Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ЗАО «Любовшинский Спирт завод»)».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы управления коммерческой деятельностью в предприятиях оптовой торговли
1.1. Понятие и функции коммерческой деятельности торговых предприятий
1.2 Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров
1.3 Электронная коммерция в деятельности оптовых предприятий
2 Анализ коммерческой деятельности ЗАО «Любовшинский «Спирт завод»
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Любовшинский «Спирт завод»
2.2 Особенности организация коммерческой деятельности ЗАО «Любовшинский Спирт завод»
2.3 Анализ эффективности коммерческой службы ЗАО «Любовшинский Спирт завод»
3. Мероприятия повышение эффективности коммерческой деятельности ЗАО «Любовшинский «Спирт завод»
Источник: Составлена автором
Из анализа таблицы 1, технико-экономических показателей предприятия видно, что выручка от реализации продукции в 2018 увеличилась на 15,33%, при этом в 2019 году наблюдается рост выручки на 17,74%.
Среднесписочная численность работников в 2018 году увеличилась на 230 человек, рост составил 3,63%, при этом в 2019 году данный показатель снизился на 89 человек, что составило 11,36%. Значительное увеличение выручки от реализации и небольшой рост среднесписочной численности работников в 2018 году повлекли за собой увеличение среднегодовой выработки одного работника на 11,28%, при этом из-за рост выручки и среднесписочной численности работников в 2019 году наблюдается рост среднегодовой выработки на 19,35%.
В 2018 году зафиксирован рост фонда оплаты труда, при этом показатели темпа роста среднесписочной численности и фонда оплаты практически одинаковые, что оставило показатель среднегодового уровня оплаты труда практически на прежнем уровне, рост составил 0,32%. А вот в 2019 году, несмотря на снижение среднесписочной численности работников на 11,36%, зафиксирован рост фонда оплаты труда на 7,79%, тем самым увеличивается среднегодовой уровень оплаты труда на 9,27%.
Стабильная положительная динамика среднегодовой стоимости основных средств наблюдается за анализируемые периоды: в 2018 году рост составил 10,81%, а в 2019 году увеличение составило 9,64%. В связи с ежегодным увеличением стоимости основных фондов предприятия, в 2019 году зафиксирован рост фондоотдачи аж на 7,38%, соответственно снижение фондоемкости на 6,88%, что говорит о повышении эффективности использования основных производственных фондов.
Анализируя показатели рентабельности предприятия разных видов, то можно сделать один вывод: в 2018 году наблюдается рост всех показателей рентабельности, а в 2019 году – еще более значительный рост этих показателей. Конечный результат показателей рентабельности выше уровня 2017 года.
2.2 Особенности организация коммерческой деятельности ЗАО «Любовшинский Спирт завод»
Коммерческая служба ЗАО «Любовшинский Спирт завод» сегодня представляет из себя совокупность основных звеньев (производственно-технологических цепей), обеспечивающих выполнение функций снабжения, производства и реализации спирта основным потребителям.
Производственно-технологическая цепочка «Спирт завод» – это совокупность взаимосвязанных последовательных и параллельных технологических операций (бизнес-процессов), которые ориентированы на качественное преобразование предметов труда (производство спирта).
Логистическая цепь Любовшинский «Спирт завод» – это совокупность взаимосвязанных последовательных и параллельных операций (бизнес-процессов) по логистическому обеспечению процесса создания и доведения до потребителя спирта, работы или услуги по монтажу.
Звеньями логистической цепи являются операции или бизнес-процессы «Спирт завод».
Логистическая цепь (цепь логистического обеспечения) создания и доведения до потребителя готовой продукции в логистической системе Любовшинский «Спирт завод» представлен на рис. 5.
Поставка сырья и материалов
Логистические операции
Реализация готовой продукции
Логистические операции
Производство
спирта
Технологические операции
Рисунок 5– Логистическая цепь создания и доведения до потребителя спиртовой продукции в коммерческой службе Любовшинский «Спирт завод»[11]
В соответствии с определенными цепями коммерческой деятельности и логистического обеспечения и организационная структуризация коммерческой службы, как составная часть внутренней деятельности определяется общей стратегией предприятия, а также конкурентной стратегией «Спирт завод».
Организационная структура управления коммерческой деятельностью предприятия определяется той целью и задачами, которые она призвана решать. Ее цель максимизация прибыли на длительный период за счет эффективного участия в осуществлении логистических функций. Организационная структура Управления коммерческой деятельностью «Спирт завод» постоянно развивается и совершенствуется, приспосабливается к изменениям во внешней среде и сфере управления.
Организационная структура службы управления коммерческого отдела и логистической системой Любовшинский «Спирт завод» представлена на рис. 6.
Управление коммерческой службой предприятия
Функции производства и комплектовки
Функции закупки и поставки
Функции сбыта и маркетинга
Заместитель директора по производству
Начальник службы МТЗ
Коммерческий директор
Производственный цех
Отдел
комплектовки
Отдел
поставки
Отдел
логистики
Центральный
склад
Отдел
сбыта
Служба
маркетинга
Рисунок 6 – Организационная структура управления коммерческой службой ЗАО «Любовшинский Спирт завод»
Источник: Составлена автором
Следовательно, управление коммерческой деятельностью «Спирт завод» предусматривает сочетание двух важных функций: поставка товаров от производителя и сбыт товаров определенным контрагентам (субъектам рынка).
Основой формирования логистической системы Любовшинский «Спирт завод» следует считать деятельность отдельного структурного подразделения – отдела логистики.
