Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешний имидж учебного заведения можно расчленить на следующие составляющие: имидж учебного заведения у потребителя (качество образовательных услуг, известность, дополнительные образовательные услуги, система ценообразования, фирменный стиль и др.), бизнес-имидж (надежность, наличие устойчивых связей с партнерами, информационная открытость учебного заведения, система связей с общественностью, маркетинговая и рекламная стратегия), имидж для официальных структур (лицензированность, аттестованность и аккредитованность образовательных структур, соответствие организации образовательной деятельности нормам санитарного, пожарного и прочего контроля, значимость деятельности для региона, или района, участие в организованных программах и акциях), социальный имидж учебного заведения (проводимые социальные акции, соблюдение экологических стандартов, льготы для отдельных категорий граждан при поступлении, наличие бюджетных мест и т.д.).

Развитие рыночной экономики повлекло за собой увеличение лиц, заинтересованных в правильном и действенном формировании как собственного, так и корпоративного имиджа [16].

Понятие имиджа учебного заведения включает две составляющие [6]:

- описательную (или информационную), которая представляет собой образ организации, сложившийся в сознании населения;

- оценочную, которая отражает качественную оценку населением деятельности организации и существует в силу того, что любая информация об учебном заведении побуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться общественностью.

В данном случае понятия «образ» и «оценка» не имеют существенных различий, в реальности они неразрывно связаны. Люди оценивают имидж учебного заведения через призму своего прошлого опыта, дальнейших планов на жизнь, ценностных ориентацией, общепринятых норм, принципов и т.д.

Целью любого учебного заведения, в том числе и агротехнического техникума, действующего на рынке образовательных услуг является формирование позитивного имиджа. Очевидно, что позитивный имидж повышает конкурентоспособность техникума на рынке образовательных услуг. Он привлекает абитуриентов и преподавательский состав, уровень преподавания повышается и соответственно повышается уровень выпускников.

Как уже было сказано, структура имиджа компании состоит из ряда компонент (или составляющих). Применительно к аграрному техникуму некоторые из этих составляющих может быть рассмотрены следующим образом [8]:


1) Имидж образовательной услуги – представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает образовательная услуга техникума. Дополнительные услуги (атрибуты) – это то, что обеспечивает учебному заведению отличительные свойства (новые специальности, специализации и т.д.). На формирование имиджа техникума оказывает влияние полный ассортимент предоставляемых учебным заведением услуг: подготовительные курсы, система дополнительного образования, программы стажировок, система трудоустройства, наличие аспирантуры и докторантуры.

2) Внутренний имидж организации – это представления сотрудников о своем учебном заведении. Основными детерминантами внутреннего имиджа техникума являются культура организации и социально психологический климат в среде сотрудников.

В цeлях исслeдования эффeктивности кадровой политики в КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» нами было провeдeно анкeтированиe по мотивации. Было опрошeно 35 сотрудников техникума. Работникам было прeдложeно выбрать из прeдложeнных вариантов отвeты на вопросы (приложение Б).

Рeзультаты анкeтирования прeдставлeны в таблице 11.

Таблица 11 - Доля работников удовлетворенных условиями труда по рeзультатам анкeтирования КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Параметр

Процент работников удовлетворенных условиями труда

Уровень технической оснащенности

68

Отношения с руководителем

30

Возможность продвижения по службе

30

Уровень организации труда

60

Необходимость решения новых проблем

40

Размер заработка

40

Психологический климат

55

Объективность оценки руководителя

40

Возможность обучения

50

Из привeдeнного исслeдования можно сдeлать вывод, что проблeмой политики адаптации пeрсонала являeтся таковоe отсутствиe систeмы наставничeства, Только 55% работникам нравится психологичeский климат в организации.

30% работников отмeтили, что не довольны отсутствиeм возможности продвижeния по службe. Рeзультаты опроса наглядно подтвeрждают, что в техникуме сущeствуeт острая нeобходимость развития политики дeловой карьeры и кадрового рeзeрва.

В организации установлeна окладная форма оплаты труда с надбавками стимулирующeго характeра. Высокиe рeзультаты работы отдeльных сотрудников поощряются прeмиями. В организации сущeствуeт систeма нeматeриального стимулирования труда пeрсонала (объявлeниe благодарности, награждeниe Почeтной грамотой).


Однако в техникуме используeтся нe вeсь спeктр мeтодов нeматeриального стимулирования пeрсонала и, кромe того, отсутствуeт какой-либо официальный докумeнт, чeтко рeгламeнтирующий этот вопрос.

3) Имидж руководителя или основных руководителей учебного заведения включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, и внешности руководителя высшего учебного заведения [6].

4) Имидж персонала – это собирательный, обобщенный образ преподавательского состава, раскрывающий наиболее характерные для него черты:

- профессиональная компетентность: мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, высококвалифицированная профессиональная подготовка;

- культура: коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость), правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей;

- социально-демографические и физические данные: возраст, пол, образование [5].

Имидж организации можно характеризовать, с другой стороны, и как совокупность следующих характеристик:

1) Визуальный имидж учебного заведения – представления об организации, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиторий, фирменной символике организации [2].

Для реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения в техникуме в наличии имеется достаточно оснащенная учебно-лабораторная база.

Состояние оборудования, оснащённость кабинетов и лабораторий соответствует современным требованиям. Во всех лабораториях и кабинетах имеются инструкции по технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте. Все электроустановки, лабораторные стенды, технические средства обучения заземлены, ежегодно испытываются, систематически проверяются. Приняты необходимые меры противопожарной безопасности. Лаборатории и кабинеты обеспечены средствами пожаротушения в соответствии с нормативами, на каждом этаже имеются планы эвакуации при пожаре. Санитарно-гигиенические требования и нормы, требования техники безопасности соблюдаются [6].

Все устройства, оборудование и наглядные пособия учебных лабораторий находятся в рабочем состоянии, позволяющем не только изучать, но и наблюдать работу машин, механизмов и устройств в динамике.


Для прохождения учебной практики в техникуме имеется учебно-производственная мастерская, ветеринарная клиника. Структура мастерской следующая: столярный цех, слесарно-механический цех, токарный цех, сварочный цех, кузнечный цех, цех топливной аппаратуры, цех ТО и ремонта. Структура ветеринарной клиники: приемное отделение, операционная, виварий для животных, учебная лаборатория.

С целью совершенствования учебного процесса в техникуме постоянно проводится работа по расширению учебно-материальной базы кабинетов и лабораторий. В соответствии с перспективным планом развития материально-технической базы техникума учебные кабинеты и лаборатории оснащаются современным оборудованием.

2) Социальный имидж учебного заведения – представления широкой общественности о социальных целях и роли учебного заведения в экономической, социальной и культурной жизни общества.

3) Бизнес-имидж учебного заведения – представления об учебном заведении как субъекте деловой активности. В качестве составляющих бизнес-имиджа организации выступает деловая репутация, знаменитые выпускники, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности и т.д. [8]

Положительный имидж необходим, прежде всего, учебным заведениям, находящимся в провинциях. Очень значимо первое впечатление о них будущих студентов (для этого и проводится «День открытых дверей»).

Имидж должен быть адекватен реально существующему образу и должен быть адресован конкретной группе потребителей, при этом оставаясь пластичным и динамичным. Не следует забывать, что при практически идентичных качествах услуг, конкурентная борьба ведется не столько между видами услугами, сколько между их имиджами. В связи с этим очень важное место в формировании устойчивого положительного имиджа учебное заведение принадлежит отделам по связям с общественностью. Формы и методы работы этих подразделений в университетах можно разделить на две категории: «рядом» и «впереди» [6].

«Рядом» – это комплекс мер, направленных на положительное отражение текущих техникумовских событий. Здесь важно учитывать все, что происходит в стенах учебного заведения и за их пределами: публичные выступления директора, праздники, особые события, юбилеи, награждения, олимпиады и конкурсы. Даже такие, казалось бы, заурядные явления учебного заведения студенческой жизни, как сессии, должны быть доведены до сознания общественности как внутренней, так и внешней. С этой целью подразделения по связям с общественностью должны использовать все возможные коммуникативные ресурсы: прессу, телевидение, радио, университетские издания, интернет. Интернету, по нашему мнению, здесь принадлежит приоритетное место по сравнению с другими СМИ.


КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» не имеет свой сайт как реорганизованной организации. Есть сайт КГБПОУ «Каменский аграрный техникум», т.е. организации существующей до реорганизации образовательных учреждений (таблица 12).

Таблица 12 – Наличие сайта образовательной организации

Образовательное учреждение

Наличие сайта

Медицинский колледж

Есть

Педагогический колледж

Есть

Агротехнический техникум

Нет

Агротехническому техникуму необходимо создать свой сайт с дизайном, структурой, удобством для пользователей, что будет способствовать формированию благоприятного имиджа техникума. К тому же, сайт, является самым оперативным и управляемым средством массовой информации, способным донести текущую информацию до большого количества людей. У конкурирующих учебных есть действующие сайты.

2.3 PEST-анализ и SWOT-анализ деятельности КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Для диагностики внешнего окружения, в целях изучения возможностей и угроз развития техникума в будущем, необходимо изучить и проанализировать приоритетные направления развития системы профессионального образования, экономики Алтайского края, муниципального образования, стратегию развития агропромышленного комплекса.

Целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ГПРО) на 2013-2020 годы являются:

– Обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

– Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Основные направления развития учреждений профессионального образования России отражены в задачах ГПРО, определяющих необходимость:

- формирования гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;