Файл: Анализ методик диагностики интеллектуального развития.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта
Основные подходы к изучению структуры интеллекта
Описание методик, направленных на исследование структуры и уровня развития интеллекта
Глава 2. Анализ методик диагностики развития интеллекта
Методика Амтхауэра состоит из 9 субтестов, представляюцшх собой группы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятельности человека. В зависимости от этого каждый субтест имеет свое название:
- субтест 1- осведомленность (ОС);
- субтест 2 – исключение лишнего (ИЛ);
- субтест 3 – поиск аналогий (ПА);
- субтест 4 - определение общего (00);
-субтест 5 - арифметический (АР);
-субтест 6 - определение закономерностей (ОЗ);
- субтест 7 - геометрическое сложение (ГС);
- субтест 8 - пространственное воображение (ПВ);
- субтест 9 – запоминание (З).
Все субтесты методики содержат 20 заданий, за исключением субтеста 4, который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста 176. Перед каждым субтестом дается подробная инструкия по выполнению субтеста и примеры решения заданий данной группы. Время выполнения заданий по каждому субтесту ограничено.
Шкалы измерения интеллекта Векслера. Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Шкала стандартизирована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения 19 цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс [3].
Таким образом, интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [1, с. 79].
Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу.
Выводы по главе 1
1.Интеллект (англ. intelligence; лат. intellectus – понимание, познание) определяется достаточно разнообразно, но в общем, имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной. Под интеллектом подразумевается система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, внимания.
Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы выявили, что понятие «интеллектуальные способности» рассматриваются как комплексное образование, главным компонентом которого являются обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно- логической сторон; гибкость и устойчивость мыслительной деятельности.
2.Интеллект возникает как результат межфункциональной интеграции познавательных процессов, перестроенных на основе понятийного мышления. Интеллектуализация познавательных функций означает их осознанность, произвольность, категориальность, системность, возможность протекания во внутреннем - умственном - плане. В свою очередь регуляция собственно интеллектуальной деятельностью осуществляется на основе усвоения т. н. «научных понятий». Критерием развития интеллекта выступает мера общности понятия: с точки зрения степени обобщенности его содержания и с точки зрения степени его включенности в систему связей с другими понятиями.
Структура интеллекта сводится к характеру внутрифункциональных и межфункциональных связей, выявленных с помощью процедур корреляционного и факторного анализа (когнитивная дифференциацияинтеграция, ведущий психический процесс и т.д.).
3.Тесты интеллекта представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одним из наиболее распространенных методов в психодиагностике.
Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества.
Глава 2. Анализ методик диагностики развития интеллекта
2.1. Организация исследования
Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у младших подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина):
Представим краткое описание используемых методик.
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году.
Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие – вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Д. Векслера состоит из 10 отдельных субтестов, которые разделены на 2 группы: 5 словесных и 5 невербальных. Каждый субтест содержит от 10 до 30 постепенно более сложных вопросов и задач. К словесным субтестам относятся задачи, определяющие общее сознание, общее понимание, способность, сходство, воспроизведение цифровых рядов и т.д. Невербальные субтесты включают в себя следующее: шифрование, поиск недостающих деталей в изображении, определение последовательности изображений, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивается в точках с последующим переводом в единую оценку масштаба, которая позволяет анализировать разброс. Выполнение каждого субтеста оценивается в точках с последующим переводом в единую оценку масштаба, которая позволяет анализировать разброс. Учитывается общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «словесного и невербального» интеллекта, анализируется выполнение каждой задачи.
Количественная и качественная оценка выполнения тестовых заказов позволяет определить, какие стороны интеллектуальной деятельности хуже формируются и как их можно компенсировать. Низкий количественный показатель одного или нескольких субтестов указывает на определенный тип нарушений.
К вербальным субтестам относятся: «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметический», «Сходство», «Понятливость». Вопросы расположены по возрастающей трудности. К невербальным субтестам относятся: «Дома животных», «Недостающие детали», «Лабиринты», «Геометрические фигуры», «Кубики (пластины)».
Тестирование строится на чередовании вербальных и невербальных субъектов, трудных и легких. Остановимся подробнее на трех показателях, которые будут использованы нами в дальнейшем: общая осведомленность, логическое мышление («сходство») и умение строить умозаключения («понятливость»).
«Осведомленность» - направлена на выявление и измерение общего количества и уровня относительно простых знаний, а значит, и направленности и широты познавательных интересов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успех выполнения субтеста напрямую зависит от формирования тестера, его общей культуры. Оценка "осведомленности" характеризует тест с точки зрения его формирования и особенно прогнозируется в отношении словесных и общих IQ.
«Сходство» - направлена на выявление навыков логического обобщения и измерение степени развития этих способностей. На самом деле «Сходство» является упрощенным вариантом метода сравнения понятий, в котором задача тестера ограничена только определением сходства. Поиск общих существенных характеристик понятий требует высокой степени абстракции, классификации, сравнения и расположения информации, разработанной мышлением. Оценки по «Подобию» являются информативными с точки зрения вербального и невербального интеллекта.
«Понятливость» - включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлена на выявление способности строить выводы на основе жизненного опыта и опираясь на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют как интеллектуальные, так и эмоциональные факторы. Находит свое выражение срочная готовность к духовной деятельности, независимости и социальной зрелости суждений.
Методика «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина). Его преимущества по сравнению с аналогичными методиками - быстрота и удобство проведения, высокая валидность и надежность. Интегральный показатель связан с обучаемостью, и отражает познавательную активность. Минимальный возраст для использования теста – 13 лет, седьмой класс общеобразовательной школы. Тест КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие умственные способности». Под «общими умственными способностями» понимается способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии. Предполагается использование 34 методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено – 15 минут.
2.2. Анализ результатов исследования и выводы
Проанализируем результаты диагностического исследования уровня развития интеллектуальных способностей на базе Название учреждения.
Первый тест по методике Д. Векслера был «осведомленность », в котором детям было предложено ответить на 10 вопросов, количественные результаты диагностики по данному тесту представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностического исследования по тесту «Осведомленность»
Имя |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
7 задание |
8 задание |
9 задание |
10 задание |
Итого |
Уровень развития |
Учащийся 1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
17 |
средний |
Учащийся 2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
22 |
средний |
Учащийся 3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
25 |
высокий |
Учащийся 4 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
14 |
низкий |
Учащийся 5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
20 |
средний |
Учащийся 6 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
22 |
высокий |
Учащийся 7 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
18 |
средний |
Учащийся 8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
23 |
высокий |
Учащийся 9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
19 |
средний |
Учащийся 10 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
17 |
средний |
Учащийся 11 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
25 |
высокий |
Учащийся 12 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
14 |
низкий |
Учащийся 13 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
19 |
средний |
Учащийся 14 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
26 |
высокий |
Учащийся 15 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
26 |
высокий |
Учащийся 16 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
17 |
средний |
Учащийся 17 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
27 |
высокий |
Учащийся 18 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
18 |
средний |
Учащийся 19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
15 |
низкий |
Учащийся 20 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 |
средний |
Учащийся 21 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
26 |
высокий |
Учащийся 22 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
17 |
средний |
Учащийся 23 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
18 |
средний |
Учащийся 24 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
18 |
средний |
Учащийся 25 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
27 |
высокий |
Учащийся 26 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
19 |
средний |
Учащийся 27 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
17 |
средний |
Учащийся 28 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
15 |
низкий |
Учащийся 29 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
21 |
средний |
Учащийся 30 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
20 |
средний |