Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Включаясь в учебную деятельность, школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности.

Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.

Проблема морального развития школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во–вторых, в ходе учебной деятельности школьники включены в реальную коллективную работу, где также идет усвоение моральных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и морального развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Начальное образование в настоящее время строится таким образом, что оно развивает познавательные способности у школьников; развивает навыки активного усвоения учебного материала, приводит к интеграции полученных знаний в целостную систему, направленную на понимание окружающего мира. Развитие мышления, овладение различными способами работы с учебным материалом оказывает непосредственное влияние на усвоение нравственных знаний детьми; Организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.


Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет основных и неосновных предметов. Он обучает не только содержанию, методам и организации обучения, учителю, его личности, знаниям, убеждениям, но и атмосфере, которая развивается на уроке, стилю отношений между учителем и детьми, детьми между собой. Ученик сам воспитывает себя, превращаясь из предмета в предмет воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать обучение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Педагогическая деятельность становится коллективной работой, если познавательная задача ставится перед детьми как общая задача, для ее решения необходим коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные методы, чтобы дети могли реализовать учебную задачу как в целом, так и в том, как они лично относятся к ним.

ГЛАВА 2. Особенности нравственного воспитания на разных возрастных этапах

2.1 Особенности процесса нравственного воспитания учащихся

Моральное становление личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Молодое поколение развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. Все, с чем сталкиваются дети - люди, вещи, явления жизни вокруг них - накладывает отпечаток на их поведение, на их нравственный характер.

Моральное воспитание в школе должно быть направлено на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важной частью является воспитание нравственно-волевых черт характера: честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

С раннего возраста должно воспитываться нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, негативным качествам и поступкам, которые мешают строительству нового общества.

Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена ​​несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются моральными или аморальными. Они становятся таковыми в процессе целевого обучения. Во-вторых, для развития нравственного опыта дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, учителей, которые уже владеют этим опытом. Личный опыт детей очень мал и ограничен. Отсюда необходимость систематического воспитания, направленного на формирование положительных нравственных качеств и преодоление отрицательных. Любые черты личности, уровень интеллектуального развития, физическое совершенство, сила воли имеют позитивное социальное значение только в сочетании с нравственным развитием личности.


Для учителя важно понимать, как нравственное воспитание влияет на развитие ученика, как ученик меняется, поднимается на новый шаг в нравственном совершенствовании. Это можно понять, если мы разделим весь процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотрим каждое из них.

Итак, рассмотрим процессы нравственного развития студентов на всех этапах обучения.

В младшем школьном возрасте, в период нравственного развития детей, моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем, что они должны постоянно соблюдать моральные правила и нормы, соблюдение которых постоянно и целенаправленно контролируется. Младшие ученики должны постоянно учиться применять эти правила и нормы в своих отношениях с учителями, другими взрослыми и сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы понять смысл всех моральных норм и правил. В этом возрасте формируются такие моральные чувства, как чувство товарищества, долга, коллективизма, умения сопереживать, сочувствия.

Но нравственное развитие младшего школьника присуще возрастным изменениям. На этой возрастной стадии дети еще не способны развивать свои собственные моральные убеждения. Усваивая моральные требования, младший ученик продолжает полагаться на авторитет родителей, учителей и старших учеников. Относительная независимость морального мышления и внушаемость ученика начальной школы определяют его легкую восприимчивость как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

С подросткового возраста основными движущими силами нравственного развития являются биологическое созревание и социальное обучение. Биологическое развитие является необходимой основой для нравственного развития подростков.

Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте имеют идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их действиям, отношениям друг с другом. И если изначально идеалы возникают у ребенка невольно, без осознанного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте проводится активный поиск людей, чьи образы соответствуют моральным устремлениям и служат примером нравственного поведения.

В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования - моральных убеждений, представляющих собой сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях анализируемый жизненный опыт школьника находит выражение. Это делает их убеждения конкретными мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую стабильность, последовательность и гибкость. С появлением убеждений идеалы, воплощенные в образе конкретного человека, полностью перестраиваются, а затем полностью исчезают. Вместо одного конкретного образа возникает коллективный идеал.


Учащиеся старших классов имеют возможность сознательно контролировать свое поведение, стремиться воспитывать в себе качества, соответствующие их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к нравственным знаниям связано с интересом к собственной личности.

Поиск мировоззрения включает социальную ориентацию личности, самосознание как элемент социальной общности, выбор будущей социальной позиции и способы ее достижения. Решая проблему смысла жизни, подростки задумываются не столько о вопросе «кем быть?», а скорее о вопросе «кем быть?».

Основные процессы формирования нравственного развития:

Формирование нравственного сознания

Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до того, как ребенок входит в школу с формированием первоначальных представлений об обществе, отношениях близких людей.

Формирование навыков и привычек поведения

Эффективность работы учителя во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.

Навыки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот способ менее эффективен. Ребенок не хочет считать себя только педагогическим явлением, хотя знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется образованию, если оно состоит только из учений.

Более эффективным способом формирования привычек является педагогически продуманная школьная жизнь ребенка. В школьной жизни, организованной учителем, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих учеников.

Формирование сильных убеждений являются важнейшей задачей современной школы. Нашим детям нужны глубокие идеологические убеждения, которые породили бы сильные чувства, проявляющиеся в действиях и поступках. Такие убеждения могут возникнуть, если они не только продуманы, ощущены человеком, но и испытаны им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом школы нравственного воспитания должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых дети могут проверить свои взгляды, отточить их, убедиться в своем опыте в том, что они верны.

Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив - это сознательная мотивация, это сила, которая движет, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются необходимые формы поведения, не формируется то или иное моральное качество обучающегося, как активиста, общественного деятеля.


Формирование внутреннего идеала

Формирование идеала тесно связано с возникновением таких особых моральных чувств, как самооценка, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля. Таким образом, суть этой стадии нравственного развития состоит в том, что нравственный образец, который ранее был дан ребенку извне, теперь представлен в форме идеала, становится внутренним.

Формирование нравственных чувств

Огромное влияние на поведение учащихся оказывают чувства. Опора на чувства в образовании повышает его эффективность. Влияние на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область нравственного воспитания.

При определении способов воздействия на чувства учащегося следует учитывать, что воспитание чувств происходит главным образом по пути изменения и дальнейшего улучшения чувств ребенка. Например, невозможно прямо поставить перед учеником цель - испытать чувство восхищения действиями своего товарища или литературного героя. Чтобы возникло необходимое чувство, важно создать подходящую среду, в которой ученик может испытать определенные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не заставлять детей восхищаться ее красотой и величием. Но серия экскурсий на природу, постановка задач для детей, чтобы найти самые красивые места, сфотографировать их, устроить установку привести к чувству любви к природе у детей. В этом случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Яркая, насыщенная жизнь команды, хорошо организованная преподавателем, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед командой.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И тем не менее это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни.

Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, по внеурочное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.