Файл: Оценка эффективности управления предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Системный подход к исследованию означает рассмотрение предмета исследования и объекта одновременно, как особую систему, и как элемент общей системы. Системный подход направляется на исследователя и открытие системы управления[31].

В процессе исследования необходимо учитывать следующие аспекты системного подхода:[32]

- элементный аспект – выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности;

- структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости);

- функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов, соответствия этих функций, дублирование функций;

- интегративный аспект – выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы;

- коммуникативный аспект – определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, прочности этих связей;

- исторический аспект – исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив.

Анализ внутренней и внешней среды. Внешняя среда прямого (СТЭП-факторы) и косвенного (покупатели, поставщики, конкуренты, государство) воздействия содержит в себе возможности и угрозы для организации[33]. Внешняя среда считается источником, предоставляющим организации ресурсы, которые помогают поддержанию ее внутреннего потенциала на хорошем уровне. Организация беспрестанно обменивается ресурсами с внешней средой, таким образом помогая себе выжить. Однако содержание ресурсов внешней среды не безграничны[34]. Находящиеся в этой же среде организации, также претендуют на эти ресурсы. Для предприятия всегда существуют риски, что оно может не получить нужные ему ресурсы из внешней среды. Это может привести к негативным для предприятия последствиям. Внутренняя среда организации заключает в себе ресурсы, которые способны помогать организации существовать и выживать в определенном промежутке времени. Если она не обеспечивает необходимого функционирования, существования и выживания, то это может привести к проблемам и даже гибели предприятия[35].


СТЭП-факторный анализ дает возможность проанализировать давление факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия с помощью экспертных оценок и построения поля сил Левина.

Метод SWOT-анализа. Название составили из первых букв английских слов, означающих в переводе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В данном анализе проводится распределение факторов, по четырем критериям, с учетом принадлежности данного фактора к классу внешних или внутренних факторов. Первый этап состоит в том, чтобы факторы разместить таким образом, чтоб их концентрация помогла решить проблему. В результате получаем соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, они дают возможность, как следует изменить ситуацию, чтобы развитие организации было успешным. На следующем этапе нужно провести сравнительный анализ сильных сторон и возможностей, который помогает увидеть, как использовать сильные стороны, а также проанализировать слабые стороны и существующие опасности, чтобы определить сильные стороны и степень вероятности кризиса.

Экономический анализ. Данный анализ помогает оценить информацию основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а вместе с этим позволяет сделать выводы о конкурентоспособности фирмы.

Анализ структуры управления. В данном анализе используется метод функционально-стоимостной, который помогает выбрать вариант построения системы управления, которая требует наименьших затрат и является наиболее эффективной[36]. Для создания проекта используют следующие этапы. Подготовительный этап, на нём проводится комплексное обследование состояния производства и управления организацией, осуществляется выбор предприятия, определяются конкретные задачи проведения анализа, составляются рабочий план. На данном этапе используются методы сбора данных (анкетирование, наблюдение, изучение документов). На информационном этапе осуществляется сбор, изучение сведений и систематизация характеризующих систему управления, а также данные по аналогичным подсистемам. На творческом этапе выдвигаются идеи и способы выполнения функций управления, формулирования на их основе вариантов их реализации, отбор наиболее реальных, и предварительная оценка. На исследовательском этапе производится сравнительная организационно-экономическая оценка и отбор рациональных факторов, из которых, разрабатывается проект системы. На рекомендательном этапе проводится анализ и утверждение проекта системы управления, а также принимается решение о его внедрении. Последним является этап внедрения[37].


Анализ организационной культуры. Он включает оценку путей выполнения работы и характера отношения к людям в организации. Культура выражается в стиле управления, в методах мотивации сотрудников, а также образе самой организации[38]. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие как объект управления, требует построения адекватных систем менеджмента в каждом случае. Для решения проблемы повышения эффективности управления осуществляется анализ, диагностика и проектирование управления, и они лежат в основе его совершенствования. Аналитический подход к организационной культуре подразумевает согласование культуры и структуры с другими переменными, такими как люди, задачи, окружающая среда, технология. Анализ культуры проводится на основе результатов анкетирования[39]. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие как объект управления, в силу совей специфики, требует построения адекватных систем менеджмента в каждом конкретном случае. На сегодняшний день эффективное управление состоит в том, чтобы управлять, постоянно совершенствуя и совершенствуясь. Разумно сделать заключение, что реализовать данное высказывание и тем самым повысить эффективность системы менеджмента поможет только исследование управления. Для проведения эффективного исследования системы управления понадобится применение комплекса специальных методов. Применение системы методов позволит взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что поможет избежать просчетов[40].

