Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Коммерческая деятельность оптового предприятия.
1.1 Понятие, виды, объекты, составляющие финансовую стратегию.
1.2 Последовательность разработки финансовой стратегии
2.1. История развития оптового торгового предприятия ОАО «Московский завод «Кристалл»
2.2. Анализ организационной структуры управления
2.3. SWOT- анализ ОАО «Московский завод «Кристалл».
2.4. Анализ положения ОАО «Московский завод «Кристалл» в отрасли.
2.5. Анализ производственных показателей.
2.6. Анализ динамики и структуры бухгалтерского баланса
2.7. Анализ финансовых коэффициентов.
3.1. Приоритетные направления деятельности ОАО «Московский завод «Кристалл»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность задач, связанных с прогнозированием финансового состояния предприятия, отражена в одном из используемых определений финансового анализа, согласно которому финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее. При таком подходе финансовый анализ может использоваться как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций.
Целью анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия является оценка его текущего финансового состояния, а также определение направлений, по которым нужно вести работу по улучшению этого состояния.
Главная цель данной работы - проанализировать организацию и эффективность управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия, выявить основные проблемы в управлении финансами и дать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО «Московский завод «Кристалл». При проведении анализа коммерческой деятельности предприятия ОАО «Московский завод «Кристалл» были применены такие приемы и методы как горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
Информационной базой финансового анализа являлась бухгалтерская отчетность предприятия за 2014 год.
ГЛАВА 1. Коммерческая деятельность оптового предприятия.
1.1 Понятие, виды, объекты, составляющие финансовую стратегию.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.
Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Основные разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность. Коммерческая деятельность включает в себя и формирование коммерческой политики, то есть финансовую стратегию - определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности и способов их решения. Финансовая стратегия позволяет усиливать свое влияние на рынке, находить и успешно реализовывать новые рыночные возможности, расширять товарный ассортимент, повышать конкурентоспособность и уровень торгового обслуживания. Для этого выявляют предпочтения покупателей на необходимые товары, платежеспособный спрос, соотношение между спросом и предложением. Коммерческий успех определяется соотношением между расходами, связанными с коммерческой деятельностью, и прибылью, полученной от нее
Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. [3. С.781].
Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, подготовки и ведения стратегических финансовых операций.
Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны его деятельности, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Перечисленные составляющие финансовой стратегии определяют объекты финансовой стратегии - это доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, взаимоотношения с бюджетными фондами, кредитные взаимоотношения (Таблица 1).
Таблица 1.
Составляющие и объекты финансовой стратегии предприятия.
Финансовая стратегия предприятия |
||||
Составляющие финансовой стратегии предприятия |
||||
Оптимизация основных и оборотных средств |
Оптимизация распределения прибыли |
Политика в области безналичных расчетов |
Политика в области ценных бумаг |
|
Управление капиталом |
Налоговый менеджмент |
|||
Объекты финансовой деятельности |
||||
Доходы и поступления средств |
Расходы и отчисления средств |
Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами |
Кредитные взаимоотношения |
Учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово - экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.
Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).
Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.
Оперативная финансовая стратегия — это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что позволяет предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам.
Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее в конкретном промежутке времени.
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.
Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.
Финансовая стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:
- формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;
- выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;
- ранжирование и поэтапное решение задач;
- соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
- объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;
- создание и подготовку стратегических резервов;
- учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;
- определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;
- маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.
Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями предприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия. В ней определяются задачи формирования финансов и распределяются по исполнителям и направлениям работы.
Задачи финансовой стратегии:
- Исследование характера и закономерностей формирования финансов предприятия, в том числе в рыночных условиях хозяйствования.
- Разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния предприятия.
- Определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами.
- Выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств.
- Обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности.
- Обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли.
- Определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе, в том числе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения.
- Изучение финансовых стратегий возможных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости.
- Разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего коллектива на его преодоление.
Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за выполнением финансовой стратегии предусматривает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование. Хорошо налаженный финансовый контроль позволяет выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.
В финансовой стратегии осуществляется планирование основных характеристик финансового состояния предприятия - платёжеспособности, кредитоспособности, степени вероятности банкротства, а так же показателей финансовой отчётности, определяющих основные характеристики финансового состояния предприятия, имущества, капитала, результирующих показателей эффективности - финансовых результатов. Указанные характеристики являются объектами финансового планирования предприятия. Для получения максимальной результативности при разработке финансовой стратегии должна соблюдаться определённая последовательность действий.
1.2 Последовательность разработки финансовой стратегии
Разработка финансовой стратегии предприятия (Рис.1) начинается с подготовительного периода. Одним из ключевых моментов подготовительного периода разработки финансовой стратегии является финансовый анализ деятельности предприятия за предшествующий планируемому период. Финансовый анализ проводится по данным бухгалтерской отчётности предприятия за один период или несколько предшествующих планируемому периодов. При этом используется годовая, полугодовая или квартальная отчётность предприятия. При необходимости используют данные статистической отчётности и управленческого учёта. По результатам финансового анализа проводится синтетическая оценка сложившегося финансового состояния предприятия за анализируемый период.
Рис.1 Последовательность разработки финансовой стратегии предприятия.
Прогнозирование внешней экономической среды - важный этап разработки финансовой стратегии. Вероятностный прогноз поведения внешней экономической среды состовляется по данным финансовых, маркетинговых служб и служб, отвечающих за разработку производственного плана предприятия. Вероятностный прогноз состовляется с учётом событий, вероятность наступления которых достаточно велика и, как правило, не зависит от предприятия.
Перспективная программа развития предприятия используется при разработке финансовой стратегии предприятия для её координации с общими целями развития предприятия.
Ожидаемый приход и расходование финансовых средств на предприятии определяются исходя из прогнозируемых денежных потоков и не денежных финансовых средств предприятия от обычной, инвестиционной и финансовой деятельности.