Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ЗАО «Любовшинский Спирт завод»)».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы управления коммерческой деятельностью в предприятиях оптовой торговли
1.1. Понятие и функции коммерческой деятельности торговых предприятий
1.2 Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров
1.3 Электронная коммерция в деятельности оптовых предприятий
2 Анализ коммерческой деятельности ЗАО «Любовшинский «Спирт завод»
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Любовшинский «Спирт завод»
2.2 Особенности организация коммерческой деятельности ЗАО «Любовшинский Спирт завод»
2.3 Анализ эффективности коммерческой службы ЗАО «Любовшинский Спирт завод»
3. Мероприятия повышение эффективности коммерческой деятельности ЗАО «Любовшинский «Спирт завод»
2. Функции организации сбыта «Спирт завод»: организация складского и тарного хозяйства для продукции и полуфабрикатов; организация продаж и доставка товаров потребителям; организация пред- и послепродажного обслуживания потребителей; организация каналов товародвижения и распределительных сетей; организация проведения рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта товаров; организация подготовки торгового персонала и управления деятельностью торговых представительств; организация взаимодействия всех подразделений предприятия для достижения целей сбыта.
3. Опции сбытового контроля и регулирования «Спирт завод»: оценка результатов сбытовой деятельности; контроль за выполнением планов сбыта; оперативное регулирование сбытовой деятельности предприятия с учетом влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов; оценка и стимулирование деятельности сбытового аппарата; стратегический, бухгалтерский и оперативный учет сбытовой деятельности.
По результатам проведенного исследования определено, что управление коммерческой службой Любовшинский «Спирт завод» предусматривает сочетание двух важных функций: поставку материально-технических ресурсов и товаров от производителя и сбыт товаров определенным контрагентам (субъектам рынка). При этом организационная структура управления коммерческой деятельностью предприятия развивается и постоянно совершенствуется, приспосабливается к изменениям во внешней среде и сфере управления. Следовательно, можно утверждать, что выполнение в комплексе всех указанных функций снабжения и сбыта будет способствовать повышению эффективности осуществления коммерческой деятельности Любовшинский «Спирт завод».
2.3 Анализ эффективности коммерческой службы ЗАО «Любовшинский Спирт завод»
Исследования показали, что основной задачей коммерческой службы Любовшинский «Спирт завод» является получение максимальной прибыли путем оптимизации коммерческих затрат. За координацию взаимодействия между всеми ее функциональными звеньями несет ответственность коммерческая служба предприятия, управление которой позволяет уменьшить коммерческие затраты на 12-25%; транспортные – на 7-20%; расходы на погрузочно-разгрузочные работы на 15-30%; ускорить скорость обращения материальных ресурсов на 20-40%.
Основой эффективности коммерческой системы «Спирт завод» является ее надежность, для обеспечения которой следует управлять процессами планирования всех звеньев системы в различных условиях функционирования. Для обеспечения надежности логистической системы «Спирт завод» ее оценку следует осуществлять по всем элементам, которые ее составляют, выделяя основные показатели эффективности и надежности.
В узкоспециализированной экономической литературе частично отражены показатели коммерческой деятельности – работы склада, логистического обслуживания. Как следствие, каждый из ученых по-разному подходит к вопросу оценки надежности коммерческой службы предприятия, делая акцент либо на некоторых ее составляющих, или же использует набор тех общих методов, которые могут служить лишь для подведения итогов ее деятельности. Считаем, что если финансовую надежность предприятия можно оценить с помощью входных данных, то для оценки надежности коммерческой службы Любовшинский «Спирт завод» необходима разработка специфической методики, которая бы учитывала все ее особенности, факторы влияния и другие факторы.
Считаем возможным выделить основные этапы оценки эффективности и надежности коммерческой службы Любовшинский «Спирт завод»:
1. формирование системы показателей для оценки эффективности и надежности;
2. формирование базы данных по совокупности показателей, выбранных для исследования;
3. оценка надежности работы предприятия и его логистической системы;
4. расчет интегрального показателя надежности коммерческой деятельности.
Первый этап оценки предусматривает отбор и обоснование системы показателей, которые будут использованы на Любовшинский «Спирт завод». Основным, показателем за которым характеризуют эффективность и надежность работы предприятия является прибыль. Сумма расходов при этом напрямую определяет его величину. Проследив тенденцию его изменения и отношение величины коммерческих затрат к нему, можно проанализировать насколько в той или иной степени надежно работает «Спирт завод» и его коммерческой службы. Если добавить анализ влияния каждой из составляющих коммерческой службы на отношение изменения прибыли, то можно оценить их значимость, а полученные данные использовать как базовые при построении прототипа модели управления коммерческими рисками Любовшинский «Спирт завод».
В зависимости от вида деятельности, географического положения, масштабов предприятия и других характеристик, предприятие «Спирт завод» определенную часть своих расходов относит к группе «коммерческих». Их сумма может быть разной, колеблясь в пределах 5-45% и может расти под влиянием внешних и внутренних факторов.
Основные факторы, влияющие на изменение величины коммерческих затрат предприятия «Спирт завод» представлен в табл. 2.
Таблица 2
Факторы, влияющие на изменение величины коммерческих расходов Любовшинский «Спирт завод»
Факторы |
Среда |
Элемент коммерческой службы |
|||||
ВНЕ |
ВНУ |
S |
P |
C |
W |
M |
|
Осложнения цепей поставок |
+ |
+ |
|||||
Изменение в системе заказов |
+ |
+ |
|||||
Изменение требований потребителей |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Изменение цен на горючее |
+ |
+ |
|||||
Изменение структуры персонала коммерческой слуюбы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Замена оборудования на более современное |
+ |
+ |
|||||
Изменение планов производства |
+ |
+ |
|||||
Другие незапланированные расходы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
*ВНЕ, ВНУ - внешняя и внутренняя среда соответственно; S - поставка, P -производство, C - транспортировка, W - сбыт, M - складирование.
