Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность понятия управления. Предприятие как объект управления
1.2. Эффективность управления предприятием
1.3. Методы оценки эффективности системы управления предприятием
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СУПЕРМАРКЕТЕ EUROSPAR Г.ИВАНОВО
2.2. Анализ внешней и и внутренней среды предприятия
2.3. Оценка эффективности системы управления EUROSPAR Г.Иваново
ВВЕДЕНИЕ
Управление предприятием представляет собой систематическое воздействие на работу всех его структурных элементов, целью которого является организация согласованной работы и, как итог, получение прибыли. Цель управления предприятием – добиться согласованной работы всех подразделений для получения максимального эффекта. Для анализа эффективности управления необходимо прибегать к исследованию управления. Исследование управления осуществляется с помощью компитентных менеджеров, специализированных аналитических групп или отделов. Необходимость в анализе и оценки систем управления обусловлена достаточно большим кругом проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности многие предприятия. От правильного решения этих проблем зависит будущее каждого предприятия. Для решения этих вопросов используется системный подход, ведь любая деятельность предприятия связана с проблемой эффективности, в основе этого лежит как минимизировать расходы, получить больше прибыли, завоевать рынок или удержать уже лидирующие позиции. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсового проекта актуальной.
Актуальность темы заключается в том, что она является одной из важнейших проблем на современном этапе развития и в быстро изменяющихся рыночных условиях. Обеспечение эффективности управления является целью любого предприятия, поскольку именно эффективность управления обеспечивает успешное функционирование и развитие всех организационно-хозяйственных звеньев его деятельности, является одной из главных характеристик результативности управления деятельностью предприятия Необходимо не только определиться с соответствующим подходом к управлению предприятиями, но и сформировать механизм его действия, механизм управления эффективным функционированием предприятий. Отсутствие на многих предприятиях целостной высокоэффективной системы управления, адекватной требованиям меняющейся рыночной среды, актуализирует проблему совершенствования и развития научно-методических подходов и инструментария эффективного управления деятельностью предприятия.
Объектом исследования в данной работе является Супермаркет EUROSPAR г.Иваново.
Предметом исследования являются отношения и процессы, возникающие в процессе управления предприятием.
Цель данной работы – оценить эффективность управления предприятем розничной торговли Супермаркет EUROSPAR г. Иваново.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущьность понятий "управление" и "предприятие";
- дать определение эффективности управления и определить его роль в стратегическом управлении предприятием;
- выделить главные и наиболее важные критерии эффективности управленческой деятельности;
- проанализировать эффективность управления в Супермаркете EUROSPAR г.Иваново;
Методы исследования, применяемые при написании курсовой работы: сравнение, обобщение, систематизация, анализ.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в успешно осуществленном анализе эфективности управления предприятием. Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса, как в исследуемом Супермаркете, так и схожих организациях.
Практическая значимость работы состоит в разработке полезных практических рекомендаций для Супермаркета EUROSPAR г. Иваново по оптимизации управления предприятием, внедрение которых приведет к реализации модели эффективного развития предприятия в целом.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области практического и теоретического стратегического менеджмента, а так же научная и учебно-методическая литература и статьи в периодических изданиях.
Характеристика источников литературы. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы оценки эфективности управления предприятием, явились работы таких авторов как: Парахина. В.П., Зуб А.Т., Виханский О.С., Гончаров В.В., Гукова А.В., Бурганова Л.А. и другие. В данных источниках подробно рассмотрены понятия предприятие, управления и эффективности, методы оценки эффективности системы управления и т.д. Все вышеперечисленные источники являются достоверными и надежными, поскольку данные авторы являются достаточно известными учеными в области экономики труда, а их работы используются для преподавания в различных учебных заведениях.
Информационной базой исседования послужили учебные пособия, документация объекта исследования и данные официального сайта торговой сети SPAR.
Курсовая работа состоит содержания,введения, двух глав, заключения и списка литературы:
В первой главе будет рассмотрены теоретические основы эффективности управления предприятием.
Во второй главе будет проведен анализ эффективности управления Супермаркета EUROSPAR г.Иваново.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность понятия управления. Предприятие как объект управления
Система управления предприятием в условиях современной экономики принимает нормативный, функциональный вид реализации технологий, позволяющий решать конкретную проблему в системе управления предприятием, а разносторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования.
Для выбора наиболее оптимального подхода к обоснованию и построению организационно-экономического механизма управления предприятием необходимо рассмотреть назначение, сущность системы управления.
Чтобы всесторонне рассмотреть систему управления предприятием уточним само понятие «управление».
Карпов О.И. считает, что управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (самоуправление), так и через специально созданные структуры (органы)[1].
Мескон М.Х. и его соавторы определяют управление как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации». За этим просматривается функционально-целевой подход к управлению[2].
