Файл: Анализ методик диагностики интеллектуального развития.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта
Основные подходы к изучению структуры интеллекта
Описание методик, направленных на исследование структуры и уровня развития интеллекта
Глава 2. Анализ методик диагностики развития интеллекта
Делая вывод по результатам теста «Осведомленность» мы получили следующий результат: четверо детей имеют низкий уровень развития, что составляет 13 %, 17 детей – уровень средний – 57 %, девять детей (30 %) – высокий уровень.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и высокий.
Далее нами был проведен второй тест «Сходство», который направлен на выявление способностей к логическому обобщению и измерение степени развития этих способностей.
Детям было предложено ответить на 8 вопросов. Количественные результаты диагностики по данному тесту представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностического исследования по тесту «Сходство» (в баллах)
Имя |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
7 задание |
8 задание |
Итого |
Уровень развития |
Учащийся 1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
11 |
низкий |
Учащийся 2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
12 |
низкий |
Учащийся 3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
17 |
средний |
Учащийся 4 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
12 |
низкий |
Учащийся 5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
17 |
средний |
Учащийся 6 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |
средний |
Учащийся 7 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11 |
низкий |
Учащийся 8 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |
средний |
Учащийся 9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
15 |
средний |
Учащийся 10 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
12 |
низкий |
Учащийся 11 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
14 |
низкий |
Учащийся 12 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
11 |
низкий |
Учащийся 13 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
высокий |
Учащийся 14 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
высокий |
Учащийся 15 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
14 |
низкий |
Учащийся 16 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
14 |
низкий |
Учащийся 17 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
16 |
средний |
Учащийся 18 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
12 |
низкий |
Учащийся 19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
низкий |
Учащийся 20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
высокий |
Учащийся 21 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
14 |
низкий |
Учащийся 22 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
12 |
низкий |
Учащийся 23 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
14 |
низкий |
Учащийся 24 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
12 |
низкий |
Учащийся 25 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
19 |
средний |
Учащийся 26 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
высокий |
Учащийся 27 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
высокий |
Учащийся 28 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
13 |
низкий |
Учащийся 29 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
15 |
средний |
Учащийся 30 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
14 |
низкий |
Делая вывод по результатам теста «Сходство» мы получили следующий результат 17 детей имеют низкий уровень развития, что составляет 51 %, восемь детей – уровень средний – 24 %, пять детей - высокий уровень, что составляет 25 %.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития низкий и средний. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточно развита способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умение обобщать.
Таблица 3. Результаты диагностического исследования по тесту «Понятливость»
Имя |
1 задание |
2 задание |
3 Задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
7 задание |
8 задание |
9 задание |
10 задание |
11 задание |
12 задание |
Итого |
Уровень развития |
Учащийся 1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
21 |
средний |
Учащийся 2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
25 |
средний |
Учащийся 3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
28 |
средний |
Учащийся 4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
17 |
низкий |
Учащийся 5 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
30 |
высокий |
Учащийся 6 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
29 |
средний |
Учащийся 7 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
21 |
средний |
Учащийся 8 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
29 |
средний |
Учащийся 9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
21 |
средний |
Учащийся 10 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
20 |
средний |
Учащийся 11 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
29 |
средний |
Учащийся 12 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 |
низкий |
Учащийся 13 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
23 |
средний |
Учащийся 14 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
31 |
высокий |
Учащийся 15 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
32 |
высокий |
Учащийся 16 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
20 |
средний |
Учащийся 17 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
33 |
высокий |
Учащийся 18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
20 |
средний |
Учащийся 19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
17 |
низкий |
Учащийся 20 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
20 |
средний |
Учащийся 21 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
32 |
высокий |
Учащийся 22 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
21 |
средний |
Учащийся 23 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
21 |
средний |
Учащийся 24 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
21 |
средний |
Учащийся 25 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
33 |
высокий |
Учащийся 26 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
24 |
средний |
Учащийся 27 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
24 |
средний |
Учащийся 28 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
21 |
средний |
Учащийся 29 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
26 |
средний |
Учащийся 30 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
24 |
средний |
Делая вывод по результатам теста «Понятливость» мы получили следующий результаты трое детей имеют низкий уровень развития, что составляет 10%, 21 ребенок – уровень средний – 70 %, шесть детей (20 %) – высокий уровень.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и низкий.
