Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Развитие рыночных отношений, рост конкуренции в сфере производства и реализации товаров, обильное насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента продукции, эволюция товара путем модернизации и модификации его характеристик являются факторами роста и развития сферы товарной информации, и, как следствие, увеличения роста информационных потребностей потребителей. В сложившейся ситуации значима и актуальна необходимость соблюдения основных требований, предъявляемых к товарной информации.

Наиболее тесно с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих интересы потребителей, связано требование доступности и терминологической понятности. Задача оценки уровня доступности и понятности потребительской части товарной информации является своевременной и обоснованной [1-5].

Изначально право потребителя на информацию о товарах в доступной форме регламентирует федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» [1].

Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» (ТР ТС 022/2011) [2] в п. 4.12 «Требования к способам доведения маркировки» также включает требование понятности потребительской маркировки пищевой продукции.

Под терминологической понятностью следует понимать требование, предполагающее использование общепринятых понятий и терминов, дефиниции которых приведены в терминологических стандартных словарях и справочниках или которые относятся к общепринятым либо обиходным, поэтому не требуют определений и пояснений [3].

Общепринятые наименования продуктов (хлеб, молоко, масло, маргарин, сыр, овощи и другие) абсолютно понятны потребителю и не предполагают каких – либо пояснений.

Однако, присутствие на рынке большого количества импортных товаров, использование стандартизированных и профессиональных терминов формируют проблему «непонятности» и затрудненного восприятия потребительской части товарной информации. Существует достаточно широкий блок терминологии неподвластный среднестатистическому потребителю. Среди таких терминов наименования товаров (спред, марципан и другие), способ изготовления и переработки (сублимированный кофе, стерилизованное молоко и другие), состав продукции (жир переэтерифицированный, жир гидрогенизированный и другие), сведения о пищевых добавках (индигокармин, понсо и другие). Отдельным блоком, требующим пояснений, является применение различного рода информационных знаков. Наличие в потребительской части товарной информации сложных и трудночитаемых терминов и определений, применение малоизвестных знаков идёт в разрез с требованиями доступности и понятности, предполагающих информирование в форме текста или изображения с однозначной передачей смысла при использовании общепринятых наименований и словосочетаний без применения специализированных научных и технических терминов [4].


Цель работы – изучение товарной информации: виды, средства, способы, методы.

Объект исследования – маркировка печенья.

Предмет исследования – товарная информация.

Задачи работы:

  1. Изучить виды, средства, способы и методы товарной информации.
  2. Исследовать маркировку печенья.

ГЛАВА 1. ТОВАРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1 Теоретические основы товарной информации

Современный рынок насыщен огромным разнообразием товаров и для осуществления компетентного выбора потребителю не требуется обладать специальными знаниями – для этого существует понятие товарной информации. Товарная информация – сведения о товаре (работе, услуге), предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности. По назначению информация о товарах подразделяется на основополагающую, коммерческую и потребительскую. Основополагающая информация содержит в себе данные для идентификации товаров и предназначены для всех субъектов рыночных отношений. К такому роду информации относят вид и наименование, сорт, масса нетто, наименование предприятия изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности [3-7].

Коммерческая товарная информация содержит дополнительные к основной информации сведения и предназначена для изготовителей, поставщиков и продавцов, но практически недоступна для потребителей. Эти сведения подразумевают под собой информацию о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции и т.п. Типичный пример коммерческой информации – штриховое кодирование [8].

Потребительская товарная информация направлена на создание потребительских предпочтений путем представления выгоды от применения конкретного товара. Подобная информация всецело направлена на потребителей и содержит в себе сведения о привлекательных свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности, предпочтительности перед другим аналогичным товаром и др.[3, 5, 6]

Потребителю необходимо знать продавца и изготовителя товара, либо исполнителя работы или услуги не только для того, чтобы выбрать определенного продавца (производителя, исполнителя), пользующегося доверием потребителей, но и для возможности адресно защитить свои права в случае их нарушения.