Питер Ф.Дукер, которого считают ведущим теоретиком в области управления, определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу[3]. С таким подходом к определению сущности управления перекликается понятие, сформулированное Райзбергом Р.А. и Фатхутдиновым Р.А. Они считают управление сознательным воздействием человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемый результат.
Такие ученые как Райзберг Б.А. и Фатхутдинов Р.А., Питер Ф.Друкер в своих определениях дают общую характеристику управления как направления деятельности. Но здесь не просматривается способ достижения цели[4]. И если говорить о сущности и конкретных задач управления, то к этому ближе приведенная выше формулировка Мескона М.Х. и его соавторов.
Н.Винер дал определение управлению с точки зрения кибернетики. Он определил управление как комплекс целеустремлённых действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования управляемой системы. При всей плодотворности идей кибернетики следует не упускать из вида то обстоятельство, что даже сам Н. Винер предупреждал об ограниченных возможностях использования принципов, правил кибернетики в экономике[5].
Таким образом, в трактовке понятия управление можно выделить три подхода: содержательный, структурно-функциональный, кибернетический.
Каждый из описанных подходов имеет равное право на существование, ибо в комплексе они позволяют рассмотреть одни и те же проблемы с разных точек зрения. Исходя из этого, любая система управления включает ряд элементов:
1) субъект управления, т.е. должностное лицо или структурное подразделение непосредственно осуществляющие управленческое воздействие;
2) объект управления, т.е. на что осуществляется воздействие;
3) процесс управления – это воздействие субъекта на объект для перевода его из одного состояния в другое или координации деятельности людей (исключение отклонений от нормального состояния функционирования);
4) структура управления отражает взаимную подчиненность и взаимосвязи субъекта и объекта управления, которые подчинены определенным закономерностям. Управление строится по иерархическому принципу, т.е. имеет многоступенчатую структуру в зависимости от сложности процесса экономической или иной деятельности, при этом каждая ступень или уровень осуществляет управление по отношению к более низкому уровню;
5) организация управления, которая объединяет четыре предшествующих элемента и обеспечивает их гармоничное взаимодействие;
6) методы управления – совокупность приемов и способов управленческих воздействий, обеспечивающих достижение целей управления с помощью воздействия на различные стороны объекта;
7) технические средства или автоматизированные системы управления[6]. В общем виде систему управления можно представить с помощью схемы, изображенной на рисунке 1.
Субъект
Процесс
Функции
Объект
Организация
С
т
р
у
к
т
у
р
а
Методы
административные
экономические
социально-психологические
ТСУ
средства
автоматизации
средства
оргтехники
Рисунок 1. Система управления
Таким образом, под системой управления следует понимать совокупность структурных элементов, а также методов и средств управления, необходимых для согласования совместной деятельности людей, управленческих звеньев, связей между ними, а также форм, с помощью которых на практике реализуется процесс управления. Это действия, предпринимаемые субъектом управления с целью воздействия на управляемый объект (отдельного работника, группы работников, подразделения организации, финансовые ресурсы и т.д.). Данной точки зрения придерживается А.Д. Никипелов, отмечая, что «система управления – представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов, обеспечивающих при их скоординированном взаимодействии реализацию поставленных целей»[7].
Теория управления рассматривает категорию «управление» комплексно, включающую в себя: цели, функции, методы, законы управления, а также принципы и организацию управления.
Таким образом, в общем смысле система управления включает: цели, принципы и методы управления; основные показатели деятельности субъекта управления; повышение качества продуктов и услуг; экономию используемых в деятельности ресурсов (сырья, материалов, топлива, электроэнергии, рабочей силы и т.д.); планирование (включая анализ, прогнозирование, моделирование, оценку планов и программ); структуру организации, учёт и контроль; мотивацию труда персонала; ресурсное, информационное, правовое и организационно-технологическое обеспечение системы управления; внутреннюю и внешнюю среду деятельности субъекта управления; управление персоналом; принятие и реализацию управленческих решений.
В теории управления отсутствует четкое деление управления на однозначно установленную совокупность его функций, однако круг этих функций более или менее обозначен. Можно выделить следующие функции: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, учет и контроль.
Каждый автор в своих публикациях по управлению предлагает перечень этих функций, который в какой-то мере отличается от перечня, предлагаемого другими. Естественно, как и всякий творческий процесс, управление не может быть строго регламентировано. И не обязательно процесс управления сводить к шести функциям. Выбор этих функций должен быть оптимален, и охватывать все направления экономического процесса. Заслуживают внимания подходы, которые предлагают в своих работах Багиев Г.Л., Басова Т. Ф., Бологова В. В., Борисов Е. И., Гулбрандсен Т.Х., Дьяков А.Ф., Жуков В.В., Ламакин Г.Н., Максимов Б.К., Молодюк В.В., Падалко Л. П., Червинский В. Л.