Файл: Понятие правоприменительной деятельности, её виды и принципы (Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

Реализация права – общая цивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

Исходной формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, в федеральном государстве законодатель следует не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации. Во всяком случае, он реализует их в форме соблюдения. Право, способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное выражение.

Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, они теряют свое социальное назначение.

Применение закона как одной из форм его реализации необходимо, когда правовые отношения, учитывая его сложность и важность с точки зрения решения задач, стоящих перед властями, могут и должны создаваться только по решению органа, который олицетворяет государственную власть, или когда правовые отношения должны проходить контроль со стороны государства в лице его властей. Вознаграждение ордена, роспуск брака, назначение на тот или иной пост возможны только при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно сохранить правовые нормы от нарушений, наказывать нарушителей и устранять вредные последствия правонарушений.

Особенно важным становится применение права в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений.


Целью данной курсовой работы является изучение применения права как особую форму её реализации.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.

1. Дать понятие правоприменительных отношений и выявить субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений. Разобрать стадии правоприменительной деятельности.

2. Дать понятие реализации права, разобрать формы и принципы реализации правовых норм.

3. Дать понятие актов применения права, соотношение и виды нормативного акта и акта применения права.

Объектом изучения являются основы реализации правовых норм, порядок применения права.

Предметом изучения являются теоретические и правовые основы, которые определяют порядок применения реализации правовых норм.

Методами изучения являются теоретический и правовой анализ, систематизация, построение логических выводов по теме.

Курсовая работа состоит из трех глав и семи параграфов.

Глава 1. Правоприменительные отношения как особая разновидность правовых отношений

1.1 Понятие правоприменительных отношений

Применение права, как правовая деятельность осуществляется в рамках особой разновидности правовых отношений - правоприменительных. В настоящее время в правовом регулировании отсутствует исследования по проблеме правоприменительных отношений. Между тем, правоохранительные отношения являются особым функциональным разнообразием, качественно отличным от других правовых отношений в роли правовых форм государственной деятельности[1]

Для выявления правоприменительных отношений и определения их места в системе юридических связей недостаточно ограничиться делением правовых отношений по их служебной роли в правовом механизме на правотворческие, правоприменительные и правореализационные. Наличие указанных видов правоотношений обуславливается наличием таких сугубо объективных факторов, как правовые формы деятельности государства.

Специфика нормативной основы также должна рассматриваться в качестве критерия обособления правоприменительных отношений и соответствующей им деятельности в самостоятельные виды. Из всей массы правовых норм теоретически можно выделить нормы, функционально предназначенные регламентировать только правоприменительную деятельность. Их условно можно именовать правоприменительными нормами. Они закрепляют круг субъектов, права и обязанности участников правоприменительных отношений, специфику правоприменительных актов и т.д. К числу этих норм могут относиться целые отрасли, например, уголовное, уголовно - процессуальное, гражданское процессуальное право, отдельные институты конституционного права (например, институт гражданства), нормы которых могут быть реализованы только в форме правоприменения, в рамках правоприменительного процесса. Тоже самое можно сказать и об отдельных нормах материального и процедурного характера внутри отраслей права.


Правоприменительные отношения необходимо отличать от иных правоотношений и по такому дополнительному критерию, как их функциональное назначение. Эти отношения призваны опосредовать только специфическую правоприменительную деятельность государства. Их функциональный характер проявляется, в частности, в том, что они носят надотраслевой характер, а их конструкция является родовой для разнообразных правовых связей. Обязательной стороной этих связей выступают компетентные органы и лица, уполномоченные разрешать вопросы юридического характера. Они опосредуют связи охранительного типа, возникающие в процессе привлечения к юридической ответственности и наложения мер взыскания на правонарушителей, для защиты нарушенных или оспариваемых прав граждан, охватывают отношения позитивно - правового регулятивного типа, складывающиеся по поводу решения конкретных вопросов экономической деятельности, а также реализации прав и свобод граждан.[2]

Отмечая их общие особенности по сравнению с другими правоотношениями, следует учитывать, что, в конечном счете, они - разновидность управленческих отношений, имеют управленческую природу, обладают организационной сутью. Правоприменительные отношения - специфические связи между управляющими (правоприменительными органами) и управляемыми[3] (непосредственными носителями прав и обязанностей) субъектами.

Еще одна особенность правоприменительных отношений состоит в том, что они принадлежат к разряду властеотношений, представляют собой те связи, через которые и при помощи которых проводится государственная воля управляющих субъектов по отношению к управляемым в целях разрешения конкретных правовых ситуаций.

