Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Типы и виды организационных структур).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1. Типы и виды организационных структур
1.2. Принцип построения организационных структур
1.3. Специфика проектирования и совершенствования организационных структур
2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.2. Исследование организационной структуры предприятия
3. ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка вариантов оптимизации организационной структуры для предприятия
3.2. Расчет эффективности применения новой организационной структуры
На основании случайных факторов осуществляются местные решения об инновационной активности в отдельных производственных процессах, а также эпизодически происходит их улучшение. Результатом такой деятельности может являться лишь поддержание уровня производственных мощностей производства.
На предприятиях, где оборудование используется на уровне 0,4-0,6 от технологических возможностей, в добавок к поддержанию существующих мощностей также осуществляется деятельность, в основном в управленческом блоке, которая направлена на совершенствование функциональных обязанностей отдела, группы или предприятия в целом.
На данных предприятиях процесс рационализации производства охватывает все технологические процессы предприятия, однако нет четко структурированной схемы для оценки и системного проведения рационализаторских предложений в жизнь. Отметим, что на данных предприятиях базисом для совершенствования процессов служат уже известные технологические решения.
Инновационное развитие в технологической сфере приводит к росту конкурентных преимуществ на предприятии. В основу этого положены темпы ускорения преобразований, которые достигнуты посредством освоения новых знаний. Предприятия побеждает конкурентов при использовании принципов качественного и адаптивного управления развитием производства, которое становится возможным при формировании и реализации организационной структуры, основанной на инновационной деятельности [18].
Управление инновационной деятельностью на предприятии включает в себя поиск, разработку и освоение инноваций в непрерывном режиме. Инновации основываются на тех стратегических целях, которые заранее были определены на предприятии, и затрагивает все организационные уровни. Это привело к необходимости рассмотрения разных типов организационных структур.
1.3. Специфика проектирования и совершенствования организационных структур
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это количественно – качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных (в том числе формализованных) методов анализа, оценок, моделирования организационных систем с деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
При выборе типа организационной структуры следует учитывать территориальную разобщенность процессов, которая возникает ввиду глобализации рынков и информатизации экономики.
В составе общеорганизационных критериев важное место занимают критерии степени гибкости, готовности организации к изменениям в результате внешних и внутренних воздействий.
Каждый критерий может быть оценен несколькими показателями, поэтому число показателей, как правило, больше числа критериев. Это, к сожалению, затрудняет расчеты и адекватность оценки.
В качестве базовых критериев для всей организации, занимающейся инновационной деятельностью, ученое сообщество предлагает следующие:
1. Масштаб бизнеса, который характеризует размер предприятие, его оборотных средств. Критерий определяется на основе данных о производственных мощностях, товарообороте, численностью занятых и другими показателями.
2. Уровень удельных издержек. Критерий показывает эффективность управления существующими ресурсами компании. В качестве показателей для оценки критерия используются сведения о величине затрат на 1 руб. выручки, на единицу площади, на ед. продукции и т.д.
3. Уровень прогрессивности используемых технологий. Данный критерий характеризуется в основном показателями, связанными с производительностью труда и капитала.
4. Имидж компании на рынках капитала, сбыта, труда. Уместными показателями в данном случае будут – доля рынка компании, капитализация предприятия, стоимость акций на фондовом рынке.
5. Инновационность компании. Критерий характеризует наукоемкость и динамику обновления продуктового ряда компании. Он может быть отражен в показателях доли новой продукции в общей номенклатуре изделий, процентом вводимых производственных мощностей, интенсивностью обновления продукции.
6. Критерий эффективности деятельность компании в целом, включающий показатели отдачи привлекаемых внешних ресурсов. В качестве основных показателей обычно используются – рентабельность, коэффициент абсолютной ликвидности, величина добавленной экономической стоимости и другие.
Для формирования организационной структуры менеджмент предприятия должен иметь ряд принципов, на которых и будет осуществляться проектирование организационной структуры конкретного предприятия.
Основными принципами, выделяемыми такими исследователями [22, 28], являются следующие:
Упреждение организационного развития компании, с учетом инерционности и протяженности развития во времени. Формирование механизма реализации данного принципа позволит обеспечить опережающий рост организационного потенциала, соответствующего предстоящим технологическим и продуктовым инновациям.
Гармонизация элементов, составляющих организационную структуру, и стремление добиться мультипликативных и синергетических эффектов от совместной работы отдельных структурных единиц.
Глобализация продуктовых рынков и рынка капитала, способствующая логистике средств и продукции компании.
Децентрализация управление территориально разделенными структурами – участниками инновационной деятельности.
Рассредоточение научно-производственной деятельности на основе аутсорсинга, предусматривающее рациональные пропорции между аутсорсингом и собственным производством
Централизация информационного обеспечения системы управления научно-производственным комплексом.
Сбалансированность организационного развития в соответствии с текущими стратегическими целями НПК, обеспечивающая устойчивость предприятию в процессе организационного развития.
Ввиду того, что для построения эффективной организационной структуры предприятию ориентироваться не только на внутренние, но и на внешние факторы, необходимо разобраться в том, как именно создаются новые идеи в организации и за ее пределами, которые задают необходимые требования для архитектуры организации.
Рассмотрим факторы генерации идей в организации. Классически, исследователи выделяют две крупные группы факторов:
- внешние;
- внутренние;
Внешние и внутренние факторы очень сильно влияют на жизнь компаний. Если говорить о влиянии различных факторов на инновационную активность предприятия, то необходимо отметить те формы взаимодействия структурных единиц, которые осуществляют весь инновационный цикл – от идеи до массового производства.
Рассмотрим таблицу, представляющую факторы получения идей для разработки нового продукта.
Для выполнения подобной работы используются различные формы, но наиболее распространенными являются следующие:
- создание;
- поглощение;
- рыночная инновационная интеграция;
- выделение.
Рассмотрим эти формы подробнее.
Создание – это организация новых фирм, подразделений или бизнес- единиц, которые должны заниматься инновационной деятельностью.
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в которой методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих взаимодополняющих методов [8]:
1. Метод аналогии.
Метод аналогии состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т.п.), по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления организацией и определение границ и условий их применения [8].
2. Экспертно- аналитический метод.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, производимыми квалификационными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления [21].
3. Метод структуризации целей.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы организации (включая их количественную и качественную формулировки) и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей [10].
4. Метод организационного моделирования.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющийся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей [13]:
- математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков (примером могут служить модели многоступенчатой оптимизации, модели системной, «индустриальной» динамики и др.);
- графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределения прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных протоколов совместно с управленческими действиями; матрицы распределения полномочий и ответственности; органиграммы процессов принятия решений; таблицы коэффициентов связей между функциями производства и управления и др.;
- натуральные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся:
1) организационные эксперименты – заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях;
2) лабораторные эксперименты – искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения, сходные с реальными организационными условиями;
3) управленческие игры – деятельность практических работников (участников игры), основанные на заранее установленных правилах с оценкой их текущих и долгосрочных последствий (в тои числе с помощью ЭВМ);
- математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях. Примерами могут служить регрессивные модели зависимости численности ИТР и служащих от производственно-технологических характеристик организации; зависимости показателей специализации, централизации, стандартизации управленческих работ от типа организационных задач и других характеристик и т.п. [13].
2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Характеристика компании
Общество с ограниченной ответственностью «Прицеп – Сервис», в дальнейшем Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими законодательными актами РФ и Уставом.
Компания ООО «Прицеп – Сервис» зарегистрирована 7 ноября 2006 года Инспекцией Федеральной Налоговой Службы г. Череповец. Руководителем организации является Федотов Дмитрий Викторович.
Компания находится по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Школьная, д. 256.
ООО «Прицеп-Сервис» относится к субъектам малого предпринимательства. Уставный капитал общества составляет 10 тыс. рублей. Учредители общества – физические лица. Основными направлениями деятельности ООО «Прицеп-Сервис» являются: