Файл: Анализ методик диагностики интеллектуального развития.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта
Основные подходы к изучению структуры интеллекта
Описание методик, направленных на исследование структуры и уровня развития интеллекта
Глава 2. Анализ методик диагностики развития интеллекта
Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, следует сформулировать следующие основные выводы.
Проведя данную работу можно сделать вывод, что наиболее интенсивный период для развития интеллектуальных способностей детей - это младший подростковый возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы подросток имел успех в профессиональной ориентации, необходимо помочь развитию его психических процессов.
По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы.
Педагог должен учитывать, что подросткам необходим особый подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки, практически, не уступают взрослым людям. И за пределами узкоспециальных областей они способны к равноправному общению. Хотя их по-прежнему привлекают игровые моменты в их деятельности.
Необходимо помочь подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно в таком, где он может блеснуть своими знаниями и умениями и показать себя в роли лидера. Тем более что подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности.
Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина).
По результатам первой диагностики были получены следующие результаты: низкий уровень интеллектуального развития – продемонстрировали 87% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития показали 13%, у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.
По результатам второй диагностики низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.
Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и преодолению трудностей характерных в подростковом возрасте.
Список литературы
- Азимов, Г.Словарь методических терминов / Г.А. Азимов, А.И. Щукин. – М.: Просвещение. – 2016. – 610 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2015 - 370с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2017. – 430 с.
- Блейхер, В.М., Бурлачук, Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук. - Киев: Вища школа, 2017. - 142 с.
- Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 168с.
- Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта / Л.Ф. Бурлачук. – Киев. - 2018. – 282с.
- Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 268c.
- Воспитание дошкольников. Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 2016. – 318 с.
- Выготский, Л.С. Проблема развития способностей // Л.С. Выготский. - Вопросы психологии. - 2017. - № 5. – 331c.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. - Психология мышления. - Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 2015. – 118 с.
- Кеэс, Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Г. Я. Кеэс. - Вопросы психологии. - 2017. - № 6. – C.26
- Михалёва, С. Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Михалева. - Ульяновск :УлГПУ, 2019. С. 136 – 141.
- Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2017.
- Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция /Т. Н. Овчинникова - М.: Академический проект. - 2018. - 208 с.
- Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 384с.
- Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.П. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2017. – 585с.
- Смоляр, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста / Е. И. Смоляр. - Минск: Национальный институт образования, 2017. – 104 с.
- Cтожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалёва. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 128 с.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Просвещение, 2017.
- Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л.Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2017. - 142 с.
- Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Сфера, 2016.