Источник: Составлена автором
Приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует конкретная методика, которая позволила бы в полной мере выделить коммерческие расходы.
Коммерческие аналитики «Спирт завод», которые занимались данной проблематикой, сделали существенный шаг в данном направлении, позволив определить их удельный вес в структуре общих расходов (табл. 3).
Таблица 3
Структура коммерческих затрат Любовшинский «Спирт завод»
Статьи коммерческих затрат |
Часть в выручке от реализации, % |
Элемент логистической системи |
1. Расходы на закупку |
0,15 |
П |
2. Производственные коммерческие расходы |
0,30 |
В |
3. Расходы на сбыт |
0,20 |
Сб |
4. Складские расходы |
3,00 |
Ск |
5. Расходы на транспортировку |
1,00 |
Т |
6. Расходы на управление материальными потоками |
0,25 |
П, В |
7. Расходы на администрирование службы сбыта |
0,20 |
П, В, Т, Сб, Ск |
8. Расходы на сервис |
0,30 |
Сб |
Всего |
5,40 |
- |
П - поставка; В - производство; Т - транспортировка; Сб - сбыт; Ск - складирование
Источник: Составлена автором
Поскольку коммерческая служба «Спирт завод» представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой звеньев, то показатели для оценки следует рассматривать в разрезе каждого из них.
Интегральный показатель надежности коммерческой службы предприятия «Спирт завод» будет выглядеть:
RLSE = [S, P, C, W, M], (1)
где S – поставка;
P – производство;
C – транспортировка;
W –складирование;
M – сбыт.
На втором этапе осуществляется формирование соответствующей базы данных в соответствии с выбранным показателям оценки на основании основных форм отчетности Любовшинский «Спирт завод» – баланс, отчет о финансовых результатах. Методика оценки надежности, предлагаемой основывается на основе анализа структуры коммерческих затрат по отношению к прибыли, которые рассчитывается путем их выделения по соответствующим статьям расходов: общепроизводственные расходы; административные расходы; расходы на сбыт.
Административные расходы и расходы на сбыт содержатся в годовой отчетности предприятия (отчет о финансовых результатах), в то время как большая часть общепроизводственных расходов содержится в структуре прочих операционных расходов.
Динамику указанных статей расходов и долю коммерческих расходов в их составе за период 2017-2019 гг. представим в табл. 4.
Таблица 4
Динамика расходов объема и структуры коммерческих затрат Любовшинский «Спирт завод» 2017-2019 гг.
Показатель |
Год |
Отклонение 2019 г. к 2017 г. |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
+/- |
% |
|
Административные расходы, тыс. руб. |
1290 |
1437 |
1796 |
506 |
39,22 |
Доля коммерческих затрат в составе административных расходов, % |
12,1 |
10,9 |
11,62 |
-0,48 |
-3,97 |
Расходы на сбыт, тыс. руб. |
5103 |
7289 |
9238 |
4135 |
81,03 |
Доля коммерческих и логистических затрат в составе расходов на сбыт, % |
72,15 |
70,3 |
71,68 |
-0,47 |
-0,65 |
Общепроизводственные расходы, тыс. руб. |
1576 |
1799 |
2683 |
1107 |
70,24 |
Доля коммерческих затрат в составе общепроизводственных расходов, % |
2,9 |
3,6 |
3,3 |
0,4 |
13,79 |
Итого расходов |
7969 |
10525 |
13717 |
5748 |
72,13 |
Источник: Составлена автором
Анализ показал, что наибольшее коммерческие затраты по доле формируется в расходах на сбыт Любовшинский «Спирт завод». В 2019 году 71,68% всех сбытовых расходов отнесены в состав коммерческих, что на 0,65% меньше, чем в 2017 году. Наименьший удельный вес коммерческие и логистические расходы занимают в общепроизводственных (накладных) расходах, лишь 3,3% в 2019 году, что на 13,79% больше, чем в 2017 году. В составе административных расходов удельный вес коммерческих и логистических затрат составляет 11,62%, что на 3,97% меньше, чем в 2017 году.
Величина коммерческих затрат зависит от вида деятельности, которой занимается предприятие и рассчитывается по одному из методов, предусмотренных «Приказом об учетной политике предприятия» «Спирт завод».
В соответствии с установленной системы управленческого учета структуризация коммерческих затрат в разрезе отдельных составляющих коммерческой службы Любовшинский «Спирт завод» представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика структуры коммерческих издержек в сетях элементов коммерческой службы Любовшинский ООО «Спирт завод» по 2017-2019 гг.
Элементы коммерческой службы |
2017 |
2018 |
2019 |
Отклонение 2019 г. от 2017 г. |
|||||
тис. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
+/- |
% |
п.с. |
|
1. Система поставки |
497 |
12,80 |
786 |
14,70 |
920 |
13,30 |
423 |
85,10 |
0,50 |
2. Система производства |
256 |
6,60 |
390 |
7,30 |
408 |
5,90 |
152 |
59,25 |
-0,70 |
3. Система транспортировки |
1084 |
27,90 |
1363 |
25,50 |
1986 |
28,70 |
902 |
83,25 |
0,80 |
4. Система сбыта |
1348 |
34,70 |
2026 |
37,90 |
2484 |
35,90 |
1136 |
84,30 |
1,20 |
5. Система складирования |
699 |
18,00 |
781 |
14,60 |
1121 |
16,20 |
422 |
60,33 |
-1,80 |
Вместе |
3884 |
100,00 |
5346 |
100,00 |
6919 |
100,00 |
3035 |
78,14 |
0,00 |