роли собственника, инвестора, учредителя, который использует свои или заемные финансовые средства и другие ресурсы |
Производственно-хозяйственная ориентация |
Ориентирован на выполнение плана и достижение эффективности имеющихся в его распоряжении ресурсов |
Ориентирован на поиск новых возможностей |
Осуществления задуманного |
Принимает решение и лапши всех усилий для его выполнения |
Рискует, то есть может заменить идею, которая оказалась нежизнеспособной |
Привлечение ресурсов |
Привлекает ресурсы с целью обеспечения работы подразделений, поэтому заинтересован в накоплении и накоплении фондов |
Привлекает ресурсы для достижения установленной цели, проявляет гибкость, использует аренду, кредит, лизинг и т. д |
Финансовый статус |
Получает за свою работу заработную плату |
Выступает владельцем или распорядителем ресурсов и имущества |
Построение организации |
Использует ту организационную структуру управления, которая сложилась и имеет иерархическую природу |
Предпочитает горизонтальные организационные структуры управления, основанные на неформальных |
Исследования, проведенные в 70-гг, позволили Г. Минцбергу, с помощью метода «структурного наблюдения», выделить десять управленческих ролей менеджеров и классифицировать их по трем основным группам, рис. 1.1.
Межличностные: главный руководитель; лидер; связующее звено.
Информационные роли: тот, кто принимает информацию; тот, кто распределяет информацию; представитель.
Роли, связанные с принятием решений: предприниматель; тот, кто ликвидирует нарушения; тот, кто распределяет ресурсы, тот, кто ведет переговоры. Каждый менеджер исполняет все роли. Однако их значимость определяется конкретными должностями управленцев. Черты современного менеджера приведены на рис. 1.2.
Современный менеджер должен обладать важными качествами для успешного профессионального функционирования, которые можно свести к четырем основным группам.
1. Профессионально-деловые: высокий профессионализм; способность генерировать полезные идеи, принимать нестандартные управленческие решения, ответственность; стремление к профессиональному росту; предприимчивость; авторитетность; способность к инновациям и разумного риска; умение осуществлять антикризисное управление и тому подобное.
2. Административно-организационные: оперативность; умение осуществлять стратегический и тактический контроль; умение в зависимости от ситуации менять стиль управленческой деятельности; способность стимулировать инициативу; внутренний контроль; умение формировать единую команду, использовать знания подчиненных; осознание границ своей власти; способность делегировать полномочия и тому подобное.
3. Социально-психологические: управленческая культура; ум; культура делового общения; стремление к лидерству и власти; умение управлять своим поведением и регулировать свое психическое состояние; коллегиальность; толерантность; оптимизм; экстравертность (направленность усилий, энергии на внешний мир); четко излагать свои мысли и публично выступать; интеллектуальность; способность оптимизировать социально-психологический климат в коллективе, создавать психологический комфорт; эмоциональная устойчивость; чувство юмора; умение создавать и поддерживать свой имидж и тому подобное.
4. Моральные: национальное сознание; интеллигентность; человечность; честность; чувство долга; гражданская позиция; готовность помогать людям; честность; уважение к достоинству людей. Кроме менеджера, в рыночной экономике чрезвычайно важную роль играет еще одна ключевая фигура - предприниматель.
Роли менеджера в организации. Формальные полномочия, которые получают менеджеры в организации, определяют их статус, который в свою очередь определяет характер отношений данного менеджера с его начальниками, менеджерами равного ранга и его подчиненными. Такие взаимоотношения предоставляют менеджеру возможность получать информацию, необходимую для принятия решений. По этой логике Г. Минцберг определил десять основных ролей (сгруппированных в три категории), которые выполняют менеджеры в организации. Каждая роль предполагает осуществление определенных видов деятельности, которые в совокупности обеспечивают реализацию функций управления.
Десять ролей менеджеров
Категория |
Роль |
Виды деятельности |
|
1. Межличностные роли |
1.1. Главный руководитель |
Проведение церемониальных и символических мероприятий, подписание юридических документов |
|
1.2. Лидер |
Руководство и мотивация подчиненных, обучение, консультирование, коммуникации с подчиненными |
||
1.3. Связующее звено |
Поддержание информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами, переписка, телефонные разговоры, встречи |
||
2. Информационные роли |
2.1. Тот, кто принимает информацию |
Поиск и получение информации, просмотр периодических изданий, отчетов, личные контакты |
|
2.2. Тот, кто распределяет информацию |
Передача информации другим членам организации, отчетов, телефонные звонки, контакты с подчиненными |
||
2.3. Представитель |
Информирование внешних субъектов, речи, отчеты, записки |
||
3. Роли, связанные с принятием решений |
3.1. Предприниматель |
Инициирование новых проектов, поиск новых идей и их реализация |
|
Инициирование новых проектов, поиск новых идей и их реализация |
Урегулирование споров и иных проблем, разрешение конфликтов между подчиненными, адаптация к изменениям в среде |
||
3.3. Тот, кто распределяет ресурсы |
Решение о выделении ресурсов, составлении графиков, бюджетов, определении приоритетов |
||
3.4. Тот, кто проводит переговоры |
Участие в переговорах с профсоюзами относительно контрактов, оплаты труда, закупок, бюджетов, представительство интересов своего подразделения |
Различают следующие области менеджмента: производственный менеджмент; финансовый менеджмент; управление персоналом; управление исследованиями и разработками; финансовый учет; маркетинг; общая администрация.