Без властного характера отношений по применению права[4], без вынесения правоприменительного акта по одностороннему волеизъявлению компетентного органа, одинаково невозможна как организация осуществления конкретных материально-правовых отношений, реализация права, так и в целом управление в обществе.

Применение норм права является особой формой реализации права, связанного с деятельностью государственных органов и должностных лиц. Например, совершение правонарушения является юридическим фактом, с которым закон связывает применение санкции правовой нормы, которая является исключительной прерогативой государства. Применение норм права также имеет место, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства, распоряжением главы предприятия о приеме на работу гражданина, распоряжением ректора о зачислении абитуриентов, которые прошли конкурс, в число студентов университетов.


Правоприменительные отношения не единичны, они представляют юридический состав, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных юридических фактов. Они, как правило, не единичны, а представляют собой фактический, точнее юридический состав. Этот состав отличается двойственностью своей правовой природы: он включает процедурные действия тех лиц, которые могут быть участниками данных отношений (предъявление иска в суд, обращение с жалобой или заявлением в соответствующее учреждение и пр.).[5] Среди перечисленных и им подобных исходных фактов решающее значение имеют властно - публичные действия[6], процессуальные акты правоприменительных органов.

Факторами материального и юридического характера являются обстоятельства, которые влекут за собой возникновение материальных и правовых отношений, которые должны быть реализованы в процессе правоприменения.

Материальные и правовые отношения, указанные в ходе правоприменительной деятельности остаются неизменным постоянным фактом, с которым связано дальнейшее движение отношений по применению закона.[7] Он выступает в качестве определяющего и порождающего обстоятельства для различных процессуальных фактов, в сочетании с которым он придает импульс дальнейшему развитию правоприменительных отношений.

Последним процессуальным актом [8] является принятия и вынесение решения, которое завершает цепь процедурных юридических фактов. Этим правоприменительные отношения прекращаются.

1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений

Правоприменительные отношения характеризуются определенной спецификой субъектного состава. Эта специфика заключается в том, что их можно довольно четко разграничить на две группы:[9]

1) участники этих отношений, непосредственно заинтересованные в исходе дела;

2) лица, облеченные полномочиями на разрешение дел, но не имеющие личного интереса в споре или ином конкретном юридическом вопросе.

Круг последнего предопределен государственно-властным, односторонним характером применения закона. Они могут быть только государственными органами и должностными лицами, а также органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит право решать индивидуально-конкретные ситуации. Только эти участники правоприменительных отношений являются субъектами правоприменительной деятельности. Их иногда называют ведущими участниками процессуальных отношений, в процессе правоохранительной деятельности.


Когда речь идет о длящихся правоприменительных отношениях (как правило, юрисдикционного характера) и в разбирательстве конкретного дела участвуют несколько властных субъектов, то среди них можно выделить решающего субъекта, который непосредственно и окончательно применяет норму права и разрешает дело, и других лиц, проводящих подготовительную работу по расследованию дела, его оформлению, предварительную квалификацию деяния, которая затем уточняется в ходе окончательного разрешения правовой ситуации.[10]

Правоприменительные отношения характеризуются своеобразием их содержания, в котором можно выделить права и обязанности сторон отношения (юридическое содержание) и реальные действия, поведение их участников (материальное или фактическое содержание).

Юридическое содержание правоприменительных отношений образуют следующие корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов: право компетентного органа разрешить дело и обязанность заинтересованных в деле лиц выполнить принятое решение. В свою очередь, правоприменитель обязан разрешить дело в соответствии с законом и с учетом обстоятельств ситуации, а другая сторона вправе потребовать от него таких действий.[11]

Эти определяющие права и обязанности субъектов отношений сопровождаются конкретными правомочиями, объем, и степень которых зависит от сложности характера и формы правоотношения.

Фактическое содержание правоприменительных отношений составляют деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по изучению обстоятельств дела, его юридической квалификации и вынесению акта применения права, а также действия заинтересованных в деле лиц в связи с его рассмотрением и принятием решения.

Цельное представление о составе правоприменительных отношений невозможно без рассмотрения объекта этих отношений. Объект правоотношений - это то, по поводу чего складываются отношения, на что направлены действия их участников.[12] Трактовка объекта правоприменительных отношений существенно разнится с тем пониманием объекта правовых связей, которое принято в юриспруденции. Исходя из общеуправленческих и специально - юридических задач, стоящих перед применением права, можно определить объект правоприменительных связей через поведение адресатов правоприменительного акта, действия непосредственных носителей прав и обязанностей, для осуществления которых потребовалось вмешательство компетентных органов.