Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Типы и виды организационных структур).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1. Типы и виды организационных структур
1.2. Принцип построения организационных структур
1.3. Специфика проектирования и совершенствования организационных структур
2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.2. Исследование организационной структуры предприятия
3. ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка вариантов оптимизации организационной структуры для предприятия
3.2. Расчет эффективности применения новой организационной структуры
1) ремонт и сервисное обслуживание автопогрузчиков и складской техники и прочей большегрузной техники;
2) реализация автопогрузчиков, складской и строительной большегрузной техники.
Подробный перечень услуг компании:
1) продажа погрузчиков Komatsu (Комацу);
2) продажа складского оборудования: (гидравлические тележки, ручные штабелеры, штабелеры с электроподъемом, самоходные тележки, самоходные штабелеры, ричтраки;
3) продажа запчастей, расходных материалов, шин, навесного оборудования;
4) погрузчики б/у из Японии: (KOMATSU, TOYOTA, NISSAN, MITSUBISHI.)
5) Ремонт погрузчиков, гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание японских и европейских погрузчиков, полная предпродажная подготовка подержанных погрузчиков, консультации.
6) Сервисный центр — осуществляет ремонт погрузчиков любого уровня сложности.
7) Скорая техническая помощь — специализированные бригады оперативно реагируют на обращения клиентов и готовы выехать в места нахождения техники для проведения сервисных и ремонтных работ по Москве и Московской области.
На конец 2018 года численность штатного персонала ООО «Прицеп-Сервис» составляла 40 человек.
Помещение участка сервисного обслуживания и ремонта компании находится в собственности учредителей. Общая площадь производственного участка составляет 800 кв.м. Кроме того, на территории участка оборудовано офисное помещение, площадь которого составляет 50 кв.м.
В 2006 году ООО «Прицеп-Сервис» и компания Way Industry (Словакия) подписали договор об уполномоченном торговом представительстве и продвижение универсальных минипогрузчиков LOCUST на рынке России и СНГ, включая продажу и сервисное обслуживание. Заключено дистрибьюторское соглашение на поставку вилочных погрузчиков с боковой загрузкой для длинномерных грузов Combilift. Подписано дистрибьюторское соглашение с Magaziner — производителем высотных узкопроходных штабелеров для трехсторонней обработки груза. В целом, рынок продаж прицепной техники города Череповца достаточно насыщен, поскольку покупатели большегрузной техники, в основном, предпочитают обращаться напрямую к производителю, что позволяет избежать дополнительных расходов.
В таблице 2.1 приведены основные технико-экономические показатели ООО «Прицеп-Сервис» в 2016-2018 годах.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели ООО «Прицеп-Сервис»
Показатели |
Годы |
Изменение, 2018 г. к 2016 г. |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
+/- |
% |
|
Выручка, тыс. руб. |
25411 |
26211 |
26522 |
1111 |
4,37 |
Себестоимость, тыс. руб. |
23451 |
24411 |
24133 |
682 |
2,91 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1931 |
1769 |
2357 |
426 |
22,06 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1741 |
1677 |
2207 |
466 |
26,77 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
11594 |
11226 |
11081 |
-513 |
-4,42 |
Фондоотдача, руб./руб. |
2,19 |
2,33 |
2,39 |
0,2 |
9,2 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,46 |
0,43 |
0,42 |
-0,04 |
-8,43 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
41 |
39 |
40 |
-1,00 |
-2,44 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
8651 |
8722 |
8928 |
277,2 |
3,2 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, тыс. руб./чел. |
17,58 |
18,64 |
18,60 |
1,02 |
5,78 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
6,85 |
6,4 |
8,3 |
1,45 |
- |
Данные таблицы 2.1 позволяют сделать вывод о том, что к 2018 году выручка от реализации ООО «Прицеп-Сервис» возросла довольно значительно, а учитывая низкий темп прироста себестоимости, прибыль компании возросла на 426 тыс.руб. или на 22,06%. Чистая прибыль увеличилась на 466 тыс.руб. или на 26,77%. Стоимость основных фондов компании снизилась, тем не менее, рост фондоотдачи и снижение фондоемкости свидетельствуют о повышении эффективности их использования. Численность персонала компании в 2018 году сократилась, а вот уровень оплаты труда в расчете на 1 работника возрос на 5,78%. О повышении эффективности хозяйственной деятельности свидетельствует рентабельность продаж, которая к 2018 году возросла на 1,45 проц. п.
