Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность понятия управления. Предприятие как объект управления
1.2. Эффективность управления предприятием
1.3. Методы оценки эффективности системы управления предприятием
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СУПЕРМАРКЕТЕ EUROSPAR Г.ИВАНОВО
2.2. Анализ внешней и и внутренней среды предприятия
2.3. Оценка эффективности системы управления EUROSPAR Г.Иваново
Система управления предприятием предусматривает управление через совокупность разных функций, которые выполняются органами управления для создания нормальных условий для работы персонала.
Соединение функций управления предприятием воедино приводит к образованию так называемого экономического механизма. Механизм, понимаемый как совокупность функций управления, вместе с реализующим их аппаратом управления, то есть службами управления и работниками, образуют организационно-экономический механизм управления предприятием.
Таким образом, на основании исследований различных подходов можно сделать вывод, что структура организационно-экономического механизма управления предприятием должна рассматриваться как совокупность определенных методов управления вместе с реализующим их аппаратом управления.
Однако нужно отметить, что наибольшее значение для предприятия имеют экономические методы. Поэтому экономические методы следует выделить ведущей подсистемой в составе организационно-экономического механизма управления предприятием.
В соответствии с 132 статьей Гражданского кодекса РФ[8] предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие - это самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[9]. Предприятие является главным звеном экономики, где непосредственно решается основная экономическая задача – производство и распределение материальных благ в условиях ограниченности ресурсов[10].
Движущие мотивы развития предпринимательской деятельности кроются в экономических отношениях, образующихся между ее участниками по поводу распределения результатов производства. А в их основе, в свою очередь, лежит отношение к собственности, проявляющееся в различных формах существования предприятия.
Предприятие – это основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, обладающий правами юридического лица, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающий по своим обязательствам этим имуществом, осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью удовлетворения спроса со стороны и получения соответствующей прибыли[11]. Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, созданную для достижения какой-либо хозяйственной цели, то есть это экономическая единица, которая:
- самостоятельно принимает решения;
- реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
- стремится к получению дохода и реализации других целей[12].
Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:
- экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат обеспечение наибольших результатов);
- финансовая устойчивость (предприятие способно на каждый момент времени произвести все необходимые платежи);
- получение прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность) [13].
Внутренняя среда предприятия включает квалифицированный персонал, средства производства, информацию. Вообще под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри предприятия, являющиеся результатом управленческих решений. К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимание руководства, относятся: - цели (конечные состояния или желаемый результат, к оторого стремиться добиться трудовой коллектив);
- структура (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предприятия);
- задачи (предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки);
- технология (сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях) [14].
Результатом согласованного взаимодействия всех элементов внутренней среды является продукция (товары, работы и услуги), удовлетворяющая спрос потребителя. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе изучения внешней среды, посредством анализа, планирования и управления хозяйственной деятельностью организации[15].
К внешней среде относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, но оказывающие непосредственное влияние на его внутреннюю среду. Факторы внешней среды подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия прямое воздействие оказывают государство, поставщики, потребители, конкуренты. Косвенное же воздействие оказывают состояние экономики, социальные факторы, достижения НТР, международное экономическое положение[16].
Вывод. Помимо закрепленного в Гражданском Кодексе определения существует еще множество толкований понятия предприятия. Обобщая их можно сделать вывод что, предприятие это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правом самостоятельности решений, созданная для достижения той или иной хозяйственной цели. В рыночной экономике успешное предприятие стоится на трех основных принципах: экономичность, финансовая утойчивость и получение прибыли. У каждого предприятия существует внутренная и внешняя среда. Управление внутренней средой находится в руках предприятия, на внешню среду предприятие влиять не может. Факторы внешней среды могут быть прямого и косвенного воздействия.
1.2. Эффективность управления предприятием
Управление – это процесс планирования, организации, приведения в действие и контроль организации с целью достижения координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного выполнения заданий[17].
Управление предприятием – способ взаимодействия между субъектом и объектом управления, способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными отраслями, что обеспечивает оптимальное при данных условиях достижение целей организации. Другими словами, управление предприятием представляет собой систематическое воздействие на работу всех его структурных элементов, целью которого является организация согласованной работы и, как итог, получение прибыли. Среди ученых нет единственных подходов на решение проблем управления предприятием. Так, втеории управления известны разнообразные его виды (рисунок 1), которые отличаются между собой целями, заданиями, методами, направлениями исследований и эффективность их использования производителями недостаточно обоснована[18].
Отдельно друг от друга проводятся научные исследования по стратегическому, ситуационному, антикризисному и другим видам управления. Среди ученых нет определенности, которой из функций управления предоставлять преимущество, одни сосредоточивают внимание на планировании, другие на мотивации. При этом используются разные направления, методы исследований полностью не связанные между собой. Учитывая это будет отличаться последовательность действий руководителя предприятия в обосновании и принятии эффективных управленческих решений[19].
Рисунок 2. Классификация видов управления по соответствующим признакам[20]
Эффективность управления – достаточно сложное и многогранное понятие. Мнения многих исследователей относительно его сущности и природы различаются. В ходе анализа ряда определений данного понятия можно утверждать, что эффективность управления – это сложная категория, которая отображает результативность функционирования всех подсистем предприятия в комплексе под четким руководством управленческой системы.
Эффективность управления необходимо рассматривать как систему, которая может добиться успеха при условии наличия соответствующего механизма. Выделяют такие основные элементы механизма эффективного управления развитием предприятия: планирование, координирование, коммуникация, стимулирование и контроль[21].
Одной из самых основных проблем экономики предприятия, в условиях рыночной экономики, является проблема эффективности использования экономического потенциала. Суть данной проблемы состоит в определении направлений способов достижения максимального результата деятельности предприятия в условиях редкости, ограниченности ресурсов. Максимизация результатов деятельности предприятия возможна при его эффективном функционировании[22].
В условиях рыночной экономики обеспечение эффективности управления является целью любого предприятия, поскольку именно эффективность управления обеспечивает успешное функционирование и развитие всех организационно-хозяйственных звеньев его деятельности. Но не существует ни одного предприятия, которое бы не сталкивалось с рядом факторов, которые в определенной степени влияют на эффективность управления предприятием.
На эффективность управления предприятием влияют, как внутренняя, так и внешняя среда. Внутренняя среда представляет собой совокупность внутренних факторов (внутренних переменных), которые непосредственно влияют на функционирование предприятия[23].
Общая взаимосвязь основных характеристик системы управления и факторов внутренней среды представлена на рисуноке 2.
Рисунок 3. Зависимость характеристик системы управления от факторов внутренней среды, влияющих на эффективность управления[24]
Внешняя среда – совокупность хозяйственных субъектов, экономических, общественных и естественных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних относительно предприятия условий и факторов[25].
Внешние факторы можно разделить на две группы:
1. факторы среды прямого действия (микросреда);
2. факторы среды непрямого действия (макросреда).
Особенностью факторов среды прямого действия является интенсивность и постоянный характер влияния, направленность на изменение базовых внутренних составляющих предприятий. Это нуждается в оперативной разработке мероприятий относительно смягчения их негативных последствий или, наоборот, более полного использования благоприятных возможностей. Состав субъектов микросреды приведен на рисунке 4[26].
Рисунок 4. Состав субъектов микросреды предприятия[27]
В макросреде, которая окружает предприятие, действует значительно больше количества факторов, чем в микросреде, им присущий высокий уровень вариативности, неопределенности и непредсказуемости, что предопределено их опосредствованным действием на субъекты ведения хозяйства. Состав факторов среды непрямого действия представлен следущим образом: [28]
- экономические факторы;
- политические факторы;
- социокультурные факторы;
- демографические факторы;
- научно-технические факторы;
- экологические факторы.
Вывод. Среди иссследователей на данный момент не существует едного вгляда на решение проблем управления предприятием. При исследовании управления предприятием используюся разные направления, из за чего подход к принятию эффективных управленческих решений может сильно различаться у разных руководителей. Существует множество видов управления. Их можно классифицировать по объекту, цели и категории. На эффективность управления предприятием влияют, как внутренняя, так и внешняя среда.
1.3. Методы оценки эффективности системы управления предприятием
Системы управления по своему предназначению направлены на обеспечение высокой эффективности, достижение целей и решение конкретных задач организации[29]. Известны различные подходы, рассматривающие определение и оценку эффективности, производства и системного управления.Наибольший эффект и качество исследования системы управления предприятием достигается в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов[30]. Благодаря этому, рассмотрение объекта с разных сторон, может помочь устранить недочеты. Гукова А.В отмечала, благодаря системному подходу к решению задач, происходит улучшение системы управления.