Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания.
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.2 Организация нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности
ГЛАВА 2. Особенности нравственного воспитания на разных возрастных этапах
2.1 Особенности процесса нравственного воспитания учащихся
2.2. Характеристики младшего школьного возраста
2.2 Задачи нравственного воспитания младших школьников
Глава 3. Организация нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе.
3.1 Формирование у учащихся нравственного опыта средствами внеурочных воспитательных занятий.
3.2 Формирование нравственного опыта на уроках литературного чтения.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека беспокоили человечество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты духовного воспитания обусловлены обострившимися жизненными разногласиями. Часть школьников поражена социальной инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными потребительскими настроениями. Кто, как не учитель, имеющий возможность воздействования на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме центральную роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а конкретнее – учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и духовное в человеке, помочь каждому школьнику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлимую часть.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в главных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется суть основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. раскрывают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к духовному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.
Однако решение задач нравственного воспитания в процессе организации учебной деятельности исследовано в незначительной степени. Все выше перечисленное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Проблема нравственного воспитания на разных возрастных этапах».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность обучающихся.
Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся в образовательном процессе.
Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственности у школьников будет происходить в следующих условиях:
1. В содержание работы учителя будут включены компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы духовного воспитания;
3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности учеников;
4. Будет использована технология поэтапного становления нравственной культуры;
5. Будут созданы условия применения детьми полученных знаний и умений на практике.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть характеристики школьного возраста;
3. Раскрыть действенные условия и особенности становления духовного сознания, мышления, чувств школьников в учебно-воспитательной деятельности;
6. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности;
В ходе исследования использовались теоретические (поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме) и эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы) методы исследования.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания.
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них духовных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: 1) формирование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие духовных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с духовными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и моральных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Содержание духовного воспитания в современной школе подвергается существенным изменениям в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
Главная такая ценность — жизнь. Право человека на жизнь свято и неприкосновенно.
Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще ценнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду.
Нравственные критерии должны всегда, и особенно в вопросе воспитания, стоять выше всех других интересов. Сегодня речь идет о спасении подрастающего поколения. Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели достаточно организовать и реализовать систему грамотно подобранных воспитательных мероприятий, то в нравственном воспитании все гораздо сложнее. Вдумчивые преподаватели не без оснований рассуждают не о методе, которому нужно следовать, не о форме, какими бы привлекательными, новыми и технологически продвинутыми они ни казались, а об индивидуальности каждого ученика, конкретной ситуации и в соответствии с ними планировать учебный процесс, выбирать инструменты и методики. Если это требование будет нарушено, то работа будет формальной.
В структуру воспитательных дел духовной направленности педагог включает информацию о нравственности человека, добивается четкого понимания того, что нравственность – это форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит студентов к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки — свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном итоге определяют поведение и поступки ребенка. Морально убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их соблюдения. Но знание и понимание моральных норм сами по себе не могут обеспечить обоснованность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются к жизненному опыту, продумываются, критически пересматриваются школьниками.
Передовая педагогическая практика последних лет накопила глобальный опыт, который должен быть использован при организации и осуществлении этических воспитательных дел.
1. Нельзя допускать, чтобы процесс морального воспитания превращался в кампанию по борьбе. Воспитание – не борьба, а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.
2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и конкретный смысл.
3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не будем забывать советы К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.
5. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.
6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.
7. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах покажите молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.[1
1.2 Организация нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности
В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»[2]
В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.
Ученик в процессе обучения в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают поставленной цели. Действительным объектом изучения ребенок становится только тогда, когда педагогическое воздействие вызывает соответствующие изменения. Это касается и тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании навыков, приемов обучения, способов деятельности, перестройке отношений учащихся. Естественный и необходимый "шаг" важен в развитии ребенка в младшем школьном возрасте.