Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Коммерческая деятельность оптового предприятия.
1.1 Понятие, виды, объекты, составляющие финансовую стратегию.
1.2 Последовательность разработки финансовой стратегии
2.1. История развития оптового торгового предприятия ОАО «Московский завод «Кристалл»
2.2. Анализ организационной структуры управления
2.3. SWOT- анализ ОАО «Московский завод «Кристалл».
2.4. Анализ положения ОАО «Московский завод «Кристалл» в отрасли.
2.5. Анализ производственных показателей.
2.6. Анализ динамики и структуры бухгалтерского баланса
2.7. Анализ финансовых коэффициентов.
3.1. Приоритетные направления деятельности ОАО «Московский завод «Кристалл»
Проведем SWOT - анализ ОАО «Московский завод «Кристалл», составив список слабых и сильных сторон предприятия, угроз и возможностей для него.
Таблица 2.
SWOT –анализ ОАО «Московский завод «Кристалл»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Таким образом, для ОАО «Московский завод «Кристалл» необходима стратегия, где будут увеличены внутренние и внешние возможности предприятия, и где следует сократить слабые внутренние стороны фирмы и по возможности смягчить негативное влияние внешних угроз.
2.4. Анализ положения ОАО «Московский завод «Кристалл» в отрасли.
По данным Росстата производство водки и ликероводочной продукции в России в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 7,6%. Всего за 2014 год было произведено 121,5 млн. дал водки и ликероводочных изделий (92,39% к уровню прошлого года). Доля продукции, производимой ОАО «Московский завод «Кристалл», в общем объеме составляет 7,74% (2013 год – 7,77%). Снижение объемов производства пришлось на второе полугодие 2014 г. и коснулось всех предприятий, производящих спиртосодержащую и ликероводочную продукцию, в связи с возникшим финансовым кризисом в стране, который девальвировал и удешевил рубль, породил систему неплатежей, повысил стоимость заемных средств. Косвенно сказалось и ежегодное увеличение ставки акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию, что вызывает удорожание конечного продукта и как следствие, делает эту продукцию у добросовестного производителя неконкурентоспособной по сравнению с «нелегалами». Объемы производства ликероводочной продукции в РФ и доля завода «Кристалл» в общем объеме представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Объемы производства ликероводочной продукции
Объем производства в РФ (млн. дал) |
Темп роста к предыдущему году (%) |
Объем производства ОАО «МЗ «Кристалл» (млн. дал) |
Темп роста ОАО «МЗ «Кристалл»к предыдущему году (%) |
Доля ОАО «МЗ «Кристалл» в общем объеме (%) |
|
2007 г. |
131,3 |
107,62 |
10,4 |
118,53 |
7,92 |
2008 г. |
138,7 |
105,64 |
10,9 |
104,9 |
7,86 |
2009 г. |
134,9 |
97,26 |
8,1 |
74,14 |
6 |
2010 г. |
135,6 |
100,52 |
8,5 |
105,03 |
6,27 |
2011 г. |
132,4 |
97,64 |
9 |
105,97 |
6,8 |
2012 г. |
119,6 |
90,33 |
7,4 |
82,68 |
6,22 |
2013 г. |
131,5 |
109,95 |
10,2 |
137,38 |
7,77 |
2014 г. |
121,5 |
92,39 |
9,4 |
92,02 |
7,74 |
Поступление акцизов от производителей спиртосодержащей и ликероводочной продукции в бюджеты всех уровней в 2014 г. составило 83,03 млрд. руб. (темп роста 98,5% или на 1,3 млрд. руб. меньше, чем в 2013 г.). Доля ОАО «Московский завод «Кристалл» в общем объеме - 6,74% (2013 г. – 6,53%). Сумма, поступивших акцизов от ОАО «Московский завод «Кристалл» в 2014 г. составила 5,595 млрд. руб. (темп роста 101,6% или на 88 млн. руб. больше, чем в 2013 г.). Такое незначительное увеличение поступлений акцизов связано, как уже было отмечено выше, в силу субъективных причин, со снижением объемов производства и продаж (снижение объемов продаж составило 722,9 тыс. дал от уровня 2013 г.). Поступление акцизов от производителей спиртосодержащей и ликероводочной продукции и доля завода «Кристалл» в общем объеме представлено ниже в Таблице 4.