Подводя итоги приведенной общей характеристике предприятия, можно заключить, что компания обладает высоким уровнем материально-технического потенциала. Рост эффективности производственно-хозяйственной деятельности свидетельствует о повышении спроса на большегрузную технику и сервисное обслуживание. Рынок, на котором функционирует компания, является достаточно насыщенным. В целях дальнейшего повышения объемов продаж необходимо постоянно отсиживать перспективные направления развития.
2.2. Исследование организационной структуры предприятия
Целью анализа оргструктуры на первом этапе является оценка уровня организационно-регламентирующего обеспечения (классификации наличных нормативно-методических документов), степени его соответствия теории и практике менеджмента, степени влияния на постановку регулярного менеджмента.
Предприятие имеет функциональную структуру управления, которая отражена на рисунке 2.1.
Рис.2.1. Организационная структура ООО «Прицеп-Сервис»
В подчинении директора находятся 4 линейных руководителя, которым подчиняются функциональные службы предприятия. Преимуществом данной структуры управления является четкость в распределении задач и делегирование полномочий от руководителя высшего уровня к нижестоящему звену. К недостаткам линейной структуры управления, принятой в компании можно отнести отсутствие горизонтальных связей между подчиненными и отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений.
Выделим основные положения, определяющие подход к формирования организационной структуры компании.
1. Организационная структура обязана иметь высокую степень способности изменяться, адаптироваться к внешним и внутренним условиям, быть готовой к самообновлению.
2. При проектировании структуры, на основании указанных выше принципов, должны быть заложена элементы, обеспечивающие требования комплексности, многофункциональности, полноты и гибкости обеспечения решаемых задач.
3. Значимым фактором имеет обеспечение логической согласованности, упорядоченности структуры в зависимости в от предполагаемых функций. Необходимым условием является ориентация на особенности инновационных процессов конкретного предприятия.
4. В основу проектирования организационной структуры компании должно быть заложено обеспечение единства стратегической гибкости организаций участников.
5. Необходимым условием проектирования является оптимальное распределение полномочий по ключевым вопросам и ответственности за выполнение возложенных задач.
6. Наиболее эффективной для компании может является структура, укрупненно представленная в виде блоков, сформированных с учетом задач.
7. Выбор подобной формы не случаен. Отметим, что сегодняшний день наблюдается тенденция к формированию в рамках корпоративных структур самостоятельных организаций или подразделений, основной целью которых является централизация одной или нескольких управленческих функций. Подобная тенденция во многом может быть обусловлена особенностями корпоративных структур, в частности, тесными технологическими связями между организациями-участниками, которые создают предпосылки к формированию внутренних структур, позволяющих осуществлять управление товарно-сырьевыми потоками, операции по снабжению и сбыту.