В зависимости от того, сколькими компонентами организации управляет менеджер различают три уровня менеджмента:
1. Выше. К высшему уровню относится небольшая группа основных руководителей организации. Это президент (директор), вице-президенты (заместители), главный исполнительный директор. На высшем уровне менеджмента формулируются миссия и организационные цели, определяется общекорпоративная стратегия и основные задачи ее реализации, принимаются решения по выходу на новые рынки, выпуска новой продукции, привлечения инвестиций.
2. Средний уровень менеджмента является ответственным за разработку и реализацию оперативных планов и процедур внедрения тех решений, которые приняты высшим руководством организации. Менеджеры среднего уровня имеют достаточно широкую свободу действий по реализации планов. Они, например, самостоятельно определяют: сколько необходимо нанять новых рабочих; какое новое оборудование купить; как использовать средства массовой информации для рекламы. До этого слоя входят менеджеры-руководители производственных и функциональных подразделений организаций.
3. Нижний. Менеджеры этого уровня управляют и координируют деятельность операционных исполнителей. К этой категории в частности относятся руководители секторов, групп, мастера, бригадиры и тому подобное. Объем работ менеджера определяется видом предпринимательской деятельности, должностью и ее местом в иерархической системе, квалификацией управленческого персонала, количеству заместителей (помощников), финансовым положением предприятия, его конкурентоспособностью, стилем руководства и тому подобное. Именно поэтому роль менеджеров в управленческом процессе характеризуется большим разнообразием функций.
Тема 2. Функции и технология менеджмента
Управление рассматривается как процесс, поскольку достижение целей организации представляет собой множество непрерывных взаимосвязанных действий - функций, каждая из которых сама по себе является процессом.
Под функциями менеджмента следует понимать виды управленческой деятельности (трудовые процессы в сфере управления), которые обеспечивают формирование способов управленческого воздействия. Они отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Функции менеджмента возникли вследствие разделения и специализации труда. Любые управленческие процессы на предприятии осуществляются с применением функционального подхода (технологии менеджмента).
Функции целесообразно классифицировать по признаку места в менеджменте, что позволит подчеркнуть господствующую роль конкретных (их еще называют частичными или специальными) функций менеджмента и важную роль общих (основных) функций и выделить объединительную функцию. На современном этапе развития менеджмента к общим функциям относятся планирование, организация, мотивирование, контролирование и регулирование. А. Файоль выделял планирование, организация, распорядительство, координирование и контролирование. Мескон, Альберт и Хедоури предложили рассматривать четыре функции: планирование, организования, мотивирования и контроля.
Что касается координации, то этот важный управленческий рычаг реализуется в форме руководства. Общие функции из абстрактного состояния трансформируются в конкретный лишь в процессе управления определенными объектами, процессами, элементами производственно-хозяйственной деятельности. То есть общие функции приобретают соответствующий смысл тогда, когда они участвуют в реализации конкретных функций менеджмента.
Функции планирования, организации, мотивирования, контроля и регулирования можно считать общими (основными), поскольку любая другая управленческая деятельность (конкретные функции) будет осуществляться через их последовательное применение, а именно: планирование процесса, деятельности объекта, производственно-хозяйственной деятельности; организация процесса, деятельности объекта, производственно-хозяйственной деятельности; мотивирование работников, которые осуществляют определенные процессы, обеспечивающих деятельность объекта производственно-хозяйственную деятельность; контролирование процесса, деятельности объекта, производственно-хозяйственной деятельности; регулирования процесса, деятельности объекта, производственно-хозяйственной деятельности.
По признаку места в менеджменте можно выделить общие (основные) функции: планирование, организования, мотивирования, контроля и регулирования), то есть те, которые участвуют в любых управленческих процессах, и конкретные (специальные), с помощью которых осуществляются определенные управленческие процессы, и объединительную функцию менеджмента (руководство), которая пронизывает все управленческие процессы в организации. В свою очередь конкретные функции можно классифицировать по признакам процессов и объектов управления.
По признаку процессов управления конкретные функции менеджмента подразделяются на управление основным производством, вспомогательным производством, технической подготовкой, материально-техническим обеспечением, внешнеэкономической деятельностью и тому подобное.