Вывод. Системы управления направлены на достижение целей, и решение конкретных задач организации. По вопросам определения и оценки эффективности, как исследования системного управления, так и производства известны различные методические подходы. Качество исследования системы управления предприятием осуществляется тогда, когда применяется в комплексе система методов. Существует несколько основных методов, а именно: анализ внутренней и внешней среды, СТЭП-факторный анализ, метод SWOT-анализа, экономический анализ, анализ структуры управления и анализ организационной культуры.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СУПЕРМАРКЕТЕ EUROSPAR Г.ИВАНОВО


2.1. Супермаркет EUROSPAR г.Иваново как часть розничной сети торговли SPAR, краткая характеристика и структура

SPAR является одной из крупнейших в мире сетью розничной торговли продуктими питания с 13 112 магазинами в 48 странах на 4-х континентах, в которых более 350 000 сотрудников ежедневно обеспечивают передовой сервис для 13,5 миллионов покупателей. Товарооборот сети SPAR в 2018 году составил 35,8 миллиардов евро, что означает рост на 5,4% по сравнению с прошлым годом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сеть увеличилась на 335 магазинов. SPAR сохранил стратегическую направленность на рост и международную экспансию. В 2018 году бренд SPAR появился в четырех новых странах – Шри-Ланке, Греции, на Мальте и на Кипре[41].

SPAR был основан в 1932 году в Голландии Адриааном ван Веллом как добровольная сеть бакалейщиков под названием «DESPAR». Основная цель - обеспечить сотрудничество между независимыми оптовыми компаниями и ритейлерами в ответ на появление крупных торговых сетей в Европe.

В России компания SPAR начала свою работу в 2000 году. В настоящее времч существует четыре основных формата SPAR, каждый из которых соответствует различным ожиданиям потребителей:

1) INTERSPAR - современный гипермаркет торговой площадью свыше 3000 кв.м. в котором помимо огромного выбора продуктов питания широко представлена группа непродовольственных товаров.

2) EUROSPAR - супермаркет семейных покупок торговой площадью от 1000 до 3000 кв.м.

3) SPAR - супермаркет формата у дома для приобретения продуктов повседневного спроса площадью до 1000 кв.м.

4) SPARExpress - магазины быстрого и качественного обслуживания торговой площадью 100-200 кв. м., чаще всего располагаемые на АЗС.

Сегодня в SPAR Россия входят 9 партнеров: СПАР Миддл Волга, СПАР Тула, СПАР Челябинск, СПАР Северо-Запад, СПАР Томск, СПАР Калининград, СПАР Удмуртия, СПАР Омск, СПАР Хабаровск[42].

В г. Иваново располагается одно предприятие данной сети и относится к СПАР Миддл Волга. Супермаркет EUROSPAR располагается по адресу: 153035, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 117 в ТЦ «Шоколад». Режим работы супермаркета: с 07:00 до 23:00 без перерыва на обед и без выходных.


Супермаркет EUROSPAR - магазин индивидуального обслуживания. Продажа товаров осуществляется кассиром через кассовый аппарат. Основная нагрузка возлагается на продавца-консультанта, от квалификации которого зависит скорость и качество обслуживания населения. Продавец-консультант предлагает и показывает товар покупателям, предоставляет информацию о них, дает консультацию и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме того, он должен уметь быстро и хорошо выполнять такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, производить расчет с покупателем. Применение в магазинах метода индивидуального обслуживания снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров и ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товара. Магазин состоит из множества отделов: овощной, вино-водочный отдел, бакалея, гастрономия, хлебный отдел, товары для детей, товары для дома, выпечка и т.п. Магазин является универсальным, так как ассортимент построен на базе широкой номенклатуры товарных групп. В магазине товары всегда свежие и качественные. Товар заказывается большими партиями, так как магазин находится в спальном районе, что обеспеуивает большой поток покупателей. Большое преимущество магазина в том, что он имеет свою пекарню, поэтому хлеб и хлебобулочные изделия всегда свежие, пользуются высоким спросом и всегда в широком ассортименте. Так в супермаркете присутствует совя кухня, готовые блюда так же пользуются большим спросом. В магазине наиболее широкий выбор следующих товаров: кондитерские изделия, приправы и специи, молоко и кисломолочные продукты, колбаса и мясные изделия, товары для дома и дачи. Предприятие закупает товары по ценам поставщиков и перед продажей устанавливает, свою цену прибавляя от 15% до 55% от полной стоимости.

На рисунке 4 представлена структура управления супермаркетом.

Рисунок 5. Организационная структура управления ООО «EUROSPAR»

Генеральный директор организует защиту сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну. Заместитель генерального директора организует коммерческую деятельность предприятия, которая в соответствии с Уставом является основной деятельностью EUROSPAR. Главный бухгалтер обеспечивает в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом организацию бухгалтерского учета. Численность работников и организационная структура предприятия зависят от типа предприятия, размера его торговой площади, условий и режима работы, количества рабочих мест и методов продажи товаров и многих других показателей, влияющих на трудоемкость работы. На предприятие работает следующий персонал: директор предприятия, заведующие, бухгалтера, продавцы-консультанты, кассиры, грузчики и уборщицы. Каждый из них выполняют свои обязанности. Весь персонал розничного предприятия можно подразделяют на три категории: