Файл: Структура органов местного самоуправления и оценка их деятельности (Местное самоуправление на современном этапе).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1.История местного самоуправления в России
1.2 Местное самоуправление на современном этапе
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1 Структура и системе местного самоуправления
Для избирателей сегодня важнее профессионализм, умения и навыки хозяйственной деятельности, способность к конструктивным отношениям со всеми партиями, движениями, социальными слоями, поэтому институт выборных органов действует в интересах местных избирателей, что даёт населению самостоятельно решать вопросы политического и хозяйственного направления. Такое единство позволяет определить ответственность перед населением, перед вышестоящей властью, перед юридическими лицами[12].
Данное положение вынуждает местную власть отвечать по своим обязательствам. В нашем понимании, местное самоуправление – это единая система, которая в состоянии самостоятельно решать вопросы местного значения. Местное самоуправление представляет собой опосредованную связь, которая входит в единое политическое, экономическое и культурное пространство, а также имеет свою систему отношений, которые определяют ресурсные и интеллектуальные возможности данной территории
2.2 Тенденции развития местного самоуправления
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Оно обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Являясь одним из атрибутов демократии, базирующейся на принципе разделения властей, местное самоуправление в то же время обеспечивает определенную степень децентрализации системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к реализации социальных, экономических и политических интересов населения на уровне гражданского общества с учетом исторических и иных местных традиций. В настоящее время нет официального толкования ст. 12 Конституции Российской Федерации.
Местное управление принято определять как организацию деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения. На сегодняшний день местное самоуправление находится в совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации, согласно п. «н» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации[13].
Местное самоуправление действительно осуществляет управление муниципальной собственностью и исполнение возложенных на него обязанностей, однако мы не можем говорить еще в полной мере, что население осуществляет его самостоятельно. Во многом это связано с указывавшимися выше причинами – сильной централизацией власти в России и неумением населения само организовываться для управления образованием. Но, с другой стороны, имеются и законодательные причины неучастия населения в управлении муниципальным образованием – сложность ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации[14]» где часто не дается никакой конкретики, которая, по идее федерального законодателя, должна устраняться либо законодательством субъектов, либо локальным законодательством.
Подобного, следует отметить, не происходит. Другой стороной является тот факт, что процесс становления местного самоуправления в России характеризуется как «обязательная мера исполнения «спущенного сверху» закона», то есть существующие советские «низшие уровни власти» стали местным самоуправлением.
Излишняя централизация власти проявилась в становлении местного самоуправления, поэтому существующие различия отечественного местного самоуправления от зарубежного, где принципы организации местного самоуправления сначала формировались, а затем получали правовое закрепление, существенна. Кроме этого, свободу местного самоуправления ограничивают также следующие факторы: зависимость от межбюджетных трансфертов (налоговое законодательство оставляет муниципалитетам налог на имущество и на землю, однако данных средств не хватает); наличие огромного числа обязательств местного самоуправления, которые являются чисто расходными (содержание школ, больниц, поддержание надлежащего состояния дорог и т.д.); стандартное законодательство мешает развиваться районам, которые существуют в экстремальных условиях
Одни носят технический характер, другие требуют концептуальной проработки. При завершенности формирования территориальной основы местного самоуправления так и не снят вопрос описания границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Сегодня на решение комплекса организационных и функциональных задач местного самоуправления направлена деятельность органов государственной и местной власти, активизированы к обеспечению реформы теоретическая наука и исследовательский корпус.
В этом аспекте значимы организуемые органами власти и учеными научные исследования, реализуемые совместные исследовательские проекты, проводимые научно-практические конференции и семинары, издаваемые монографические труды и методические разработки по многообразному спектру проблем и вопросов реформируемого местного самоуправления. Выделим ряд проблем, на которые нацеливает практика реформирования местного самоуправления в современной России. Прежде всего, необходимо совершенствование муниципального правотворчества и повышение качества муниципальных актов в рамках формируемой системы муниципального права.
В частности, в связи с исследованием норм муниципального правового процесса и ведением единого регистра муниципальных актов, активизирующего решение основных задач: пополнение общедоступной базы данных муниципальных правовых актов; обеспечение контроля качества муниципального нормотворчества при систематизации модельных муниципальных правовых актов[15].
Для культивации доверия необходимы повышение ответственности и самостоятельность муниципальных властей, в частности, на районном уровне самоуправления. Во многих субъектах РФ сложилась своя модель отношений с районами, а учитывая соглашения о передаче полномочий и практику межбюджетных отношений, и в большинстве районов в отношениях с поселениями. Не всегда такая модель соответствует действующему законодательству и зачастую это происходит в силу того, что региональные законодательные рамки оказываются слишком жесткими, чтобы под них подстраивать практику самоуправления.