Таблица 4.
Поступление акцизов и доля завода «Кристалл»
Сумма акцизов, поступивших в бюджет (млн. руб.) |
Темп роста к предыдущему году (%) |
Сумма акциза от ОАО «МЗ «Кристалл» (млн. руб.) |
Темп роста ОАО «МЗ «Кристалл» к предыдущему году (%) |
Доля ОАО «МЗ «Кристалл» в общем объеме (%) |
|
2009 г. |
54 098 |
Нет данных |
2 375 |
91 |
4,39 |
2010 г. |
57 831 |
106,9 |
1 797 |
75,7 |
3,11 |
2011 г. |
66 727 |
115,38 |
1 813 |
100,9 |
2,72 |
2012 г. |
70 637 |
105,86 |
3 483 |
192,11 |
4,93 |
2013 г. |
84 300 |
119,34 |
5 507 |
158,11 |
6,53 |
2014 г. |
83 035 |
98,5 |
5 595* |
101,60 |
6,74 |
- без учета недоплаченного в декабре 2014 г. акциза на суму 158 млн. руб.
Абсолютное лидерство по объемам производства в 2014 год ОАО «Московский завод «Кристалл» впервые уступил ЗАО «ЛВЗ «Топаз» (12,3 млн. дал), на третьем месте ООО «ОМСКВИНПРОМ» (6 млн. дал). Среди регионов России по объему производства водки и ликероводочных изделий, как и в предыдущие годы, лидирует Московская область, далее следует Москва, Ленинградская область и Республика Северная Осетия. Основные поставки алкогольной продукции ОАО «Московский завод «Кристалл» приходятся на Москву и Московскую область. По результатам опроса потребителей в Москве и Московском регионе (опрос проводился среди групп с разными уровнями доходов), предпочтения в выборе продукции завода «Кристалл» предпочитают 46% респондентов.
БКГ ОАО «МОСКОВСКИЙ ЗАВОД «КРИСТАЛЛ»
Матрица Бостонской Консалтинговой Группы - инструмент анализа актуальности продуктов компании. Суть матрицы составляют два базовых параметра, по которым ведется анализ продукции: относительная (относительно конкурентов) доля рынка и рост самого рынка. Рассматривают каждый продукт из всего ассортимента компании и помещают в какой-либо из квадрантов матрицы (согласно полученным количественным результатам), после этого можно будет начертить схему ожидания захвата рыночной доли. Как видно из Рис. при помощи матрицы БКГ формируются 4 зоны: «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» и «собаки».
Рис. 2 Матрица БКГ
- «звезды»: продукты с высокой рыночной долей на интенсивно растущих рынках;
- «дойные коровы»: продукты с высокой рыночной долей на рынках и невысокими темпами развития. «Коровы» приносят больше, чем в них инвестируют;
- «дикие кошки»: низкая рыночная доля на рынках с высокими темпами развития, эти продукты потребляют ресурсы компании и мало отдают. Потребуют больших финансовых затрат, если компания захочет увеличить рыночную долю;
- «собаки»: продукты с низкой долей и низкими темпами роста рынка, продукты такого рода не приносят дохода, а лишь поглощают инвестиции. Для эффективного развития компании их следует вывести, либо минимизировать их присутствие в ассортиментной политике.
Проведя анализ актуальности продуктов, можно сделать вывод, что продукцию ликероводочного завода «Кристалл» можно охарактеризовать как «дойные коровы». «Дойные коровы» являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований.
2.5. Анализ производственных показателей.
Продукция завода остается неизменно популярной и пользуется спросом как в России, так и за рубежом. Внедрение новейших достижений техники и технологии, высокое и стабильное качество делают напитки «Кристалла» «золотым стандартом» не только для России, но и для мировой индустрии спиртных напитков. «Кристалл» - первое отечественное предприятие отрасли, удостоенное Международного сертификата качества.
В рейтинге производителей водки и ликероводочных изделий по итогам 2014 года предприятие занимает 2 место.
В 2014 году предприятие, как и многие другие предприятия отрасли несколько ухудшило свои производственные показатели по сравнению с 2013 годом. Данные показатели представлены в Таблице 5.
Таблица 5.
Основные производственные показатели
Наименование показателей |
Единица измер. |
2014 год |
2013 год |
Темп роста, проц. |
Выработано водок и ликероводочных изделий, всего, в т.ч.: |
тыс. дал |
9 400,9 |
10 216,1 |
92,0 |
- на внутренний рынок |
тыс. дал |
9 249,6 |
10 040,5 |
92,1 |
- на экспорт |
тыс. дал |
151,3 |
175,6 |
86,2 |
Отгружено водок и ликероводочных изделий, всего, в т.ч.: |
тыс. дал |
9 400,7 |
10 123,6 |
92,9 |
- на внутренний рынок |
тыс. дал |
9 243,6 |
9 952,0 |
92,9 |
- на экспорт |
тыс. дал |
157,1 |
171,6 |
91,6 |
Выработано спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, всего, в т.ч.: |
тыс. дал |
3 095,9 |
875,9 |
353,4 |
- цехом ректификации головного предприятия |
тыс. дал |
2 364,6 |
170,2 |
1 389,3 |
- филиалом «Корыстово» |
тыс. дал |
731,3 |
705,7 |
103,6 |
За 2014 год произведено водок и ликероводочных изделий в количестве 9 400,9 тыс. дал, т.е. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем производства снизился на 8,0% , или на 815,2 тыс. дал. Основной причиной снижения производства и отгрузки продукции явился мировой финансовый кризис, который охватил все сферы экономики. Для экспорта в 2014 году было выработано 151,3 тыс. дал алкогольной продукции, что составило 86,2% к уровню прошлого года. Доля экспорта в общем объеме производства составила в 2008 году 1,6%. Среднегодовая мощность по производству водки и ликероводочных изделий, действовавшая в 2014 году составила 15 767 тыс. дал. Использование среднегодовой мощности в отчетном году – 59,6%. Против прошлого года коэффициент использования производственных мощностей по водке и ликероводочным изделиям снизился на 5,2 процентных пунктов.
Выработка спирта этилового ректификованного из пищевого сырья в целом по предприятию составила за отчетный период 3 095,9 тыс. дал. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года выработка в целом по предприятию выросла более чем в 3 раза. Рост обусловлен тем, что на головном предприятии после реконструкции и ввода дополнительно 2-х ректоустановок был запущен цех ректификации. Выработка спирта этилового ректификованного на филиале «Корыстово» в 2014 году выросла по сравнению с 2013 годом на 3,6%.
Доля объема производства ОАО Московский завод «Кристалл» на Российском рынке алкогольной продукции в 2014 году составила 7,7%. (Для сравнения в 2013 году доля ОАО Московского завода «Кристалл» на российском рынке алкогольной продукции составляла 7,8%).
По данным Росстатистики за январь-декабрь 2014 г. в России произведено 121,5 млн. дал водки и ликероводочных изделий, что составляет 92,4% от уровня аналогичного периода прошлого года. (По итогам 2013г. в Российской Федерации произведено 131,5 млн. дал водки и ликероводочных изделий)
В отчетном году на предприятии был освоен выпуск 4 новых видов алкогольной продукции - водок:
- Чистый Кристалл;
- Московское время;
- Эталон Эксклюзив (Etalon Exclusive);
- Казенка.
ОАО «Московский завод «Кристалл» является традиционным экспортером алкогольной продукции. За отчетный период на экспорт отгружено 157,1 тыс. дал алкогольной продукции (2013 г. 171,6 тыс. дал). По сравнению с 2013 годом отгрузка продукции на экспорт снизилась на 8,4%. Причина - снижение покупательной способности клиентов обусловлена мировым финансовым кризисом.
Одним из производственных показателей является структура экспорта. Данные приведены в Таблице 6.