Право потребителя на информацию закреплено Законом РФ «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце, исполнителе), режиме работы и о реализуемых им товарах (работах, услугах). Если продавец оказался не способен объяснить, чем отличается, к примеру, один электрообогреватель от другого, то данный случай можно рассматривать как ущемление прав потребителя и прецедент для лишения лицензии продавца на право деятельности. Термин «достоверная информация» означает точное соответствие действительным свойствам товара. А «необходимая информация» или полная, это сведения, создающие у потребителя всеобъемлющее представление о свойствах товара для осуществления компетентного выбора подходящего для него товара[9].

Статья 495 Гражданского кодекса РФ аналогично обязывает продавца предоставлять покупателям достоверную и необходимую информацию о товарах, предлагаемых на продажу, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемыми в розничной торговой сети требованиями к содержанию и способам предоставления такой информации. Немногие потребители пользуются тем, что в обязанности продавца также входит и размещение информации о продукции. Для доведения товарной информации до субъектов рыночных отношений существуют различные способы: словесный, цифровой, изобразительный, символический, штриховой [3].

Словесная информация является наиболее доступной грамотному населению, но ее размещение требует значительной доли площади на упаковке и (или) товаре. Негативная сторона этого способа – чрезмерная насыщенность словесной информации зачастую вызывает нежелание потребителя тратить свое время на ее осмысливание. Цифровая информация, прежде всего, используется как дополнение к словесной для указания количественной характеристики товара. Изобразительный способ доведения информации предназначен для создания потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей путем графического и художественного изображения.

Информация, выраженная через символы, характеризует отличительные свойства товара с помощью краткого изложения. Однако, восприятие символической информации требует определенных профессиональных навыков для ее расшифровки.

Штриховая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью штриховых кодов – знаков, предназначенных для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов[10-17].


Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями от 7 июля 2015 г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфереобщественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля, полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Законодательно определено, что информация о товаре (работе, услуге) должна содержать следующее: вид и наименование товара; наименование и фактический адрес изготовителя; местонахождение организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей, а также организации производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых соответствует товар; основные потребительские свойства товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок (если такой установлен); срок службы или годности (если такой установлен); цена и условия приобретения товара. А также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении названных сроков представляют собой опасность для жизни, здоровья или имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению. Аналогично, информация об устранении недостатков в товаре, либо данный товар был ранее в употреблении, обязательно должна доводиться до покупателя.

Немаловажным является и такой фактор как доступность информации. Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8) закреплено, что товарная информация должна предоставляться потребителю на русском языке, и дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации. Данное правило особо актуально при продаже импортных товаров. Изображение товарной информации на иностранном языке расценивается как не предоставление информации.

Статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяет объем информации, которую продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю, но не конкретизирует способов ее доведения. Информация в наглядной и доступной форме доводится до потребителя при заключении договора купли-продажи и договора о выполнении работы (оказании услуги) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, в технической документации, на этикетках, маркировке. Также способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях могут регламентироваться и другими правовыми актами (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).


Следует обращать внимание, что порой, при приобретении товара или заказе работы (услуги) покупателя предлагают поставить подпись в акте приема-передачи товара (работы, услуги). Такие акты практически всегда содержат в себе графу «информацию о товаре получил» и письменное предоставление товарной информации предполагается, тогда как фактически, покупатель такой информации не получает. Но подписав, в данном случае, акт приема-передачи товара потребитель лишает себя права на предъявление претензии относительно не предоставления информации о товаре [2, 7].

Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 12) предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), определяя, что в случае, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, – в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Также в данной статье говорится о том, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Стоит взять во внимание формулировку статьи «разумный срок». Разъяснение содержит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в котором указано, что при установлении разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 12 закона РФ «О защите прав потребителей», необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п. Кроме гражданско-правовой ответственности, продавец (изготовитель, поставщик услуг) в соответствии со статьей 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (редакция от 13.07.2015 г.) несет административную ответственность в виде административного штрафа.

Подводя итог, следует отметить, что товарная информация, предоставленная продавцом (изготовителем) в доступной, полной и достоверной форме, позволяет потребителю совершать компетентный, а главное - безопасный выбор из ассортиментного изобилия товаров и услуг.