Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Типы и виды организационных структур).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1. Типы и виды организационных структур
1.2. Принцип построения организационных структур
1.3. Специфика проектирования и совершенствования организационных структур
2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.2. Исследование организационной структуры предприятия
3. ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка вариантов оптимизации организационной структуры для предприятия
3.2. Расчет эффективности применения новой организационной структуры
ВВЕДЕНИЕ
Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Поэтому, выбор темы проекта является очень актуальным на современном этапе.
Целью курсовой работы является оценка принципов формирования и построения организационной структуры компаний.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы практики построения организационных структур управления;
- провести оценку организационной структуры управления на примере предприятия малого бизнеса;
- выявить альтернативы формирования организационной структуры для предприятия.
Объект исследования – организационная структура предприятия.
Предметом исследования в рамках данной работы является практика построения организационных структур.
При написании работы были использованы работы отечественных и зарубежных специалистов по менеджменту и теории организации, публикации по вопросам организации управления предприятием в периодических изданиях.
При проведении исследования были использованы следующие методы: метод системного подхода, графический, табличный, сравнительный, монографический, статистический, наблюдения, личного опыта.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1. Типы и виды организационных структур
Потенциал развития предприятия появляется за счет формирования адекватной нуждам производства и рынка организационной структуры, которая включает в себя основных стейкхолдеров компании.
Способность к развитию обеспечивается формированием соответствующей организационной структуры, которая включает: владельцев капитала, желающих и способных наращивать этот капитал; команду эффективных менеджеров, то есть лидеров с командами, способных адаптировать предприятия к изменениям экономической среды; достаточный интеллектуальный потенциал; работоспособный, динамичный и мотивированный персонал [26].
Под организационной структурой (ОС) обычно понимается «совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами» [10]. Она может быть охарактеризована «составом, расположением и взаимосвязью отдельных подсистем организации и направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности» [35].
Основной функцией организационной структуры является соединение людей со средствами производства, для достижения стратегических целей предприятия. Организационная структура обеспечивает целостность и устойчивость предприятия при влиянии внутренних и внешних факторов.
Основная ценность оргструктуры состоит в том, что при ее формировании цели и действия подразделений и сотрудников сочетаются таким образом, чтобы обеспечить синергетический эффект [8,53,54]. Благодаря организационной структуре есть возможность наладить производственные отношения в таких сложных организациях, как холдинговое предприятие.
При этом, чем больше подразделений и уровней структуры в структуре, тем более независимыми становятся подразделения.
Оргструктуры отличаются друг от друга формализацией (количеством заранее закреплённых правил и процедур), сложностью (степенью разделения деятельности по функциям), а также степень централизации.
Линейная организационная структура основана на вертикальных управленческих связях; линейно-штабная основывается на линейной организации управления, однако к линейным руководителям прикрепляются штаты специалистов; функциональная основана на горизонтальном разделении управленческого труда; линейно-функциональная - объединение линейной и функциональной; матричная структура используется для проведения в жизнь программ изменений организации и проектов на время их реализации.
Увеличение скорости и эффективности этого процесса возможно при переходе от проектирования инноваций к планированию инновационных отношений между менеджерами основных уровней производства. При этом в функциональные обязанности менеджеров должны быть внесены необходимые изменения.
Матричные структуры являются наиболее часто используемыми организационными структурами для временных подразделений. Они создаются на срок разработки и внедрения новшеств, и включают в себя специалистов различного профиля, постоянно подчиняющихся руководителям соответствующих подразделений, но временно направленных во временную внедренческую организацию для проведения специализированных работ. По окончания необходим работ матричное подразделение расформировывается, и профильные специалисты возвращаются в свои подразделения. Более подробный анализ существующих организационных структур приведен в таблице 1.1.
Предприятие, при наличии одной из базовых организационных структур, имеет возможность осуществления систематического инновационного процесса.
Таблица 1.1 - Типы организационных структур
Тип структуры |
Характеристика |
Линейная |
Уровни управления последовательно подчинены друг-другу, во главе каждого стоит единый руководитель |
Штабная |
Аппарат управления включает штабные подразделения |
Функциональная |
Каждая служба управления специализируется на выполнении специальных функций |
Линейно-функциональная |
В основе управления стоят линейные подразделения, а к вспомогательным относятся функциональные подразделения |
Дивизиональная |
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. |
Матричная |
Временные целевые группы активно применяются малыми предприятиями, в основе которых лежит венчурный бизнес. |
Таким образом, исследование роли оргструктуры предприятия выявило, что для достижения целей по повышению эффективности деятельности по систематическому вводу новшеств на производстве, необходимо сформировать оргструктуру таким образом, чтобы в ней осуществлялся непрерывный процесса поиска, разработки и реализаций нововведений. Необходимо, чтобы этот процесс стал неотъемлемой частью функциональных обязанностей всех руководителей и ключевых специалистов предприятия.
Функциональные роли руководителей и специалистов в организационной структуре управления предприятием распределены и представляют собой совместную деятельность его технологических и административных составляющих в рамках реализации всех необходимых предприятию производственных функций [16, 18].
Основная проблема формирования оргструктуры управления на предприятии заключается в невозможности представления ее в виде формальной задачи выбора наилучшего варианта по четко выраженному математическому критерию оптимальности.
Это совокупная оценка, включающая в себя как количественные, так и качественные показатели, характеризующие наилучшие варианты организационных решений.
Она решается на основе научных методов, включающих как моделирование организационных систем, так и экспертной, субъективной оценки деятельности отдельных ответственных руководителей.
1.2. Принцип построения организационных структур
Процесс создания оргструктуры включает в себя постановку и формализованние стратегических целей и задач, определение потребности в персонале, разработку положений, правил, актов, регламентирующих производственный процесс и закрепляющих методы, применяемые при осуществлении управления предприятием.
Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием, разработанный Логуновой И.В., представлен на рисунке 1.1. Исследование опыта преобразования отечественных предприятий показало, что имеющиеся проблемы в развитии производства связаны не столько с технологическими причинами, но, в первую очередь, с неэффективным использованием кадрового и ресурсного потенциала в отрасли. Рост эффективности, производительности труда, сдерживается отсутствием достаточных стимулов у персонала для вовлечения его в непрерывной процесс совершенствования производства.
Рис. 1.1. Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием
Данный фактор является следствием отсутствия системы экономических и социальных стимулов к выполнению повышенного уровня объемов работы и повышении использования труда персонала на всех уровнях управления.
Таким образом, на основе проведенного исследования роли оргструктур в управлении предприятием, могут быть сделаны выводы следующего характера:
- В целях повышения эффективности деятельности по совершенствованию производства, необходимо создание такой оргструктуры, в которой был бы реализован непрерывный процесс поиска, разработки и реализации инноваций, и чтобы он был в зоне ответственности каждого из руководителей предприятия.
- Создание подобной организационной структуры повысит возможности для повышения эффективности деятельности предприятия и увеличения производительности труда.
Проведенный анализ производственных функций менеджеров и ключевых работников на разных уровнях управления привел к выделению следующих видов деятельности:
- воспроизводство – деятельность, имеющая целью решение текущих задач на предприятии. Ее результатом является поддержание производственных показателей;
- рационализация –вид деятельности, который направлен на совершенствование параметров процесса производства, на основе уже имеющихся решений. Результатом будет качественное улучшение показателей, увеличение проката стали, повышения ее качества;
- инновационное развитие – системная деятельность, характеризующаяся в первую очередь непрерывностью процессов. Ее целью является улучшение показателей, вывод производства на новый уровень развития. Результаты оцениваются по показателям темпов роста производства, снижению ресурсоемкости и росту эффективности.
В Росси основной деятельность на предприятии является решение рутинных задач в рамках бизнес-процессов, с минимальным участием инновационных единиц.
На рисунке 1.2 представлены резервы, на основании которых может происходить совершенствование производства на основе внутренних источников. Источником этих резервов служит отказ от ненужной или вредной работы, возникающей вследствие недостаточного уровня организации производственного процесса. Ненужная работа состоит из бесполезной и вредной работы [26].
Рис. 1.2. Возможности повышения эффективности деятельности предприятия