Современное состояние местного самоуправления мы характеризуем как декларированное конституцией право, но не реализуемое на практике большинством в силу различных причин; различные по уровню развития муниципалитеты вынуждены подчиняться различным межмуниципальным объединениям; усиливается влияние партийных сообществ на местное самоуправление: в условиях доминирования одной партии наблюдается увеличение количества ее представителей в органах местного самоуправления. Тенденции развития местного самоуправления, на наш взгляд, весьма печальны.
Нет законодательных предпосылок, которые позволили бы муниципальным образованиям российской федерации со временем осуществлять свою власть в полном объеме, как это делают в Германии или Англии, так как ни одно государство не создавало местное самоуправление через законы. Население муниципального образования не заинтересованы в осуществлении местного самоуправления ввиду незначительности полномочий и трудности функционирования последнего[16].
Единственным выходом из данной ситуации мы видим передачу законодательного регулирования местного самоуправления на уровень субъекта, так как на этом уровне возрастает шанс более четкого отражения особенностей организации управления на местах, а также более оперативного реагирования на какие либо изменения. Подобный ход сработает только при идеальных условиях и местное самоуправление в будущем скорее вернется на низший уровень власти без участия населения, чем станет местным самоуправлением в действительности.
Атеистское развитие государства Россия обуславливает невозможность населения осуществлять местное самоуправление, так как на протяжении всей истории местное самоуправление было подчинено интересам государства и осуществлялось им же. У населения не сложилось обычаев, в соответствии с которыми необходимость управления заложена «в крови», поэтому население инертно (не только на локальном уровне) и местное самоуправление в России, так и не приблизившись к европейским стандартам, обречено на исчезновение.
В заключение отметим, что посредством комплексного решения организационных и функциональных проблем муниципальной практики новый этап развития местного самоуправления в субъектах РФ должен быть обеспечен Заметим также, что позиция к четкому разграничению полномочий в субъектах федерации посредством трансформации городских округов и муниципальных районов в государственное звено управления аргументируется важностью упрочения поселенческого уровня самоуправления (исключается верхний уровень и «двухуровневый» принцип территориальной организации местного самоуправления) и государственным интересом – повысить эффективность и ответственность региональных органов управления. Это, конечно, далеко не все проблемы, а лишь самые крупные и уже видимые. Но неправильно было бы говорить, что все они вызваны реформой местного самоуправления[17].
Указанные проблемы копились и не решались годами и только более выпукло проявились в ходе реформы местного самоуправления, всей административной реформы и других социально-экономических и политических реформ. Не стоит при этом полагать, что наличие проблем есть повод к прекращению реформы, поскольку они требуют решения в любом случае. Резюмируя, можно сделать ряд выводов. Самостоятельность местного самоуправления гарантирована Конституцией российской Федерации. Само же местное самоуправление является способом народовластия. Существуют территориальные, организационные и экономические основы местного самоуправления.
Если в первых двух случаях все более или менее понятно, то финансовая самостоятельность вызывает большие вопросы, зачастую небольшие муниципальные образования могут развиваться, а в некоторых просто существовать при активной поддержке федерального центра.
В этой связи проведенная в России реформа местного самоуправления неоднократно подвергалась жесткой критике со стороны исследователей данной проблематики.
Официально местное самоуправление не зависит от субъекта федерации, не обязано каким-либо образом согласовывать ключевые решения, однако, как опять же показала практика, на местном уровне многие проблемы оказываются совершенно не решаемыми и главам муниципальных образований приходится обращаться за помощью к властям субъекта Федерации. Кроме того сложилась порочная практика «удельных князьков», когда на местном уровне исполнительная, законодательная и судебная власть тесно сплетаются, что является прямым нарушением и порождает коррупцию. В целом можно сказать, что реформа местного самоуправления еще продолжается и фронт предстоящей работы очень широк.
Хотелось бы отметить место Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в укоренении и развитии идей местного самоуправления в публичной власти в государстве. Но здесь же, стоит обозначить и ряд недостатков, которые выявил данный нормативно-правовой акт, связанные с финансовой сферой муниципальной деятельности.
Существует проблема территориально-организационного определения местного самоуправления, проблема взаимоотношений с государственными органами власти, осуществлением установленных государственных полномочий и т.д.
Развитие по своей природе предполагает собой реформы в той или иной области и в нормативно-правовых актах местного самоуправления. Я считаю, что развитие местного самоуправления в Российской Федерации требовало и по настоящее время требует его реализации. Еще в 2002 году Президент РФ обратил на это внимание, и выразил свое желании в Послании Федеральному Собранию о реформах местного самоуправления. Реформа местного самоуправления - это форма осуществления народом своей власти, это форма развития и достижения поставленных задач перед населением[18].
В процессе развития происходят кардинальные изменения в организационной структуре местного самоуправления, в том числе увеличивается список органов, возникающие в обязательном порядке во всех муниципальных образованиях. Последний принятый Федеральный закон предоставляет возможность создания выборного контрольного органа в системе местного самоуправления, который позволяет выполнять наиболее эффективный надзор за использованием местных бюджетных средств.