Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- создания современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- обеспечения эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Среди наиболее важных тенденций, характеризующих перспективы развития системы образования Алтайского края, можно выделить следующие:

- разработка новых образовательных программ, соответствующих ФГОС нового поколения, потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы;

- оптимизация сети краевых образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий;

- укрепление учебно - производственной базы образовательных организаций профессионального образования путем создания ресурсных центров по профессиям: сварочного производства; общественного питания; сельскохозяйственного производства; строительства; информационных технологий;

- повышение уровня общественной поддержки системы профессионального образования на основе развития сотрудничества образовательных организаций с социальными партнерами.

Анализ социального заказа образовательным организациям профессионального образования будет неполным, если не учитывать перспективы развития приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Алтайского края.

Определение сельскохозяйственной отрасли, приоритетной в развитии экономики Алтайского края, накладывает на развитие техникума серьезные обязательства. Одним из основных ресурсов является человеческий капитал отрасли. В настоящее время проводится анализ количественного и качественного состава человеческих ресурсов, анализ дефицитных компетенций, необходимых для достижения поставленной цели, и разрабатывается план мероприятий по восполнению человеческого капитала в необходимых масштабах, а также сформирован план развития компетенций, востребованных при решении задач по реализации поставленной цели. Основными направлениями подготовки являются: механизация сельского хозяйства и ветеринария, технология машиностроения, информационные системы и технологии, металлообрабатывающие станки и комплексы, конструирование и производство деталей из композиционных материалов, агрономия [17].

Необходимость в кадровом обеспечении стратегических направлений социально-экономического развития Алтайского края нашло свое отражение в региональной программе развития профессионального образования посредством реализации семи групп мероприятий:


  1. Совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров.
  2. Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда.
  3. Совершенствование территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда.
  4. Повышение эффективности реализации программ профессионального образования, ориентированных на потребности стратегических и конкурентоспособных отраслей экономики субъекта Российской Федерации.
  5. Построение региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
  6. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональной системе профессионального образования.
  7. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.

Таким образом, анализ федеральных, региональных программ развития образования позволил выявить приоритетные направления развития системы профессионального образования, в основном, это формирование системы непрерывного профессионального образования; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия и востребованности образовательных услуг; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Анализ программ социально-экономического развития Алтайского края подтвердил, что сельское хозяйство в крае является стратегической отраслью, что требует повышения качества подготовки специалистов в соответствии с запросами современного производства и профессиональных стандартов отрасли [17].

В ходе исследования был проведен PEST-анализ КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» (таблица 13).

Таблица 13 – PEST-анализ внешней среды КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Политика

+

-

Стабильный район города

Экономика

+

-

Возможность оказания платных образовательных услуг

Постоянное повышение тарифов на электроэнергию, воду и т.д.

Социум

+

-

Богатая материально-техническая база, т.е. есть все условия для учебной и социальной успешности каждого обучающегося

Изначально разный уровень образования обучающихся при поступлении в техникум

Управленческие технологии

+

-

Внедрены программно-целевые методы управления

Отсутствует единая телекоммуникационная сеть

Широкий доступ к интернету


Таблица 14 – SWOT-анализ деятельности КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Подготовка специалистов по очной и заочной формам обучения востребованных специальностей;
  • Высокий рейтинг техникума;
  • Обучающиеся техникума проходят производственную практику на крупных предприятиях города и района;
  • Удобное географическое расположение техникума в близи транспортной развязки.
  • Недостаточное финансирование развития техникума в части обновления и приобретения;
  • Недостаточное бюджетное финансирование на повышение квалификации сотрудников и педагогов.

Возможности

Угрозы

  • Наличие грантов, конкурсов и проектов в области образования;
  • Востребованность в рабочих специальностей в крае ежегодно возрастает;
  • Развито социальное партнерство;
  • Ежегодное увеличение заявок от потребителей на подготовку специалистов;
  • Внедрение профессиональных стандартов.
  • Конкуренция на рынке образовательных услуг;
  • Снижение платежеспособности потребителей образовательных услуг.

