Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых,  стратегии сокращения, применяющиеся после долгосрочных периодов развития, нужные для реорганизации бизнеса с целью повышения эффективности работы. К ним причисляют:

- стратегия «сбора урожая», направленная на постепенное сокращение бизнеса до нулевого уровня с получением при этом максимально возможной прибыли;

- стратегия ликвидации бизнеса, заключающаяся в полном прекращении бизнеса;

- стратегия уменьшения расходов,  подразумевающая сокращение по всем возможным статьям затрат;

- стратегия сокращения деятельности, предполагающая ликвидацию отдельных подразделений бизнеса с целью получения возможностей развития остальных.

Выше представленная классификация маркетинговых стратегий отражает сущность наиболее часто используемых в настоящее время в бизнесе направлений маркетинга.

Каждая из них  преследует свои экономические цели и применима в конкретных рыночных условиях, при определенных нуждах предпринимательства.

Существует еще одна классификация маркетинговых стратегий, предложенная зарубежными исследователями [31, с. 210].

В стратегическом маркетинге и менеджменте выделяют три основных уровня маркетинговой стратегии: общие (или корпоративные) стратегии маркетинга, деловые и функциональные (или инструментальные) стратегии маркетинга. На рисунке ниже представлена описанная нами система маркетинговых стратегий предприятия в правильном порядке их утверждения – рис. 1.3.

Рис. 1.3. Маркетинговые стратегии

Дадим краткую характеристику каждому типу маркетинговой стратегии (Приложение 1).

1. Корпоративная маркетинговая стратегия

Корпоративная стратегия маркетинга заключается в разработке миссии, бизнес-целей и ценностей компании. Такая общая стратегия маркетинга определяет вектор развития компании и ассортимента, отражает основные амбиции компании в отрасли и задает правильные приоритеты всей маркетинговой деятельности. В литературе часто раздувается понятие миссии и наполняется избыточной идеологией, но если оставить все «духовности», то миссия может задать нужные рамки для работы [31, с. 211].

2. Деловые стратегии бизнеса.

После утверждения миссии и главных целей компании на рынке рекомендуется перейти к разработке деловых маркетинговых стратегии предприятия.

Данный тип маркетинговых стратегий позволяет взглянуть глобально на компанию, оценить ее возможности и правильно распределить ограниченные ресурсы для достижения максимальной прибыли. Выделяют 3 направления деловых стратегий – таблица 1.1.


Таблица 1.1 - Направления деловых стратегий маркетинга

Вид деловой стратегии

Описание

Портфельная стратегия

Определяет сбалансированность ассортимента компании, устанавливает принципы, последовательность и акценты в развитии каждой товарной группы, определяет новые привлекательные рынки.

Стратегия роста

Позволяет определить основные источники роста продаж и прибыли компании в долгосрочном периоде.

Стратегия конкурентной борьбы

Определяет способ входа на новые рынки, принципы охвата рынков, методы укрепления и повышения конкурентоспособности продукции компании на ключевых рынках продаж.

3. Функциональные маркетинговые стратегии

Функциональные (или инструментальные) стратегии маркетинговой деятельности разрабатываются на самом последнем этапе стратегического планирования. Функциональные стратегии разрабатываются для каждого подразделения (отдела) компании отдельно, другими словами: в ситуации, когда компания управляет несколькими брендами, функциональные стратегии должны быть установлены для каждого бренда [31, с. 212].

Функциональные ꠃ стратегии ꠃ маркетинга ꠃ описывают ꠃ тактические ꠃ действия ꠃ по ꠃ улучшению ꠃ маркетинг-микса ꠃ товара ꠃ (услуги). ꠃ На ꠃ данном ꠃ уровне ꠃ иерархии ꠃ выделяют ꠃ следующие ꠃ разновидности ꠃ маркетинговых ꠃ стратегий ꠃ – ꠃ таблица ꠃ 1.2.

Таблица ꠃ 1.2 ꠃ - ꠃ Разновидности ꠃ функциональных ꠃ маркетинговых ꠃ стратегий

Виды ꠃ функциональных ꠃ стратегий

Описание ꠃ функциональных ꠃ стратегий ꠃ маркетинга

Ассортиментная ꠃ стратегия

Описывает ꠃ принцип ꠃ развития ꠃ и ꠃ значение ꠃ каждой ꠃ товарной ꠃ группы ꠃ в ꠃ портфеле ꠃ компании, ꠃ определяет ꠃ широту ꠃ и ꠃ правила ꠃ ротации ꠃ ассортимента, ꠃ принципы ꠃ дифференциации ꠃ продуктов ꠃ между ꠃ собой. ꠃ Включает ꠃ план ꠃ по ꠃ разработке ꠃ новых ꠃ продуктов.

Стратегия ꠃ продвижения

Определяет ꠃ целевой ꠃ рынок ꠃ для ꠃ продвижения ꠃ и ꠃ основные ꠃ цели ꠃ коммуникации, ꠃ включает ꠃ план ꠃ рекламных ꠃ мероприятий, ꠃ отражает ꠃ ключевые ꠃ медиапоказатели ꠃ рекламных ꠃ компаний ꠃ бренда, ꠃ принципы ꠃ поддержки ꠃ новинок ꠃ и ꠃ основного ꠃ ассортимента ꠃ компании, ꠃ определяет ꠃ размер ꠃ рекламного ꠃ бюджета.

Стратегия ꠃ дистрибуции

Определяет ꠃ метод ꠃ дистрибуции, ꠃ ключевые ꠃ каналы ꠃ продаж, ꠃ принцип ꠃ работы ꠃ с ꠃ торговыми ꠃ посредниками ꠃ и ꠃ устанавливает ꠃ цели ꠃ по ꠃ количественной ꠃ и ꠃ качественной ꠃ дистрибуции ꠃ товаров ꠃ компании.

Стратегия ꠃ ценообразования

Устанавливает ꠃ принцип ꠃ ценовой ꠃ конкуренции ꠃ в ꠃ отрасли, ꠃ правила ꠃ расчета ꠃ отпускных ꠃ и ꠃ розничных ꠃ цен, ꠃ размеры ꠃ скидок ꠃ и ꠃ акций ꠃ для ꠃ покупателей, ꠃ принципы ꠃ повышения ꠃ цен ꠃ и ꠃ уровень ꠃ рентабельности ꠃ продуктов.

Стратегия ꠃ выбора ꠃ целевого ꠃ рынка

Определяет ꠃ основные ꠃ принципы ꠃ сегментации ꠃ рынка ꠃ и ꠃ основные ꠃ сегменты ꠃ для ꠃ продвижение ꠃ товара ꠃ компании ꠃ в ꠃ отрасли.


Многие ꠃ российские ꠃ предприятия, ꠃ занятые ꠃ решением ꠃ проблемы ꠃ выживания, ꠃ больше ꠃ занимаются ꠃ текущими ꠃ вопросами. ꠃ Однако ꠃ путь ꠃ выживания ꠃ лежит ꠃ в ꠃ определении ꠃ долгосрочной ꠃ стратегии ꠃ развития ꠃ предприятия, ꠃ иногда ꠃ требующей ꠃ существенной ꠃ перестройки ꠃ сложившейся ꠃ системы ꠃ управления, ꠃ в ꠃ том ꠃ числе ꠃ в ꠃ управлении ꠃ маркетингом.

Управление ꠃ маркетингом ꠃ осуществляется ꠃ как ꠃ в ꠃ целом, ꠃ так ꠃ и ꠃ по ꠃ отдельным ꠃ функциям ꠃ в ꠃ соответствии ꠃ с ꠃ выбранной ꠃ предприятием ꠃ организационной ꠃ структурой. ꠃ Различают ꠃ несколько ꠃ видов ꠃ наиболее ꠃ распространенных ꠃ структур ꠃ организации ꠃ маркетинговых ꠃ работ: ꠃ функциональная, ꠃ продуктовая, ꠃ отраслевая, ꠃ географическая, ꠃ сегментная.

Независимо ꠃ от ꠃ того, ꠃ в ꠃ какой ꠃ организационной ꠃ форме ꠃ реализуются ꠃ функции ꠃ управления ꠃ маркетингом, ꠃ необходимо ꠃ их ꠃ существование ꠃ в ꠃ современных ꠃ условиях ꠃ становиться ꠃ очевидной.

Эффективность ꠃ реализации ꠃ функций ꠃ управления ꠃ зависит ꠃ от ꠃ многих ꠃ факторов ꠃ и ꠃ в ꠃ первую ꠃ очередь ꠃ от ꠃ уровня ꠃ информационной ꠃ поддержки ꠃ и ꠃ функциональности ꠃ программного ꠃ обеспечения ꠃ для ꠃ подготовки ꠃ и ꠃ выбора ꠃ маркетинговых ꠃ решений. ꠃ

глава 2 Организация маркетинга на предприятии  (на примере туристского агентства ООО «Бюро Путешествий  «Мандарин»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика фирмы


ООО «Бюро путешествий «Мандарин» – это туристская фирма, основанная в городе Санкт-Петербурге и имеющая несколько представительств в разных городах России.

Представительство Бюро Путешествий Мандарин в г. Череповец ООО «Мандарин» располагается по адресу: 162600, Вологодская область, г. Череповец, ул. Годовикова, 21. Агентство было открыто в Череповце 10 декабря 2017 года.

На рис. 2.1 приведен логотип компании.

Рис. 2.1. Логотип ООО «Бюро путешествий «Мандарин»

В настоящее время компания предоставляет своим клиентам широкий спектр туристских услуг:

- групповые и индивидуальные путешествия по самым интересным местам нашей страны и городам мира, отдых на море, лечение за рубежом и на курортах России;

- образовательные поездки, активный отдых на горнолыжных курортах;

- продажу и бронирование авиабилетов, железнодорожных билетов, отелей;

- помощь в оформлении выездных виз.

За многие годы работы в туристской отрасли ООО «Бюро путешествий «Мандарин» получила признание и высокую оценку за плодотворное сотрудничество от ведущих российских туроператоров, что отмечено многочисленными Дипломами и Сертификатами.

Основными видами деятельности ООО «Бюро путешествий «Мандарин» являются:

- программы по индивидуальному и групповому отдыху;

- образовательные программы;

- санаторное лечение, курортный отдых, спортивные, оздоровительные и реабилитационные программы;

- авиа и железнодорожные билеты по России и другим странам мира;

- транспортное обслуживание;

- визовая поддержка;

- страхование на время поездки;

- организация деловых поездок;

- бронирование гостиниц и курортов по всему миру;

- организация конференций, семинаров, выставок и других мероприятий.

В туристском агентстве «Мандарин» на 01.01.2016 года работает 5 человек: генеральный директор (1 человек); менеджер (3 человека); бухгалтер (1 человек).

В таблице 2.1 приведены экономические показатели деятельности агентства «Мандарин».

Таблица 2.1 - Показатели экономической деятельности ООО «Бюро путешествий «Мандарин» за 2017-2019 гг.

Наименование

2017 год

2018 год

2019 год

Отклонение 2018/2017 годы

Отклонение 2019/2018 годы

Отклонение 2019/2017 годы

+/-

%

+/-

%

+/-

%

Выручка за год, тыс.руб.

1052

1854

2496

802

76,2

642

34,63

1444

137,26

Себестоимость, тыс.руб.

1020

1804

2427

784

76,9

623

34,53

1407

137,94

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

32,0

50,0

69,0

18

56,3

19

38,00

37

115,63

Налог на прибыль, руб. (20%)

6,4

10

14

4

56,3

4

40,00

7,6

118,75

Чистая прибыль, руб.

25,6

40

55

14

56,3

15

37,50

29,4

114,84

Рентабельность услуг (п.3:п.1), %

3,0

2,6

2,7

0

-13,3

0,1

3,85

-0,3

-10,00


Данные таблицы 2.1 показывают, что фирма работает с прибылью за все три отчетных периода. Однако, прибыль является не значительной, так как высока себестоимость оказываемых услуг – стоимость туров. Положительным моментом является увеличение чистой прибыли за отчетный период – на 114,84%.

2.2 Оценка внешней среды деятельности туристского агентства

Проведем анализ макросреды деятельности ООО «Бюро путешествий «Мандарин» на основе PEST-анализа по четырем факторам: политический, экономический, социальный и технологический.

Политический фактор.

В о  в с е м  м и р е  в  о б л а с т и  т у р и з м а  в  п е р и о д  к р и з и с а  р а з в и в а е т с я  п е с с и м и с т и ч е с к и й  п р о г н о з . Н е с м о т р я  н а  б о д р ы е  у в е р е н и я  о  п л а н и р у е м о м  у в е л и ч е н и и  т р а т  н а  о т д ы х , л ю д и  в с е  ж е  э к о н о м я т  и м е н н о  н а  т у р и з м е  ( в о з м о ж н о , у ж е  п о т о м у , ч т о  о с т а л ь н ы е  и с т о ч н и к и  э к о н о м и и  п р а к т и ч е с к и  и с ч е р п а н ы ) .

С е г о д н я  о с т а е т с я  о т к р ы т ы м  в о п р о с  о  з а щ и т е  п р а в  т у р и с т о в  в  с л у ч а е , е с л и  т у р у с л у г и  о к а з а н ы  н е н а д л е ж а щ и м  о б р а з о м .

Т а к ж е  м н о г о  з а к о н о д а т е л ь н ы х  п р о б л е м , п р е п я т с т в у ю щ и х  р а з в и т и ю  д е т с к о г о  о т д ы х а  в н у т р и  с т р а н ы . Н о р м а т и в н о -п р а в о в а я  б а з а  у с т а р е л а , м н о г и е  а к т ы  п р о т и в о р е ч а т  д р у г  д р у г у .

Российский туризм основывается на действии международного туризма – например, манильская декларация по мировому туризму [1], Гаагская декларация по туризму [2]. В России деятельности туристических фирм регулируется Гражданским кодексом РФ [3], Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» [4] и т.д.

Т р е б о в а н и я  п о  б е з о п а с н о с т и  и  к о м ф о р т н о с т и  д е т с к о г о  т у р и з м а  ч р е з м е р н ы е , п о э т о м у  м н о г и е  т у р о п е р а т о р ы  в о о б щ е  н е  б е р у т с я  з а  о р г а н и з а ц и ю  д е т с к и х  п о е з д о к . В  д е п а р т а м е н т е  т у р и з м а  с е й ч а с  в е д е т с я  р а б о т а  п о  с о з д а н и ю  м е х а н и з м о в  и  у с л о в и й  д л я  м а с с о в о г о  о т д ы х а  д е т е й , с т у д е н т о в  и  п е н с и о н е р о в  в  Р о с с и и . П о р у ч е н и е  п р е з и д е н т а  Р Ф  о  п р о р а б о т к е  э т о г о  в о п р о с а  в о ш л о  в  п л а н  д е й с т в и й  п р а в и т е л ь с т в а  Р Ф  д о  2 0 17   г о д а . Т е м а  б у д е т  о б с у ж д а т ь с я  с о в м е с т н о  с  м и н и с т е р с т в а м и  и  в е д о м с т в а м и , р е г и о н а л ь н ы м и  о р г а н а м и  в л а с т и .