Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, данные таблицы 2.2 показывают, что в рейтинге, по оценке экспертов, на первом месте находится туристская фирма «Тройка». По представленным оценкам, у компании достаточно хорошо развита сбытовая политика, также сильной стороной компании является репутация и опыт работы.

На втором месте располагается туристская компания «Макси Турс СЗ». Достоинством компании является также, как и у первого конкурента, хорошо налаженная сбытовая политика. Преимуществом компании также отмечается репутация среди жителей города, наличие рекламы, и, соответственно, продвижения фирмы. Еще одним немаловажным преимуществом фирмы является стабильное финансовое положение, что, несомненно, отличает ее от остальных конкурентов, так как финансовая независимость дает возможность для дальнейшего продвижения.

Третье место эксперты отдали ООО «Бюро путешествий «Мандарин», которая также обладает хорошими преимуществами по сбыту, неплохой репутацией. Однако, у компании наблюдается низкий рейтинг в ценовой политике, что и позволяет разместить ее на третьем месте, несмотря на достоинства.

Туристская фирма «Дежавю-тур» располагается на четвертом месте в оценке привлеченных экспертов. Так, среди положительных сторон компании можно назвать такие, как репутация фирмы, качество обслуживания, стабильное финансовое состояние. Однако, крайне низкий уровень продвижения компании. Данный фактор также подтверждается нашим дальнейшим исследованием.

После туристского агентства ООО «Дежавю-тур» следуют турфирмы «Нова тур» и «Таврида-тур». По оценкам экспертом, ООО «Нова тур» отстает от своих конкурентов из-за большого уровня издержек (в компании большой штат сотрудников для туристского агентства, поэтому значительные затраты фирмы ложатся на статью расходов по заработной плате).

В свою очередь, туристская фирма «Таврида-тур», по оценкам экспертом, не достаточно развивает свою сбытовую политику, также минусом являются затратные статьи фирмы и незначительные затраты на рекламные мероприятия. В совокупности, данные показатели отодвигают ООО «Нова тур» и ООО «Таврида-тур» на пятое и шестое место в рейтинге череповецких туристских фирм.

Таким образом, оценка конкурентоспособности на рынке туристских компаний Череповца показал, что возможности и конкурентные преимущества у ООО «Бюро путешествий «Мандарин» есть, но в свою очередь ее слабости снижают общую оценку фирмы, а также мешают развиваться в нужном направлении. Анализ и оценка конкурентоспособности не только туристского предприятия, но и предприятия в целом является задачей очень сложной и многофакторной. Наиболее известные и практически применяемые методы (инструменты) в анализе конкурентоспособности туристического предприятия основываются на классические модели оценки конкурентоспособности предприятия. Их можно систематизировать в две группы. Первая группа включает расчетные методы, такие как: оценка на основе расчета доли рынка, метод рейтинговой оценки, метод оценки на основе теории эффективной конкуренции, метод на основе потребительской стоимости, метод расчетов финансовых показателей и коэффициентов и др.


Для анализа клиентов ООО «Бюро путешествий «Мандарин» нами было проведено исследование, направленное на опрос клиентов туристических фирм Череповца, в том числе и ООО «Бюро путешествий «Мандарин». Исследование было проведено при помощи анкетирования, методом индивидуального опроса. Анкета приведена в Приложении 2.

Выборка составила 200 человек, которые имели опыт обращения в туристские фирмы Череповца в течение последних трех лет.

Социально-демографические характеристики выборки представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Половозрастная структура выборки, %

Возраст

Пол

Итого

мужской

женский

18-25

8

10

18

26-35

14

17

31

36-45

15

15

30

46-55

7

10

17

более 56

2

2

4

Итого

46

54

100

Как показывают данные таблицы 2.4, наибольшую часть выборки (около 60%) представляют респонденты от 26 до 45 лет. Потребителей женского пола было опрошено в каждой возрастной категории в среднем на 2% больше, чем потребителей мужского пола.

Как показано на рисунке 2.4, туристические поездки совершаются чаще служащими и специалистами (52% выборки), на втором месте стоят руководители и частные предприниматели (24%).

Далее проанализируем распределение респондентов в зависимости от возраста, пола и дохода (см. табл. 2.5).

Таблица 2.5 - Распределение респондентов в зависимости от возраста, пола и дохода, %

Возраст, лет

Низкий доход

Средний доход

Высокий доход

Итого

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

18-25

2

3

4

5

2

3

19

26-35

3

5

6

8

5

4

31

36-45

2

5

8

7

5

3

30

46-55

2

4

2

5

1

1

15

более 56

1

1

1

1

1

0

5

Итого

10

18

21

26

14

11

100


Анализ данных таблицы 2.5 показывает, что туристические поездки чаще совершаются людьми со средним уровнем дохода (47% выборки). Из данной группы потребителей наибольшие доли приходятся на лица женского пола в возрасте 26-35 лет и лица мужского в возрасте 36-45 лет.

Как показало исследование, повторно услугами одной и той же фирмы пользовались 56% выборки. Остальные респонденты либо пользовались услугами туристических фирм единожды, либо обращались в разные туристские фирмы. Среди причин, которые побудили потребителей повторно обратиться к услугам туристской фирмы, были названы следующие (см. рис. 2.5).

Результаты обработки ранжированных данных по потребителям представлены в таблице 2.6 (места между критериями распределены исходя из максимального количества потребителей, присвоивших критерию первые три ранга).

Таблица 2.6 - Критерии выбора потребителями туристских фирм

Место

Критерий выбор

% от объема выборки

1

Цены

65

2

Имидж турфирмы

42

3

Культура обслуживания

38

4

Полнота предоставляемых услуг

37

5

Наличие скидок

36

6

Широта ассортимента

35

7

Уникальность туров

17

8

Время ожидания обслуживания

12

9

Удобство месторасположения фирмы

6

10

Удобство рабочего графика фирмы

5

Из таблицы 2.6 видно, что наиболее важным критерием выбора туристской фирмы является цена.

На втором месте – имидж фирмы, что подтверждает вторичные данные о важности формирования положительного образа фирмы в глазах потребителей для предприятий, работающих на рынке услуг вообще и туристических, в частности.

К важным критериям выбора потребители относят так же культуру обслуживания, полноту предоставляемых услуг и наличие скидок.

Выявлению факторов конкурентоспособности туристских фирм может помочь анализ ответов на вопрос об отрицательном опыте сотрудничества потребителей с туристическими фирмами (его имели 32% выборки).

По ответам респондентов подводим статистику причине неудовлетворенности потребителей опытом обращения в туристские фирмы г. Череповца.


Таблица 2.7 - Причины неудовлетворенности потребителей опытом обращения в туристские фирмы г. Череповца

Причина

% от числа респондентов, имевших отрицательный опыт сотрудничества

с турфирмами

Несогласованность работы фирм-партнеров

31

Невыполнение фирмой условий договора

25

Организация тура в целом

24

Конфликт с персоналом

22

Полученные выгоды не соответствовали уплаченной цене

18

Другие

2

Анализ данных таблицы 2.6 позволяет сделать вывод о том, что туристским предприятиям необходимо в первую очередь обращать внимание на выбор фирм-смежников, так как от работы каждого из них зависит и оценка потребителями работы фирмы – организатора туризма.

Таким образом, клиент ООО «Бюро путешествий «Мандарин» – это человек (житель города Череповца) со специальной целью обращения и частотой обращения в агентство для получения качественных услуг по организации своего отдыха.

Проанализируем сильные и слабые стороны ООО «Бюро путешествий «Мандарин» с помощью SWOT-анализа (см. табл. 2.7).

Таблица 2.7 - Оценка сильных и слабых сторон ООО «Бюро путешествий «Мандарин»

Возможности

- Уход с рынка некоторых конкурентов;

- Рост уровня жизни населения;

- Рост спроса;

Угрозы

- Изменение экономической и политической ситуации;

- Рост инфляции;

- Усиление конкуренции на рынке.

Сильные стороны

- Высокое качество обслуживания клиентов;

- Финансовая независимость;

- Квалификация руководства и персонала;

- Индивидуальный подход к каждому клиенту;

- Хорошая репутация.

Поле «СИВ»

- Уход с рынка некоторых конкурентов – высокое качество обслуживания клиентов.

- Рост уровня жизни населения и рост спроса – высокое качество обслуживания клиентов; индивидуальный подход к каждому клиенту, хорошая репутация

Поле «СИУ»

- Усиление конкуренции на рынке – хорошая репутация фирмы, квалификация руководства и персонала.

Слабые стороны

- Недостаточный опыт в рекламировании и продвижении;

- Маркетинговая деятельность «по совместительству»;

- Отсутствие в пакете предложений, учитывающих последние тенденции рынка;

Поле «СЛВ»

- Рост спроса требует усиления рекламирования и продвижения, работы над ассортиментом предложений.

Поле «СЛУ»

- Усиление конкуренции на рынке - недостаточный опыт в рекламировании и продвижении, отсутствие в пакете предложений, учитывающих последние тенденции.


Проведенная оценка сильных и слабых сторон ООО «Бюро путешествий «Мандарин» позволяет сделать следующие выводы:

Поле «СИВ» (стратегии по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде).

Сопоставив возможности ухода с рынка конкурентов, роста уровня жизни населения и роста спроса с сильными сторонами ООО «Бюро путешествий «Мандарин» можно увидеть благоприятные условия для завоевания новых клиентов с помощью расширения пакета предложений туров и усиления продвижения.

Поле «СИУ» (стратегии предполагают использование силы организации для устранения угроз).

Угроза усиления конкуренции касается, прежде всего, завоевания новых клиентов. С учетом сильных сторон ООО «Бюро путешествий «Мандарин» можно рекомендовать следующие мероприятия для устранения угроз (в первую очередь, усиления конкуренции на рынке): расширять пакет предложений туров и усиливать рекламу и продвижение.

Поле «СЛВ» (стратегии, когда за счет появившихся возможностей можно преодолеть имеющиеся в организации слабости).

За счет появившейся возможности (рост спроса, рост уровня жизни) существует возможность преодолеть имеющиеся в ООО «Бюро путешествий «Мандарин» слабости. Так рост спроса способствуют тому, чтобы ООО «Бюро путешествий «Мандарин» расширяло пакет предложений туров, учитывая последние тенденции, совершенствовало рекламную деятельность и продвижение.

Поле «СЛУ» (стратегии, которые позволили бы компании избавиться от слабостей и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу).

Для устранения угрозы усиления конкуренции на рынке необходимо устранять слабые стороны: недостаточный опыт в продвижении, отсутствие в пакете предложений, учитывающих последние тенденции, отсутствие рекламных мероприятий.

Следовательно, ООО «Бюро путешествий «Мандарин» для развития туристских услуг необходимо усиливать рекламную деятельность и продвижение, оптимизировать работу с ассортиментом, предлагая новинки, учитывающие последние тенденции туристского рынка.

2.3 Анализ маркетинговой деятельности фирмы

ООО «Бюро путешествий «Мандарин» взаимодействует с несколькими международными туроператорами (TEZ TOUR, SUNMAR, «Натали Турс», TUI, «Библио Глобус», BSI и др.).

Деятельность с туроператорами хорошо регламентирована.