Отдел логистики является самостоятельным структурным подразделением «Спирт завод» и подчиняется начальнику службы МТЗ. Отдел логистики создано по приказу руководителя «Спирт завод».
Отдел логистики возглавляется начальником отдела, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности руководителем «Спирт завод» в порядке, установленном действующим законодательством.
Цель отдела логистики «Спирт завод» заключается в следующем:
1. Организация на качественном уровне логистической деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности.
2. Своевременное обеспечение потребителей высококачественными товарами в определенном месте в определенное время в необходимом количестве с минимальными затратами с учетом персонифицированности потребностей клиентов по доступной цене.
Структуру и штат отдела логистики утверждает руководитель «Спирт завод» с учетом нормативов численности, объемов работы и особенностей деятельности отдела. В состав отдела логистики входят: руководитель, логист по складированию, логист по продажам, монтажники.
Задачи отдела логистики «Спирт завод» сводятся к следующему:
1. Разработка для предприятия долгосрочных и текущих планов логистической деятельности, участие в реализации этих планов и координация логистической деятельности других служб и подразделений.
2. Обеспечение сбалансированности управления материальными, финансовыми и информационными потоками на протяжении всей логистической цепи «закупка-производство- сбыт» с целью своевременного удовлетворения потребителя высококачественными товарами по оптимальной цене.
3. Обеспечение исполнения обязательств по поставке товаров потребителям в соответствии с заключенными договорами.
4. Разработка рекомендаций по организации деятельности подразделений предприятия, занимающиеся управлением потоками, с целью оптимизации движения всех видов потоков и расходов в течение цепи «закупка – производство – сбыт».
5. Анализ и оценка эффективности логистической деятельности предприятия.
6. Контроль за рациональным использованием ресурсов предприятия.
7. Сохранение качества МТР в процессе их складирования, хранения и транспортировки течение всей логистической цепи.
8. Качественное документальное сопровождение всех логистических процессов.
9. Валидация логистического оборудования.
10. Обеспечение качественного и эффективного логистического обслуживания клиентов и потребителей.
11. Обеспечение своевременного и полного обеспечения клиентов и потребителей достоверной информацией.
Функции отдела логистики «Спирт завод» следующие:
1. Разработка логистической стратегии предприятия.
2. Участие в подготовке и заключении договоров с партнерами (поставщиками и потребителями).
3. Разработка совместно с другими подразделениями предприятия планов сотрудничества с партнерами.
4. Сбор, накопление и анализ информации по решению проблем логистической деятельности предприятия.
5. Организация внутренних потоков (упаковка, погрузка, разгрузка, складирование, управление запасами, обеспечение веществами и материалами цехов, вывоз из цехов, экспедирование).
6. Организация логистического обслуживания.
7. Бюджетирование логистических процессов.
8. Организация, планирование и контроль процесса движения потоков в процессе производства продукции.
9. Организация и контроль процесса управления запасами.
10. Организация, планирование и контроль процесса движения продукции.
11. Организация, планирование и контроль движения потоков в ВЭД.
12. прием от цехов, хранение, комплектация и упаковка и отгрузка товаров, оформление отгрузочной документации.
13. Изучение передового отечественного и зарубежного опыта в сфере логистики и внедрение его на предприятии.
Кроме отдела логистики, непосредственно в исполнении коммерческой службы «Спирт завод» задействован отдел МТС, который функционирует на основе информации, полученной от отдела логистики. К важнейшим функциям этого подразделения входят:
- анализ спецификаций и определение на его основе критериев отбора систем поставки продукции;
- принятие решения о выборе объект поставок, рассылка заявок;
- проведение переговоров с поставщиком;
- проверка качества товаров, полученных от поставщика;
- оценки эффективности работы с поставщиком;
- оперативная работа по организации процесса поставки продукции.
В процессе осуществления производственно-торговой деятельности содержание функций органов снабжения Любовшинский «Спирт завод» включает три направления.
1. Планирование, которое предполагает: анализ и изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров; прогнозирование и определение потребности всех видов ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей; оптимизацию производственных запасов; планирование потребности в поставках товаров для обеспечения соответствующего уровня запасов; оперативное планирование поставки товаров.
2. Организация, которая включает: сбор информации о нужной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т. д.; анализ всех источников удовлетворения потребности в продукции с целью выбора наиболее оптимального; заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции; получение и организацию завоза реальных ресурсов; организацию складского хозяйства, входит в состав органов снабжения.
3. Контроль и координация работы, в состав которых входят: контроль за выполнением договорных обязательств поставщика, выполнение ими сроков поставки товаров; входной контроль за качеством и количеством товаров, поступающих; контроль за производственными запасами товаров; выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям; анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение ее эффективности.
Итак, отделы снабжения на Любовшинский «Спирт завод» функционирует с целью своевременного и оптимального обеспечения необходимыми ресурсами соответствующей марки и качества.
На другом конце цепи коммерческой деятельности Любовшинский «Спирт завод» находится функция сбыта продукции (товаров) конечному потребителю.
Сбыт продукции является ведущим звеном в цепи закупка – производство (распределение) – потребление. В результате сбыта предприятие «Спирт завод» получает предпринимательский доход.
Основные функции сбыта можно объединить в три группы: планирование; организации; контроля и регулирования.
1. Основное содержание функции планирования сбыта «Спирт завод» следующее: разработка перспективных и оперативных планов продаж товаров; анализ и оценка рынка; формирование ассортиментного плана сбыта по заказам покупателей; выбор каналов распределения и товаров к конечному потребителю; планирование рекламных кампаний и разработка мероприятий по стимулированию сбыта товаров; составление смет-затрат и их оптимизация.