Анализ сильных и слабых сторон в деятельности техникума, оценка благоприятных возможностей и обоснованных угроз позволят определить основные конкурентные преимущества техникума и определить перспективы его дальнейшего развития.

Таблица 15 – Выявленные проблемы и пути решения

Проблема

Решение

Невысокий уровень привлечения средств от приносящей доход деятельности.

Увеличение количества программам подготовки рабочих специальностей

Несоответствие педагогических кадров профессиональному стандарту «Педагог»

Получение дополнительного профессионального образования и прохождение курсов профессиональной переподготовки

Стажировка педагогических работников образовательного учреждения

Совершенствование школы молодого педагога

Отсутствует сайт КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» как объеденной образовательной организации)

Создание и ведение сайта объединенной образовательной организации

Для КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» можно разработать цели, придерживаясь которых можно достичь положительных результатов. Для того чтобы выжить и добиться успеха необходимо разработать сильную маркетинговую стратегию, ориентированную на потребителя - обучающихся. Организацию можно отнести к лидеру на рынке образовательных услуг г.Камень-на-Оби, следовательно, можно выбрать по Ф.Котлеру стратегию защиты доли на рынке посредством оборонительных и наступательных мероприятий. Т.е. стратегией, основная цель которой заключается в укреплении своих позиций на рынке путем введения дополнительных образовательных услуг (лицензирование новых рабочих профессий), активной рекламной кампании и создание сайта организации [9].


Глава 3 Рекомендации по дальнейшему развитию организации КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Основополагающее конкурентное преимущество любого региона обеспечивается развитием кадрового потенциала, в частности, с ростом уровня образования населения. Как раз в сфере среднего профессионального образования в настоящее время лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста, как предприятий, так и страны в целом [9].

Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования.

На основе проведенного анализа для стратегического развития КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» мы предлагаем стратегию «умеренного роста».

Стратегической целью КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» является увеличение показателя доли рынка в сфере образовательных услуг г.Камень-на-Оби на 10% к 20120 году.

Рисунок 10 – Стратегия развития

КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Горизонт планирования стратегии развития КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» составляет 4 года, то есть на период с 2017 до 2020 года. Этот срок обусловлен опытом проектирования и реализации программ развития профессиональных образовательных организаций в Алтайском крае. Но в связи с предстоящей реорганизацией профессиональных образовательных организаций города Камень-на-Оби, а именно путём присоединения КГБПОУ «Политехнический техникум города Камень-на-Оби» к КГБПОУ «Каменский аграрный техникум» предстоит объёмная работа по совершенствованию стратегии развития и разработке дополнительных подпрограмм.


Задачи:

- увеличения перечня дополнительных профессиональных образовательных программ (в том числе перечень ТОП-50 востребованных специальностейи профессий) для предложения студентам образовательного учреждения с целью повышения их мобильности на рынке труда;

- повышения квалификации руководящих и педагогических работников техникума по дополнительным профессиональным программам по вопросамподготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям;

- реализация программы постоянного повышения профессиональной компетентности (профессионального роста) педагогических работников, посредством стажировок на передовых инновационных предприятиях региона;

- взаимодействие с вузами и центром занятости населения по привлечению молодых педагогических кадров;

- создание комфортных условий для молодых специалистов (капитальный ремонт учебных кабинетов и лабораторий);

- заключение договоров с образовательными организациями на получение дополнительного профессионального образования и прохождения курсов профессиональной переподготовки;

- заключение договоров с руководителями организаций различных организационно-правовых форм собственности о прохождении стажировок педагогическими работниками образовательного учреждения.

- развитие наставничества на предприятиях (социальных партнерах);

- расширения перечня программ дополнительного профессионального образования (в том числе с учетом регионального перечня ТОП-50);

- оказания платных образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования. Формат реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин и профессиональных модулей образовательных организаций среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.

Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов.