Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

∙ воспитание гражданственности, патриотизма, уважения прав человека, свобод и обязанностей (ценностное отношение к своему народу, своей территории, внутреннему культурно-историческому наследию, государственная символика, законы Донецкой Народной Республики, русский и родной языки, народные традиции, старшее поколение, элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном наследии их земель, о примерах исполнения гражданских и патриотических обязанностей, первоначальных представлениях о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища);

∙ воспитание нравственных чувств и этического сознания (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним).

∙ воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности).

∙ воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание (ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах).

∙ воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, эстетическое воспитание (первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи).


Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

От них требуется:

- «знать, что они граждане своей страны;

- уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

- любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

- дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

- бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

- беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

- помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

- творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству».

Глава 3. Организация нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе.

3.1 Формирование у учащихся нравственного опыта средствами внеурочных воспитательных занятий.

Формирование ценностного отношения к нормам социальной культурной жизни и их усвоение, по мнению ведущих исследователей процесса нравственного воспитания, является основной задачей воспитания детей младшего школьного возраста, успешное решение которой - основа их дальнейшего личностного развития.

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников ответственности и доброжелатель-ности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания младших школьников.


Были выбраны следующие формы формирования нравственной культуры школьников в учебно-воспитательном процессе: познавательные беседы, тематические викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки, дидактические игры, игры с ролевым акцентом, воспитательные часы.

В процессе проведения исследования активно были использованы познавательные беседы, воспитательные часы.

В ходе исследования было проведено несколько воспитательных часов. Тема одного из них: «По дороге добра». Во время разработки материалов к данному занятию были поставлены следующие задачи:
формировать у учащихся этические представления, знания о добре и зле; развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение сплоченно работать в группе; способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения; воспитывать доброе отношение к окружающему миру, культурное поведение во всех сферах жизни; показать отдельные методы и приемы формирования моральных представлений.

Вступлением к данному занятию было приветственное стихотворение, в котором говорилось о том, что нужно всегда и со всеми делиться добротой, с ней мир становится прекраснее. На следующем этапе мы работали с пословицами, которые помогли детям сформулировать понятие «доброта». Была проведена небольшая беседа, в ходе которой ребята заменяли неприятные слова добрыми и узнали из каких слов произошло слово «вежливость», и что же, в переводе с других языков, оно обозначает. Позже дети прослушали рассказ В. Сухомлинского «Обыкновенный человек» и сделали анализ героев произведения с целью определения главной мысли рассказа. Далее детям было предложено составить правила вежливости, для облегчения работы был использован прием «дополни предложение». Обобщением занятия была итоговая беседа, а продуктом воспитательного часа являлась выставка рисунков по теме занятия, оформленная учениками класса,.

Тема второго воспитательного часа «О лени и лентяях». Цели классного часа: 1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени. 2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.

Вступительным словом данного занятия было стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает». После прочтения данного произведения дети сразу же определили тему занятия. Во время беседы с учащимися о лености отправились в путешествие на остров Лентяев. На этом острове дети увидели, что без труда человек не смог бы жить, сделали свои выводы. Далее учащимся было предложено прочесть и обсудить сказку В. Сухомлинского «Лентяй и солнце», стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри» и притчу о лентяе. При анализе данных произведений дети сделали вывод о том, насколько лень может навредить человеку. В завершении занятия детям было предложено нарисовать лентяев, а также была проведена итоговая беседа подкрепленная чтением стихотворения.


Так же в ходе этого исследовательской работы было проведено родительское собрание. Мы знаем, что воспитание ребенка происходит не только в школе, но и дома. В связи с этим тема родительского собрания звучало так: «Нравственное воспитание младших школьников, его методы и приёмы», которое было проведено в форме лектория с целью дать рекомендации родителям по духовному воспитанию детей.

3.2 Формирование нравственного опыта на уроках литературного чтения.

Формирование нравственного опыта у учащихся начальной школы – очень трудоёмкий процесс, который требует больших затрат сил и времени. Формирование нравственного опыта у младших школьников так же можно осуществлять с помощью обыкновенных уроков, а именно уроков литературного чтения.

Во время подготовки к урокам литературного чтения учитель выстраивает для себя цели и задачи, которые должен достигнуть данный урок. Чаще всего в поурочных планах по чтению в разделе цели и задачи встречаются такие слова как воспитывать и прививать. Рассмотрим нравственную ценность уроков литературного чтения на примере конкретного урока. Тема урока: «В. Катаев «Цветик-семицветик»». Цели: ознакомить учащихся с творчеством Валентина Петровича Катаева, учить детей подбирать эпитеты к слову, озаглавливать иллюстрации предложениями из текста, расширять и обогащать словарь детей, воспитывать нравственные качества. Прочитав цели данного урока, мы видим, что одной из них является: «воспитывать нравственные качества», которая напрямую относится к нравственному воспитанию. Тема следующего урока, который так же способствует нравственному воспитанию учащихся: «А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Его цели: закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина; познакомить с историей создания «Сказки о попе…»; формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности; развивать интерес к чтению; развивать образное мышление, память, речь; воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности. Одна из целей урока – воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что ценность уроков литературного чтения в нравственном воспитании обучающихся начальной школы достаточно велика. Однако, все это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, ведь основная цель начального обучения - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, чтобы в конечном итоге - стать Человеком. Решающая роль в этом принадлежит учителю.


Заключение

Специфика воспитания нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.

Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).

Благоприятные для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

В подтверждение теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого нами сделаны следующие выводы. Эффективность воспитания нравственных ценностей школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационного, содержательного, операционного.

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в сторону увеличения. Рассмотрим динамику на примере двух обучающихся 2 класса: Власова Александра и Власова Евгения. В начале опытной работы мальчики плохо ориентировались в социуме, забывали говорить «здравствуйте» и «спасибо», не соблюдали субординацию между взрослым человеком и ребенком (обращался к работникам школы на «ты»), часто конфликтовали с одноклассниками без видимой причины, дрались, обижали одноклассников. По окончанию работы можно заметить, что мальчики расширили запас «вежливых» слов, стали применять их в практике, стремились помочь сотрудникам школы, значительно уменьшилось количество конфликтов, стали более уважительно относится ко взрослым.

Однако, хочу отметить, что прогресс в поведении Саши значительно превосходит прогресс Жени. Мальчик менее осознанно различает разницу между взрослым и ребенком, но конфликты с одноклассниками практически сошли на «нет». Женя всегда старается помочь: что принести, раздать тетради. Осознает, где хорошо или плохо, признает свою вину, достаточно часто использует «волшебные слова»