Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
Гарантом предоставления полноценной товарной информации выступает государственно-правовое регулирование посредством закрепления ответственности за ненадлежащее предоставление информации о товарах (услугах) Гражданским кодексом РФ (статья 12) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 14.8).
1.2 Формы товарной информации
Товарная информация это сведения о товаре и его характеристиках, предназначенные для всех субъектов коммерческой деятельности, они должны отвечать правилу «3Д» [3-7].
- Достоверность правдивые и объективные сведения о товаре. Зачастую, мы встречаемся с недостоверностью информации. Наиболее часто недостоверна информация, как правило, о фальсифицированных товарах. Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.
- Доступность информационная открытость сведений о товаре для всех пользователей.
- Достаточность рациональная информационная насыщенность, что исключает представление как неполной, так и излишней информации.
Товарная информация может быть представлена различными формами, которые подробно описаны в таблице 1.
Таблица 1. - Формы товарной информации
Форма |
Характеристика |
Недостатки |
Словесная информация |
наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России) |
громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание |
Цифровая информация |
применяется чаще всего для дополнения словесной информации и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие |
иногда доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО) |
Изобразительная информация |
обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений. Основное назначение: создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей |
возможности по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию |
Символическая информация |
сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность |
восприятие этих символов требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п. |
Штриховая информация |
предназначена для автоматизированной идентификации и учета ин формации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих товаров |
восприятие этих символов требует специального оборудования, не может быть расшифрована простым потребителем |
Знания о полезности продукта, его безопасности, глубины и широты ассортимента, качества, а также упаковки, складирования, хранения товаров крайне важны. Их мы получаем вместе с информацией о товаре, которая может быть представлена следующими в словесной, цифровой, изобразительной, символической, штриховая.
Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Маркировка это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листкивкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах. Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую информацию, штрихкоды, пиктограммы. О последних скажем подробнее.
Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр. С учетом возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и др.[1].
Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является товарный знак, который ему знаком, или он уже покупал товары с таким знаком. Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц [4].
Большое значение для потребителя имеют следующие знаки:
- Знак соответствия (в области сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ Р. Маркирование знаком соответствия служит одним из способов подтверждения соответствия товара.
- Эксплуатационные знаки — знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров. Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наиболее распространены международные символы, принятые для текстильных изделий. Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что даже без особых пояснений ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.
- Манипуляционные знаки — знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. Приведём примеры текстового содержания таких знаков: «Беречь от нагрева», «Хрупкое. Осторожно!», «Беречь от влаги!».
- Предупредительные знаки — знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности. Предупредительные знаки подразделяют на два вида: предупреждающие об опасности; предупреждающие о действиях по безопасному использованию. Примеры: «легко воспламеняется» (F), «ядовито» (Т), «взрывоопасно» (Е), «едкое» (С).
Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них — информирование потребителей с помощью экологических знаков. Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Данную группу знаков подразделяют на три подгруппы:
1. знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;
2. знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки;
3. знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Экологические знаки довольно часто встречаются на импортных товарах, но в последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и российские изготовители, так как в России пока еще не разработаны национальные экологические знаки [3].
Несомненно велика роль товарной информации как для производителя, так и для потребителя в настоящее время. Информация, наносимая производителем на товар, упаковку, этикетки и т.п. даёт покупателю гарант качества и безопасности, если она достоверна, доступна, достаточна, включает в себя знаки соответствия и другие информационные знаки.
Однако в этой области существуют проблемы и недоработки, на практике реализуются не все возможности товарной информации, поэтому вопросы, связанные с товарной информацией, являются в настоящее время актуальными и значимыми в современной теории товароведения и, как нам кажется, имеют широчайшую перспективу дальнейшего развития.
1.3 Упаковка и маркировка товара
Неотъемлемой частью любого товара является его маркировка -носитель актуальной информации как о нем самом, так и о предметах, связанных с его обращением (например, его таре и упаковке).
Это может быть как информация, требуемая в законодательном порядке, так и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее необходимости для производителей, потребителей и прочих сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.
В общем случае маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.
Следует подчеркнуть, что, принимая во внимание всевозрастающие объемы международной торговли, особое значение приобретают знаки как особые средства передачи информации, как правило, не базирующиеся на текстовой основе или все же использующие его некоторые элементы для обеспечения их понятности для пользователей.
Это обусловлено способностью знаков, в сжатой образной форме, предоставлять определенную информацию об объекте, выделяясь среди монотонной массы текстовой информации.
Упаковка и маркировка товара - один из новых востребованных потребителями сегментов логистических услуг, позволяющий на месте хранения подготовить товар к отправке конечному потребителю.
На российском рынке нередко встречается недоброкачественный товар под маркой известных производителей. Это подрывает престиж известных фирм. Чтобы избежать таких ситуаций были созданы способы защиты товара от подделок.
Одним из таких способов является маркировка продукции. Маркировка содержит не только информацию о товаре. Нанесение маркировки делает фирму-изготовителя узнаваемой. Выбирая товар, покупатель ориентируется на ее производителя. Маркировка упаковки товара говорит покупателю о том, кто является изготовителем. Нанесение маркировки - неотъемлемая часть производства. Это позволяет идентифицировать продукцию и защититься от подделок
Услуги по формированию и упаковке близких по ассортименту товаров в комплекты получили название копакинг (copacking: от английских -complect (соединять, сочетать) и packing (упаковка)). Почти каждый сегмент в сфере производства и дистрибуции потребительских товаров использует копакинг для продвижения своей продукции в розничной продаже. Копакинг позволяет представить покупателям новый вид продукта, сделать товар более заметным и тем самым выделить его среди конкурентов. Это метод стимулирования сбыта, одна из возможностей увеличения добавленной стоимости товара, не уменьшая рекомендуемую розничную цену. Поэтому копакинг приобретает особое значение в сложившейся экономической ситуации, когда выигрывает тот, кто заботится о конечных потребителях своей продукции, позволяя им сэкономить. Организация копакинга – достаточно трудоемкий процесс. Для осуществления подобных операций необходимо оборудование, обученный персонал, дополнительные производственные площади и т.п. Все это требует дополнительных инвестиций, отвлекает управленческий персонал от основного бизнеса. К тому же возникают риски порчи товара во время отладки рабочего процесса, срыва рекламных акций, несоблюдения обязательств перед конечными получателями продукции. Поэтому в большинстве случаев компании выгодно отдать копакинг на аутсорсинг, ведь оператор уже имеет опыт, налаженный производственный процесс, производственные площади, необходимое оборудование, квалифицированный персонал, а главное – несет ответственность в случае возникновения брака или нарушения сроков производства наборов. К тому же себестоимость единицы продукции у оператора, как правило, ниже за счет более высокой производительности. Копакинг уже стал традиционной услугой для логистического оператора перед праздниками или рекламными акциями компании-клиенты создают наборы в красочной упаковке, часть товаров требуют доработки (вложения инструкций, дополнительных деталей), в ряде случаев партию товара можно спасти, заменив потерявшую товарный вид упаковку.
В число услуг по предпродажной подготовке товара входят:
• Стикеровка продукции. Изготовление и наклеивание стикеров, в т.ч. русификаторов, промо-стикеров со штрих-кодом (скидка на продукт, информация о промо-акции и т.д.);
• Подготовка продукции к промо-акциям, создание промо-юнитов (метро-юнитов) – упаковка из нескольких единиц товара одного вида;
• Комплектация подарочных наборов – упаковка, состоящая из товаров нескольких видов;