Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания.
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.2 Организация нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности
ГЛАВА 2. Особенности нравственного воспитания на разных возрастных этапах
2.1 Особенности процесса нравственного воспитания учащихся
2.2. Характеристики младшего школьного возраста
2.2 Задачи нравственного воспитания младших школьников
Глава 3. Организация нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе.
3.1 Формирование у учащихся нравственного опыта средствами внеурочных воспитательных занятий.
3.2 Формирование нравственного опыта на уроках литературного чтения.
∙ воспитание гражданственности, патриотизма, уважения прав человека, свобод и обязанностей (ценностное отношение к своему народу, своей территории, внутреннему культурно-историческому наследию, государственная символика, законы Донецкой Народной Республики, русский и родной языки, народные традиции, старшее поколение, элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном наследии их земель, о примерах исполнения гражданских и патриотических обязанностей, первоначальных представлениях о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища);
∙ воспитание нравственных чувств и этического сознания (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним).
∙ воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности).
∙ воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание (ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах).
∙ воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, эстетическое воспитание (первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи).
Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:
От них требуется:
- «знать, что они граждане своей страны;
- уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
- любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
- дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
- бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
- беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
- помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
- творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству».
Глава 3. Организация нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе.
3.1 Формирование у учащихся нравственного опыта средствами внеурочных воспитательных занятий.
Формирование ценностного отношения к нормам социальной культурной жизни и их усвоение, по мнению ведущих исследователей процесса нравственного воспитания, является основной задачей воспитания детей младшего школьного возраста, успешное решение которой - основа их дальнейшего личностного развития.
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников ответственности и доброжелатель-ности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания младших школьников.
Были выбраны следующие формы формирования нравственной культуры школьников в учебно-воспитательном процессе: познавательные беседы, тематические викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки, дидактические игры, игры с ролевым акцентом, воспитательные часы.
В процессе проведения исследования активно были использованы познавательные беседы, воспитательные часы.
В ходе исследования было проведено несколько воспитательных часов. Тема одного из них: «По дороге добра». Во время разработки материалов к данному занятию были поставлены следующие задачи:
формировать у учащихся этические представления, знания о добре и зле; развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение сплоченно работать в группе; способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения; воспитывать доброе отношение к окружающему миру, культурное поведение во всех сферах жизни; показать отдельные методы и приемы формирования моральных представлений.
Вступлением к данному занятию было приветственное стихотворение, в котором говорилось о том, что нужно всегда и со всеми делиться добротой, с ней мир становится прекраснее. На следующем этапе мы работали с пословицами, которые помогли детям сформулировать понятие «доброта». Была проведена небольшая беседа, в ходе которой ребята заменяли неприятные слова добрыми и узнали из каких слов произошло слово «вежливость», и что же, в переводе с других языков, оно обозначает. Позже дети прослушали рассказ В. Сухомлинского «Обыкновенный человек» и сделали анализ героев произведения с целью определения главной мысли рассказа. Далее детям было предложено составить правила вежливости, для облегчения работы был использован прием «дополни предложение». Обобщением занятия была итоговая беседа, а продуктом воспитательного часа являлась выставка рисунков по теме занятия, оформленная учениками класса,.
Тема второго воспитательного часа «О лени и лентяях». Цели классного часа: 1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени. 2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.
Вступительным словом данного занятия было стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает». После прочтения данного произведения дети сразу же определили тему занятия. Во время беседы с учащимися о лености отправились в путешествие на остров Лентяев. На этом острове дети увидели, что без труда человек не смог бы жить, сделали свои выводы. Далее учащимся было предложено прочесть и обсудить сказку В. Сухомлинского «Лентяй и солнце», стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри» и притчу о лентяе. При анализе данных произведений дети сделали вывод о том, насколько лень может навредить человеку. В завершении занятия детям было предложено нарисовать лентяев, а также была проведена итоговая беседа подкрепленная чтением стихотворения.
Так же в ходе этого исследовательской работы было проведено родительское собрание. Мы знаем, что воспитание ребенка происходит не только в школе, но и дома. В связи с этим тема родительского собрания звучало так: «Нравственное воспитание младших школьников, его методы и приёмы», которое было проведено в форме лектория с целью дать рекомендации родителям по духовному воспитанию детей.
3.2 Формирование нравственного опыта на уроках литературного чтения.
Формирование нравственного опыта у учащихся начальной школы – очень трудоёмкий процесс, который требует больших затрат сил и времени. Формирование нравственного опыта у младших школьников так же можно осуществлять с помощью обыкновенных уроков, а именно уроков литературного чтения.
Во время подготовки к урокам литературного чтения учитель выстраивает для себя цели и задачи, которые должен достигнуть данный урок. Чаще всего в поурочных планах по чтению в разделе цели и задачи встречаются такие слова как воспитывать и прививать. Рассмотрим нравственную ценность уроков литературного чтения на примере конкретного урока. Тема урока: «В. Катаев «Цветик-семицветик»». Цели: ознакомить учащихся с творчеством Валентина Петровича Катаева, учить детей подбирать эпитеты к слову, озаглавливать иллюстрации предложениями из текста, расширять и обогащать словарь детей, воспитывать нравственные качества. Прочитав цели данного урока, мы видим, что одной из них является: «воспитывать нравственные качества», которая напрямую относится к нравственному воспитанию. Тема следующего урока, который так же способствует нравственному воспитанию учащихся: «А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Его цели: закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина; познакомить с историей создания «Сказки о попе…»; формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности; развивать интерес к чтению; развивать образное мышление, память, речь; воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности. Одна из целей урока – воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что ценность уроков литературного чтения в нравственном воспитании обучающихся начальной школы достаточно велика. Однако, все это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, ведь основная цель начального обучения - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, чтобы в конечном итоге - стать Человеком. Решающая роль в этом принадлежит учителю.
Заключение
Специфика воспитания нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.
Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).
Благоприятные для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.
В подтверждение теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого нами сделаны следующие выводы. Эффективность воспитания нравственных ценностей школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационного, содержательного, операционного.
Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в сторону увеличения. Рассмотрим динамику на примере двух обучающихся 2 класса: Власова Александра и Власова Евгения. В начале опытной работы мальчики плохо ориентировались в социуме, забывали говорить «здравствуйте» и «спасибо», не соблюдали субординацию между взрослым человеком и ребенком (обращался к работникам школы на «ты»), часто конфликтовали с одноклассниками без видимой причины, дрались, обижали одноклассников. По окончанию работы можно заметить, что мальчики расширили запас «вежливых» слов, стали применять их в практике, стремились помочь сотрудникам школы, значительно уменьшилось количество конфликтов, стали более уважительно относится ко взрослым.
Однако, хочу отметить, что прогресс в поведении Саши значительно превосходит прогресс Жени. Мальчик менее осознанно различает разницу между взрослым и ребенком, но конфликты с одноклассниками практически сошли на «нет». Женя всегда старается помочь: что принести, раздать тетради. Осознает, где хорошо или плохо, признает свою вину, достаточно часто использует «волшебные слова»