Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания.
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.2 Организация нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности
ГЛАВА 2. Особенности нравственного воспитания на разных возрастных этапах
2.1 Особенности процесса нравственного воспитания учащихся
2.2. Характеристики младшего школьного возраста
2.2 Задачи нравственного воспитания младших школьников
Глава 3. Организация нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе.
3.1 Формирование у учащихся нравственного опыта средствами внеурочных воспитательных занятий.
3.2 Формирование нравственного опыта на уроках литературного чтения.
2.2. Характеристики младшего школьного возраста
Хотелось бы более подробно остановиться на младшем школьном возрасте в связи с работой в начальной школе. Младший школьный возраст - это этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Граница начального школьного возраста может быть условно определена в диапазоне от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых условий начального образования.
Ребенок, поступающий в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе взаимоотношений людей: у него есть постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учителя и даже незнакомые люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, который взял на себя обязательство (независимо от того, добровольно или по принуждению) учиться, как и все дети его возраста.
Образовательная деятельность ребенка развивается так же постепенно, благодаря опыту его освоения, как и все предыдущие действия (манипулирование, предмет, игра). Учебная деятельность - это деятельность, направленная на самого ученика. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний.
Изучая способы письма, счета, чтения и т. д., ребенок фокусируется на самоизменении - он осваивает необходимые способы служебных и умственных действий, присущих его культуре. Самое важное в образовательной деятельности - это размышление о себе, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «Я не знал, как - я могу», «я не мог - я могу», «я был - я стал» - это ключевые оценки результата глубокого отражения моих достижений и изменений.
В этом возрасте появляется масса психологических и социальных новообразований. Количество факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 7 до 12 лет желание иметь собственную точку зрения продолжает формироваться. Они также выносят суждения об их собственной социальной значимости - самооценке. Он развивается благодаря развитию самосознания и обратной связи от окружающих, чье мнение они ценят. Дети обычно получают высокие оценки, если их родители заинтересованы, теплые и любящие. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.
Ребенок в младшем школьном возрасте начинает задумываться о причинах, по которым он так думает, а не иначе. Существует механизм для исправления мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способным подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только лучше запоминают, но и могут задуматься над тем, как они это делают.
7-11 лет - третий период умственного развития - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта.
Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержанны.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, отношения между сверстниками.
Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально - личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего детства запрещается вести себя агрессивно, т. к. в женский социально - психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие и т.д.
Особую роль в личностном развитии ребенка играет то, как дети воспринимают и оценивают своих родителей. Самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 9 лет. Но между мальчиками и девочками имеются различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Далее у ребенка усиливается стремление быть похожим на старших. Для мальчиков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина». У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина».
Другой аспект: один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности - все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда обитания в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого зависит его реакция на школьные события.
Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье или усыновленного ребенка.
Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье.
Итак, в период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
По мнению многих педагогов и психологов, успех нравственного воспитания в начальной школе обусловлен возрастными особенностями младших школьников. Среди таких возрастных особенностей выделяют следующие:
• ярко выраженная готовность младших школьников к положительному воспитанию и осмыслению явлений общественно-политической, экономической, трудовой жизни общества, окружающих взрослых, доверчиво отношение к слову учителя;
• нравственная сензитивность младших школьников как особая расположенность их к усвоению моральных требований и совершению добрых дел;
• наличие опыта участия в коллективной жизнедеятельности, в совместных делах;
• повышенная эмоциональность младших школьников, отзывчивость на окружающее, любознательность, внушаемость, склонность к подражанию и др.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности :
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А. С. Макаренко.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждает психолог Л. С. Выгодский, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
2.2 Задачи нравственного воспитания младших школьников
Рассмотрим задачи нравственного воспитания младших школьников в области формирования личностной и социальной культуры.
В области формирования личностной культуры:
· формирование способности к духовному развитию;
· укрепление морали;
· формирование основ морали;
· формирование основ нравственной идентичности личности (совести);
· принятие школьниками основных общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· формирование способности открыто выражать и отстаивать свою морально оправданную позицию, критиковать свои собственные намерения, мысли и поступки;
∙ формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
· развитие усердия, умения преодолевать трудности;
· осознание ценности человеческой жизни младшим школьником;
· формирование нравственного значения обучения.
В области формирования социальной культуры:
· формирование основ гражданской идентичности;
· пробуждение веры в наше государство, чувство личной ответственности за отечество;
∙ формирование патриотизма и гражданской солидарности;
· развитие навыков организации и реализации сотрудничества с учителями, сверстниками, родителями, детьми старшего возраста в решении общих проблем;
· укрепление доверия к другим людям;
· развитие доброй воли и эмоциональной отзывчивости, понимания и сочувствия к другим людям;
· формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование сознательного и уважительного отношения к традиционным русским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения культурных, религиозных традиций, образа жизни представителей народов России;