Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность понятия управления. Предприятие как объект управления
1.2. Эффективность управления предприятием
1.3. Методы оценки эффективности системы управления предприятием
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СУПЕРМАРКЕТЕ EUROSPAR Г.ИВАНОВО
2.2. Анализ внешней и и внутренней среды предприятия
2.3. Оценка эффективности системы управления EUROSPAR Г.Иваново
1.Управленческий персонал - состоит из работников, обеспечивающих управление трудовым процессом (директор, заместитель директора, заведующий, главный бухгалтер);
2. Основной персонал - это продавцы, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале;
3. Вспомогательный персонал - обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии (уборщицы, грузчики).
Вывод. Анализируемый супермаркет является частью крупнейшей торговой сети. В городе Иваново представлен в формате EUROSPAR. Супермаркет имет удачное географическое расположение: находится на одной из крупных улиц города, в непосредеменной близости от спальных районов, что обеспечивавет большой поток покупателей. В Супермаркете работает собстренная пекарня и отдел с готовой кухней, что обепечивает дополнительные конкуретнные преимущества.
2.2. Анализ внешней и и внутренней среды предприятия
Любая организация находится и функционирует в среде, которую условно можно разделить на внешнюю и внутренюю. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде, происходит постоянная конкурентная борьба за ресузсы. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды в необходимое время и в необходимом количестве. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать ии выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации вв том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации[43]. Внешняя среда может оказыать на организацию прямое и косвенное воздействие. На рисунке 6 наглядно показана внутреняя и внешняя среда организации с прямым и косвенным воздействием.
Рисунок 6. внешняя среда организации[44]
Рассмотрим макроокружение более подробно, т.е. проведем PAST анализ. Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде и состоит из экономического, политического, социального и технологического фактора.
1. Экономически фактор. На результат деятельности Супермаркета наибольшее влияние оказывает величина доходов населения, так как снижение доходов приводит к снижению покупательского спроса, а значит и к снижению прибыли. Также неблагоприятное воздействие оказывают рост уровня инфляции на 11-13% в год а, следовательно, и рост уровня цен.
2. Политический фактор. Усиливается контроль проверки качества продукции контрольно – надзорными органами, повышение закупочных цен на импортные продукции, ограничение на продажу определенных групп и видов товаров.
3. Социальный фактор. Социальные процессы изменяются относительно медленно, однако, если все-таки происходят какие-либо изменения, то они оказывают существенное воздействие на окружение организации. Влияние социального фактора заключается в том, численность и темп роста населения оказывают благоприятное воздействие на прибыль компании и ее товары. За исследуемый период население г. Иваново сохранило число жителей на стабильном уровне без отклонений, для предприятия данный фактор имеет стабильное последствие, так как не снижается количество покупателей. Так же Супермаркет занимает лидирующие позиции в городе среди магазинов широкого профиля продуктовой и не продуктовой продукции.
4. Технологический фактор. В супермаркете EUROSPAR используется современные методы обслуживания покупателей, что делает компанию лояльным к своим покупателям и идет в ногу со временем. Кроме того, используются современные системы учета, которые являются наиболее заметной частью полной системы менеджмента, основанной на компьютерной технике. Возможность покупок с помощью интернет заказов.
Проведем SWOT анализ внешней среды супермаркета EUROSPAR гГ. Иваново и покажем его в таблице 1.
Таблица 1.
SWOT анализ внешней среды EUROSPAR г.Иваново
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Широкий ассортимент продукции 2.Низкие цены на товары на некоторые категории товаров 3.Большой покупательский поток 4.Налаженное сотрудничество с крупными поставщиками 5.Большой товарооборот и высокий средний чек (часто приезжают для больших закупок) 6.Разработанная система обучения новых сотрудников 7.Известность торговой марки EUROSPAR 8.Большая площадь магазина. |
1.Всего 1 супермаркет в городе, у конкурентов (пример «Лента» располагает 4 супермаркетами по городу) 2.В час пик перегруженность работы касс (нехватка кассовых зон во время наплыва посетителей) 3.Время работы супермаркета EUROSPAR до 23 часов (нет возможности посещения в ночное время, у прямых конкурентов такая возможность присутствует) 4. Высокие цены на товары на некоторые категории товаров |
Возможности |
Угрозы |
1.Известная торговая марка, что подразумевает открытия новых супемаркетов, гипермаркетов или универсамов в других точках города 2.Развитие интернет-магазина и службы доставки, что крайне актуально в наши дни 3.Налаживание сотрудничества с местными поставщиками, что крайне благоприятно скажется на ценообразовании на товары местных производителей. 4.Расширение ассортимента собственной марки |
1.Большое количество конкурентов в сегменте данной ценовой категории (гипермаркеты Лента, О’кей,Главмаг, Ашан, Магнит и так далее) 2.Постоянные изменения в законодательстве РФ 3.Кражи со стороны покупателей (супермаркет несет убыток) 4.Риск повышения стоимости аренды и экономические факторы в стране, влекущие за собой понижение среднего чека и общего количества покупательского спроса 5.Публичные инциденты с нарушениями в сфере защиты прав потребителей |
Изучение непосредственного окружения организации (микросреды) направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
1. Анализ поставщиков.
SPAR уделяет большое внимание целостности цепочки поставок, благодаря инициативной группе по логистике, включающей коллег из Великобритании, Нидерландов, Ирландии, Южной Африки, Норвегии и Испании. Разработан сравнительный анализ эффективности поставщиков и цепочек поставок, который выявил дополнительные возможности для сотрудничества с поставщиками и повышения объема доставки продукции на полки магазинов, для обеспечения максимальной доступности[45]. Со всеми поставщиками налажены длительные отношения в плане заключения долгосрочных и взаимовыгодных договорных обязательств по поставкам различных групп товаров. Налажены прочные партнерские отношения как с российскими , так и зарубежными компаниями. Все склады, куда везется товар от поставщиков находятся в г.Москва, а уже оттуда поступает и в гипермаркет г.Иваново EUROSPAR.
2. Анализ конкурентов.
На рынке универсальных супермаркетов и гипермаркетов (продуктовых и непродуктовых товаров) в г.Иваново присутствуют несколько предприятий, основные конкуренты в данной специфике являются «АШАН», Лента, Окей, второстепенными, но наступающими по пятам такие как «Главмаг», «Метро», Гипермаркет «Магнит», сеть магазинов «Пятерочка». EUROSPAR расположен в Торгов-Развлекательном центре Шоколад, что дает ему дополнительный поток покупателей, даже тех, кто не собирался идти за покупками. Так же конкурентрыми преимущесвом EUROSPAR является начилие собственной пекарни и кухни, сотрудницество с местными производителями, наличие спрограмм лояльности. Большое внимание к вопросу экологии: активно ведутся разработки в области утилизации и сокращения пищевых отходов, эко-упаковки и вторичной переработки, сокращение выбросов CO2 и энергопотребления.
Определим оценку конкурентных преимуществ EUROSPAR в конкуренции. Баллы из расчета 100 – максимальный балл, характеризующий реальное состояние относительных преимуществ в организации, расставляются экспертами. Эксперты – 6 человек административно-управленческого персонала EUROSPAR. Расчет оценки конкурентных преимуществ и построение компании профиля конкурентных преимуществ рассмотрено в таблице 2.
Таблица 2.