Таблица 4. Результаты диагностического исследования уровня развития по методике Д. Векслера (в баллах)
Имя |
1 |
2 |
3 |
Итог |
Уровень развития |
|
«Осведомленность» |
«Сходство» |
«Понятливость» |
||||
Учащийся 1 |
17 |
11 |
21 |
49 |
средний |
|
Учащийся 2 |
22 |
12 |
25 |
59 |
средний |
|
Учащийся 3 |
25 |
17 |
28 |
70 |
средний |
|
Учащийся 4 |
14 |
12 |
17 |
43 |
низкий |
|
Учащийся 5 |
20 |
17 |
30 |
67 |
средний |
|
Учащийся 6 |
22 |
17 |
29 |
68 |
средний |
|
Учащийся 7 |
18 |
11 |
21 |
50 |
средний |
|
Учащийся 8 |
23 |
17 |
29 |
69 |
средний |
|
Учащийся 9 |
19 |
15 |
21 |
45 |
низкий |
|
Учащийся 10 |
17 |
12 |
20 |
49 |
средний |
|
Учащийся 11 |
25 |
14 |
29 |
68 |
средний |
|
Учащийся 12 |
14 |
11 |
16 |
41 |
низкий |
|
Учащийся 13 |
19 |
24 |
23 |
66 |
средний |
|
Учащийся 14 |
26 |
24 |
31 |
81 |
средний |
|
Учащийся 15 |
26 |
14 |
32 |
72 |
средний |
|
Учащийся 16 |
17 |
14 |
20 |
51 |
средний |
|
Учащийся 17 |
27 |
16 |
33 |
76 |
средний |
|
Учащийся 18 |
18 |
12 |
20 |
50 |
средний |
|
Учащийся 19 |
15 |
10 |
17 |
42 |
низкий |
|
Учащийся 20 |
16 |
24 |
20 |
60 |
средний |
|
Учащийся 21 |
26 |
14 |
32 |
72 |
средний |
|
Учащийся 22 |
17 |
12 |
21 |
50 |
средний |
|
Учащийся 23 |
18 |
14 |
21 |
53 |
средний |
|
Учащийся 24 |
18 |
12 |
21 |
51 |
средний |
|
Учащийся 25 |
27 |
19 |
33 |
79 |
средний |
|
Учащийся 26 |
19 |
24 |
24 |
67 |
средний |
|
Учащийся 27 |
17 |
24 |
24 |
65 |
средний |
|
Учащийся 28 |
15 |
13 |
21 |
49 |
средний |
|
Учащийся 29 |
21 |
15 |
26 |
62 |
средний |
|
Учащийся 30 |
20 |
14 |
24 |
58 |
средний |
|
Средний балл |
598 |
465 |
750 |
Представим результаты по методике Д. Векслера графически.
Рис. 1. Результаты исследования уровня интеллектуального развития детей по методике Д. Векслера.
Дадим характеристику выделенным группам детей.
1 группа – низкий уровень развития – (87%). Испытуемые, отнесенные к этому уровню развития интеллектуальных способностей, с самого начала опыта не проявляли готовности к решению поставленных задач. Некоторые из них вели себя очень настороженно и боялись любой новой для них задачи. Не выслушав до конца инструкцию, эти дети говорили: «Я так не умею», «Я так раньше никогда не делал. Мне не справиться». У некоторых детей задания вызывали повышенную двигательную и речевую активность игрового характера. При выполнении задания таких детей надо было постоянно направлять и помогать. Были трудности в определении лишнего предмета в ряду. Также у многих ребят трудности были в обосновании своего выбора ответа. Выделяли не все существенные признаки предметов. Дети недостаточно умеют выделять предметы по назначению и характерным признакам, классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению, сравнивать предметы, отвечать на вопросы, делать самостоятельные выводы и умозаключения, устанавливать причинно- следственные связи, выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
2 группа – средний уровень развития (13 %) - у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. При выполнении задания требовалась помощь взрослого, после которой ребенок смог справиться с заданием. Умение классифицировать предметы развиты хорошо, а также умение обобщать.
Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.
Итак, было установлено, что уровень развития детей оказался невысокий. Среди детей были такие, которые выполняли задания без особых затруднений, а были и такие, которым часто требовалась помощь взрослого.
По результатам диагностики учащихся с помощью методики Групповой индивидуальный тест (ГИТ) были получены следующие результаты.
Таблица 5. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика
№ |
Уровень общих умственных способностей |
|
13 |
низкий |
|
25 |
высокий |
|
16 |
средний |
|
9 |
низкий |
|
27 |
высокий |
|
11 |
низкий |
|
25 |
высокий |
|
9 |
низкий |
|
16 |
средний |
|
26 |
высокий |
|
17 |
средний |
|
20 |
средний |
|
9 |
низкий |
|
14 |
средний |
|
25 |
высокий |
|
13 |
низкий |
|
25 |
высокий |
|
16 |
средний |
|
9 |
низкий |
|
16 |
средний |
|
16 |
средний |
|
11 |
низкий |
|
18 |
средний |
|
26 |
высокий |
|
22 |
средний |
|
16 |
средний |
|
11 |
низкий |
|
27 |
высокий |
|
20 |
средний |
|
16 |
средний |
По результатам диагностики видим, что низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.
Представим результаты графически.
Рис.2. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика.
Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Основным фактором, влияющим на умственные способности, является обучение. Обучение направлено на формирование и развитие определенных умений: анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и т.д. Обучение способствует такому высокому положительному результату.
Выводы по главе 2
- Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина).
- По результатам первой диагностики были получены следующие результаты: низкий уровень интеллектуального развития – продемонстрировали 87% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития показали 13%, у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.
- По результатам второй диагностики низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.
- Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Заключение
Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.