В целях оценки эффективности применяемой организационной структуры управления в ООО «Прицеп-Сервис» проведем расчет показателей, расчетные значения которых приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика показателей для оценки уровня эффективности организационной структуры
Показатели |
Годы |
Изменение, 2018 г. к 2016 г. |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
+/- |
% |
|
Исходные данные |
|||||
Число должностей в организации, ед. |
41 |
39 |
40 |
-1 |
-2,44 |
Должности, для которых определены реальные права и обязанности, ед. |
41 |
39 |
40 |
-1 |
-2,44 |
Численность оперативного персонала, чел. |
36 |
34 |
34 |
-2 |
-5,56 |
Численность руководящего персонала, чел. |
5 |
5 |
6 |
1 |
20,00 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
8651 |
8722 |
8928 |
277 |
3,20 |
Затраты на доплату руководящему персоналу, тыс.руб. |
1806 |
1872 |
2297 |
491 |
27,18 |
Расчет коэффициентов |
|||||
Удельный вес должностей, для которых определены реальные права и обязанности при нормативе 0,15 |
1 |
1 |
1 |
0,00 |
0,00 |
Удельный вес численности руководителей в численности ППП |
0,14 |
0,15 |
0,18 |
0,04 |
27,06 |
Удельный вес затрат на доплату за руководящий должности в общем объеме фонда оплаты труда при нормативе 0,2 |
0,21 |
0,21 |
0,26 |
0,05 |
23,23 |
Представленные данные в таблице 2.2 позволяют заключить, что организационная структура ООО «Прицеп-Сервис» недостаточно эффективна, поскольку нарушен принцип нормы управленческого персонала в расчете на оперативный и уровень затрат на доплату за руководящие должности в общем объеме фонда оплаты труда.
В 2018 году в штатное расписание организации была введена новая должность директора по логистике, в то же самое время, наблюдается нарушение уровня подчиненности в отделе бухгалтерского учета, где на одного руководителя приходится 1 подчиненный.
3. ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка вариантов оптимизации организационной структуры для предприятия
Эффективная организационная структура, с одной стороны, должна опираться на то, чего хочет и что может коллектив, а, с другой - соответствовать тому рынку, на котором предприятие. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.
На рисунке 3.1 приведен вариант применения линейно-штабной организационной структуры для ООО «Прицеп-Сервис».
Рис. 3.1. Вариант применения линейно-штабной организационной структуры для ООО «Прицеп-Сервис»
Приведенная линейно-штабная структура управления для ООО «Прицеп-Сервис», как для малого предприятия слишком разветвлена и требует привлечения дополнительного персонала в штат, что повлечет за собой неэффективность расходования средств. Кроме того, к негативным последствиям применения такого вида структуры управления для предприятия можно отнести опасность конфликтов линейных и функциональных структур, сложность вертикальных коммуникаций, нечеткость процедур принятия решений.
На рисунке 3.2 приведен вариант использования дивизионной структуры управления в ООО «Прицеп-Сервис».
Рис. 3.2. Вариант использования дивизионной структуры управления в ООО «Прицеп-Сервис»
Данная структура управления не подходит ООО «Прицеп-Сервис» по следующим причинам:
- во-первых, такая структура характерна для компаний с развитой филиальной сетью и наличием нескольких владельцев;
- во-вторых, данная структура приведет к высокой иерархичности управления, что для малых предприятий неприемлемо и затратно;
- в-третьих, данная структура приводит к неэффективному использованию ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением; увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала.
На рисунке 3.3 приведен вариант использования кросс-функциональной структуры управления в ООО «Прицеп-Сервис».
Рис. 3.3. Вариант использования кросс-функциональной структуры управления в ООО «Прицеп-Сервис»
К недостаткам кросс-функциональной структуры управления для ООО «Прицеп-Сервис» относятся:
-усложнение взаимодействия между подразделениями по причине сосредоточения руководства процессами у руководителей структурных подразделений;
-сложность в координации работ функциональной службы и структурных подразделений;
- высокие требования к коммуникациям, что для малого предприятия слишком затратно.
На рисунке 3.4 приведен вариант применения иерархической линейно-функциональной структуры управления для ООО «Прицеп-Сервис».
Рис.3.4. Вариант применения иерархической линейно-функциональной структуры управления для ООО «Прицеп-Сервис»
Данная структура управления очень близка к линейной, применяющейся на предприятии, однако, как показывает оптимизированная организационная структура, в ней устранено нарушение норм подчиненности в бухгалтерской службе, где ликвидирована должность главного бухгалтера, что соответствует численности персонала компании, следовательно, ее рекомендуется применить.