Пример определения относительных преимуществ предприятия в конкуренции
Характеристики |
% значения |
EUROSPAR |
ЛЕНТА |
ОКЕЙ |
ГЛАВМАГ |
||||
Баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
||
Цена товара |
30 |
90 |
27 |
80 |
24 |
80 |
24 |
90 |
27 |
Сроки поставки |
20 |
100 |
20 |
100 |
20 |
90 |
18 |
90 |
18 |
Качества товара |
25 |
100 |
25 |
100 |
25 |
90 |
22,5 |
90 |
22,5 |
Система сбыта |
10 |
90 |
9 |
80 |
8 |
90 |
9 |
90 |
9 |
Менеджмент |
15 |
90 |
14 |
90 |
14 |
90 |
14 |
90 |
14 |
Итого |
100 |
94 |
95 |
90 |
91 |
86 |
87,5 |
90 |
90,5 |
Как видно из таблицы 2 EUROSPAR лидирует в городе по сравнению с основными конкурентами, хотя разрыв минимальныйв ценовом сегменте он идет на равне с «Главмагом», в качестве соблюдения сроков поставки он лидирует вместе с «Лентой», по качеству товара он снова в лидерах с «Лентой», по системе сбыта он набирает 90 баллов, идет на равне с основными конкурентами , менеджмент во всех четырех примерах работает на одном уровне. Таким образом, при анализе выявляются преимущества и недостатки организации, которым следует уделить внимание при разработке стратегии для обеспечения ее конкурентоспособности. Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
3. Основные посетители
Изучение покупателей позволяет гипермаркету лучше уяснить то, какой продукт вв наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукции данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей и т.д. Спрос на продукцию гипермаркета очень большой, основные посетители являются жители г.Иваново.
В ассортименте представлена продукция для различных слоев населения. Осуществляя полный и детальный анализ внутренней среды EUROSPAR г. Иваново, необходимо исследовать экономическое состояние организации. Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью любого предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания. На основании полученных на предприятии данных, проведем комплексный экономический анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности на примере таблицы 3.
Таблица 3.
Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
Показатели |
Ед.измерения |
2018 год |
2017 год |
Отклонение (+ - ) |
Темп изменения % |
Товарооборот |
Тыс. руб. |
1150000 |
1120000 |
+ 30000 |
1,027 |
чистая прибыль |
Тыс. руб. |
120000 |
115000 |
+5000 |
1,04 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
Тыс. руб. |
100500 |
99300 |
+800 |
1,012 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств |
Тыс. руб. |
370000 |
356000 |
+14000 |
1,04 |
Торговая площадь |
Кв.м |
6339 |
6339 |
||
Издержки обращения |
Млн. руб. |
220000 |
215000 |
+5000 |
1,023 |
Среднесписочная численность работников |
Чел. |
114 |
113 |
+1 |
|
Прибыль от реализации товаров |
Млн. руб. |
141600 |
135700 |
+5900 |
1,043 |
Среднегодовая заработная плата (на 1 рабочего) |
Тыс. руб. |
250 |
240 |
+10 |
1,04 |
Налоговые платежи (18%) |
Тыс. руб. |
25488 |
24426 |
+1062 |
1,04 |
Оборот по покупным ценам |
Тыс. рублей |
760 000 |
750000 |
+10000 |
1,013 |
Валовый доход |
Тыс.руб. |
390000 |
370000 |
20000 |
1,054 |
Можно сделать вывод, что за 2018 год по сравнению с 2017 годом двигается вперед во всех направлениях, хоть и с медленным темпом роста.
Вывод. SWOT анализ внешней среды Супермаркета EUROSPAR показывает сильные и слабые стороны. Сильных сторон у Супермаркета больше. Так же существуют возможности для улучшения положения на рынке. Среди угроз самой большой является значительное количество конкурентов. Со всеми поставщиками налажены длительные отношения в плане заключения долгосрочных и взаимовыгодных договорных обязательствм. У Супремаркета множество коркуретов: АШАН, Лента, Окей, Главмаг, Метро, Гипермаркет Магнит и т.д. EUROSPAR лидирует в городе по сравнению с основными конкурентами, хотя разрыв минимальныйв по практически всем критериям. Продукция Супермаркета предоставляется для населения со средним и высоким уровнем дохода, т.е. в ассортименте представлена продукция для различных слоев населения. Комплексный экономический анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности показал, что за 2018 год по сравнению с 2017 годом двигается вперед во всех направлениях.