Файл: Понятие правоприменительной деятельности, её виды и принципы (Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Стадии правоприменительной деятельности

Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Правоприменительная деятельность представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий.

Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о стадиях правоприменения. Традиционно выделяют следующие стадии правоприменения:[13]

1) Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы;

2) Выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, в случае применения санкций;

3) Уяснение смысла и содержания нормы права;

4) Разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом, уполномоченным давать такое разъяснение;

Рассмотрим содержание перечисленных стадий.

Первая стадия - анализ фактических обстоятельств начинается с определения круга фактов, необходимых для решения какого-либо дела. Потом приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности этих фактов, которые оцениваются с точки зрения наличия или отсутствия, истинности или ложности.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводится с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. В результате исследования фактических обстоятельств по делу устанавливается объективная истина.

Вторая стадия – выбор нормы права. Это отыскание такой нормы, которая рассчитана на регулирование данных правоотношений. При этом проверяются: 1) подлинность нормы права и ее действенность (т.е. непротиворечивость нормам, обладающим более высокой юридической силой); 2) характер действия нормы; 3) пределы действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

На этой стадии осуществляется квалификация, решается вопрос о том, какая норма должна быть положена в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права.


Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений[14] (например, в рамках общего порядка купли-продажи особые правила установлены для купли-продажи объектов недвижимости), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

В некоторых случаях в процессе выбора нормы обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего и даже противоречивого содержания (коллизия норм). Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а) если коллизирующие нормы исходят от различных органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

Третья стадия - уяснение смысла и содержания нормы права и разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным уполномоченным на то субъектом являются стадиями толкования. Таким образом, устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в ней.

Последняя стадия – издание акта применения права или вынесение решения.[15] Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (например, решение суда) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения.[16] Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов права.

Глава 2. Правоприменительная деятельность

2.1 Понятие и формы реализации норм права

Реализация норм права - это деятельность, осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления.


Реализация норм права является одной из важнейших действий государства связанных с нормами права.

Правовая норма сама по себе только определенный текст с юридическим содержанием. Главное назначение нормы – претвориться в общественную практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей составляют реальную жизнь правовых норм, их влияние на общественные отношения. Если норма содержит предписание или дозволение, то их еще предстоит реализовать в общественных отношениях. Норма, не оказавшая влияние на общественные отношения, безрезультатна, неэффективна, она не реализована. Реализовать право можно, только применяя его. Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.[17]

Пути, конкретные средства реализации права различны. Они зависят, прежде всего, от того, в какой именно области общественных отношений применяются нормы (предмет), от того, каков характер регулирования (метод) и от того, кто применяет норму (гражданин или государственные органы).

Конкретные пути применения права рассматриваются в отраслевых дисциплинах:[18] реализация уголовных норм отличается от реализации цивилистических норм, а они обе – от реализации норм процессуальных. На уровне общей теории реализация норм должна рассматриваться, прежде всего, как поведение людей.

Важнейшая ключевая проблема реализации норм – отношение людей к нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый, когда граждане

одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют в жизнь. Второй, когда граждане относятся к норме безразлично, норма – сама по себе, а поведение граждан – само по себе. Норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается. Третий, самый неблагоприятный – когда граждане настроены против нормы, они активно противостоят, а подчас и нарушают. В подобных ситуациях невыполнение нормы влечет за собой ответственность. За этими вариантами скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона, закона правового и неправового.

Закон, отвечающий высоким требованиям права, может не поддерживаться большинством, которое само эти требования не разделяет. Правовой закон может быть не легитимен. И наоборот, те идеи, которые поддерживает большинство, сплошь и рядом оказываются не правовыми. Когда подобные идеи возводятся в закон, большинство людей этот закон поддерживает, мы имеем дело с легитимным законом, но не правовым. Противоречие это естественное, оно отражает дифференциацию общества, противоречивую природу демократии.


Можно думать, что окончательного решения проблема не получит и в обозримом будущем, во всяком случае до тех пор, пока мы будем исповедовать принцип «большинство всегда право». Но и отказаться от данного принципа нельзя, ибо это – один из устоев демократии. Главной задачей здесь является постепенное сближение крайностей, повышение общей правовой культуры населения и профессионализма законодателя. Еще один аспект реализации правовых норм – их эффективность. Принимая

ту или иную норму, законодатель рассчитывает на достижение определенной цели, на изменение, развитие, стабилизацию или свертывание определенных общественных отношений. Намеченную цель удается достичь далеко не всегда.

Конкретный результат реализации норм может не совпасть с намеченной законодателем целью. Соотношение между намеченной целью и полученным результатом понимается как эффективность нормы.

Нужно раз и навсегда отказаться от представлений о заранее предопределенной эффективности норм. Более того, даже предвидеть заранее эффективность или неэффективность норм практически невозможно. Это выявляется только в ходе реализации норм. Приняты, например, законы о борьбе с организованной преступностью (предусмотрены новые составы преступлений, повышены меры ответственности и др.). В результате, спустя определенное время организованная преступность снизилась, следовательно, законы эффективны (результат достиг цели). Или преступность не снизилась или даже возросла, следовательно, нормы оказались не эффективны (результат не достиг цели).[19]

Таким образом, реализация норм является завершающим этапом их жизни и в то же время предпосылкой появления новых норм.

Реализация права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

По этому признаку - критерию обычно выделяются четыре основных формы реализации права: осуществления (использование) норм права, исполнение норм права, соблюдение норм права, применение норм права.

Осуществление (использование) представляют собой такую форму их реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Использование прав выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений. Пример – осуществление гражданами России своих конституционных прав на образование, прав на объединение (Конституция РФ ст. 43), включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (Конституция РФ ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (Конституция РФ ст.31); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (Конституция РФ ст. 35).[20]


Речь идет также о реализации правомочий государственными и иными органами и организациями, которые являются участниками правовых

отношений. Действуя в соответственных со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия.

Существует значительное различие в осуществлении прав гражданами и использованием правомочий государственными органами и должностными лицами.

Использование и не использование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию ими своих прав, и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав.

По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституции РФ и специальным законом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Исполнение норм права - это такая форма их реализации, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей. Это форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в процессе правоприменения.

Так, согласно трудовому законодательству администрация предприятий, организаций обязана представлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут служить, в частности, конституционные обязанности граждан. Они содержатся в текстах самих конституций, а также других конституционных актов. Это обязанность соблюдать действующее законодательство, своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (Конституция РФ ст. 58).[21]