Файл: Анализ методик диагностики интеллектуального развития.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта
Основные подходы к изучению структуры интеллекта
Описание методик, направленных на исследование структуры и уровня развития интеллекта
Глава 2. Анализ методик диагностики развития интеллекта
Введение
Актуальность исследования. Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания физиологов, философов, психологов, педагогов, социологов и т.д. При этом наибольший интерес вызывает исследование путей формирования интеллектуальных способностей, влияющих на решение мыслительных задач различных типов. Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни интеллектуальные способности.
Интеллект – многогранная, интересная составляющая человека, определяющая многие его качества, свойства. От уровня интеллекта человека зависит многое: как судьба самого человека, его успешность, полезность в обществе, профессиональной деятельности, так и судьба всего общества, всего социума в целом.
Подросток, находясь на пути как профессионального, так и личностного становления, во многом зависим от уровня своих интеллектуальных способностей.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности, которые во многом определяют дальнейший путь подростка, как его профессиональную ориентацию, так и личностную.
Цель курсовой работы – проанализировать методики диагностики развития интеллекта.
Задачи:
1. Дать определение понятию «интеллект».
2. Охарактеризовать основные подходы к изучению структуры интеллекта
3. Дать характеристику методикам на выявление уровня развития интеллекта.
4. Провести исследование
5. Обработать полученные данные.
6. Сделать выводы.
Предмет исследования – показатели уровня интеллектуального развития.
Объект исследования – интеллект.
Гипотеза исследования – уровень интеллектуального развития зависит от особенностей обучения младших подростков.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
База исследования:
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта
Понятие и сущность интеллекта
Интеллект (англ. intelligence; лат. intellectus – понимание, познание) определяется достаточно разнообразно, но в общем, имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной.
Под интеллектом подразумевается система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, внимания.
Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией человека к новым жизненным задачам.
Р. Стенберг в свое время выделил три формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); способность решать проблемы; практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.) [18, с. 74].
По мнению современных исследователей, общий интеллект существует как универсальная психическая способность.
Способности - (англ. abilities, aptitudes, capabilities) - индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого [17, с. 40].
Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.
По определению Б.М. Теплова, способности - это индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее [19, с. 49].
Важнейшим признаком способностей Б.М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности. Способности служат успешному выполнению деятельности.
Некоторые исследователи, например Н.А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека [14. С. 56].
Б.М. Теплов указывает на то, что общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности [19, с. 70].
К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. Проблема способностей всегда волновала умы исследователей, поэтому способности (как и человека в целом) изучают различные науки, но наиболее глубоко и разносторонне эту проблему рассматривает общая психология, а затем и психология управления.
Именно через способности личность становится субъектом деятельности, в том числе управленческой, через развитие способностей человек достигает вершины профессионального мастерства и карьерного роста. Ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейгес, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и другие предложили научному миру ряд концепций, которые помогли постепенно сформировать компромиссную точку зрения на исследование проблем способностей: способности возникают у человека на основе задатков.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональная особенность организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они 9 служат основой развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Структуризация интеллектуальных способностей выглядит следующим образом:
- задатки – основы способностей, заложенные на генетическом уровне;
- общие способности, одинаковым образом проявляющиеся в различных видах человеческой деятельности (обучаемость, внимательность, память, воображения, роль, работоспособность);
- специальные способности, проявляющиеся при определенных видах деятельности (музыкальные, математические, организационные и др.);
- групповые способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных;
- профессиональные способности, проявляющиеся в процессе выбора профессии и развития трудовой деятельности.
Понятие «интеллектуальные способности» авторами научных трудов понимается по-разному. Интеллектуальные способности рассматриваются: как умение логически мыслить (Р.С. Немов) [13, с. 100], как качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик (А.К. Маркова); как развитие основных форм мышления (А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова) [21, с. 89].
Исследования под руководством Л.А. Венгера, позволили установить, что по своей структуре интеллектуальные способности являются ориентировочными действиями, выполняемыми с помощью средств мыслительной деятельности, а механизм их формирования обусловлен овладением определенными формами опосредствования.
Таким образом, уровень развития интеллектуальных способностей, или интеллекта, определяется:
- уровнем развития отдельных способностей;
- наличием знаний, планов и программ и связями между ними;
- целостным характером их функционирования [17, с. 26].
Итак, проанализировав литературу по проблеме исследования, мы выявили, что понятие «интеллектуальные способности» рассматриваются как комплексное образование, главным компонентом которого являются обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно- логической сторон; гибкость и устойчивость мыслительной деятельности [12. С. 140].
Основные подходы к изучению структуры интеллекта
В психологической науке выделяют ряд теоретических подходов к трактовке природы интеллекта, одним из них является тестологический подход.
Тестологичекий подход – название довольно условно, потому что конструирование психодиагностических методик, их использование в практике опирается на определенные представления о закономерностях развития и функционирования психики. Метод тестов был разработан в рамках концепции бихевиоризма [11, с. 26].
Но затем он получает быстрое и широкое распространение, что было обусловлено, прежде всего, направленностью тестологии на оперативное решение практических задач. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками становятся «тесты интеллекта», предназначенные для измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, определяющая успешность выполнения любых задач. Показателем интеллектуального развития выступает коэффициент интеллектуальности IQ, а интеллект, измеряемый с помощью системы тестовых заданий, получает название «тестового» или «психометрического» интеллекта [16, с. 300].
Структура психометрического интеллекта исследовалась факторным анализом. Факторные модели интеллекта могут быть одноуровневые и иерархические. Одноуровневые модели предполагают множество первичных независимых интеллектуальных факторов (способностей) [10, с. 47].
Например, Л. Терстоун выделил 12 независимых факторов, среди которых словесное понимание, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и т. д.
Т. Келли относил к основным интеллектуальным факторам пространственное мышление, вычислительные способности, вербальные способности, память, скорость реакции.
На основе изучения организации активных познавательных действий разработаны модели интеллекта Б.Г. Ананьева (действие как единица человеческой чувственной деятельности, практики) [2, с. 105].
В теории интеллекта, разработанной под руководством Б.Г. Ананьева, интеллект – интегрированная система познавательных процессов.
Структура интеллекта сводится к характеру внутрифункциональных и межфункциональных связей, выявленных с помощью процедур корреляционного и факторного анализа (когнитивная дифференциацияинтеграция, ведущий психический процесс и т.д.).
Степень интегрированности когнитивных процессов (психомоторики, внимания, памяти, мышления) – критерий развития интеллекта. Интеграция характеризуется возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций и усилением межфункциональных связей между ними. Рост количества и величины корреляционных связей интерпретируется как проявление меры интегрированности познавательных функций и, соответственно, как показатель становления целостной структуры интеллекта [2, с. 148].
В целом критерий развития интеллектуальных возможностей связывается с тем, насколько в познавательных действиях субъекта реализуются доминирующие культурные ориентации. Такие культурные факторы, как традиционный образ жизни, образование, язык унифицируют проявления интеллектуальной активности [4, с. 65].
В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий [7, с. 204].
Интеллект возникает как результат межфункциональной интеграции познавательных процессов, перестроенных на основе понятийного мышления. Интеллектуализация познавательных функций означает их осознанность, произвольность, категориальность, системность, возможность протекания во внутреннем - умственном - плане. В свою очередь регуляция собственно интеллектуальной деятельностью осуществляется на основе усвоения т. н. «научных понятий». Критерием развития интеллекта выступает мера общности понятия: с точки зрения степени обобщенности его содержания и с точки зрения степени его включенности в систему связей с другими понятиями [9, с. 87].