Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Анализ внешней и внутренней среды организации
1.1 Сущность и значение проведения анализа среды функционирования организации
1.2 Анализ внешней среды организации
1.3 Анализ внутренней среды организации
Глава 2 Анализ внутренней и внешней среды организации КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»
2.1 Характеристика деятельности организации КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»
2.3 PEST-анализ и SWOT-анализ деятельности КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»
Глава 3 Рекомендации по дальнейшему развитию организации КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»
Рисунок 5 - Состав педагогических кадров техникума по возрасту в 2018 году
Рисунок 6 - Состав педагогических кадров техникума по стажу работы в 2018 году
За высокие достижения в профессиональной деятельности по подготовке специалистов для агропромышленного комплекса преподаватели и мастера производственного обучения имеют отраслевые и краевые награды:
- Почётный работник СПО – 3 человека;
- Почётная грамота Министерства образования и науки РФ – 6 человек;
- Почётная грамота Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи 9 человек;
- Медаль к 75-летию Алтайского края – 1 человек.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения является основным документом, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств. Она содержит расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Смета доходов и расходов утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств.
Установленный Бюджетным кодексом порядок формирования бюджета на практике выполняется лишь в части ужесточения требований к расходам бюджетных учреждений. Причем эти нарушения повсеместны и имеют место не только на уровне муниципальных образований и регионов, но и на федеральном.
Главный распорядитель бюджетных средств, как правило, орган управления образованием, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, а также на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет в соответствии с кодексом.
В бюджетных и научных учреждениях учет расходов и составление отчетности осуществляются в разрезе показателей сметы, которые обобщены в двух основных статьях: текущие расходы и капитальные расходы. Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения [16].
Основными задачами исполнения смет расходов являются:
- изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;
- изучение состава и структуры расходов;
- оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;
- выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных и научных учреждений;
- обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.
Источником анализа исполнения смет бюджетных учреждений служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения. К ней относятся:
- отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учреждений;
- баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений;
- карточки учета расходов и данные первичного учета затрат материальных ресурсов, труда и заработной платы;
- отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам; акты ревизий и проверок;
- данные бюджетных учреждений по учету кассовых и фактических расходов.
Деятельность КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» осуществляется на основе смешанного финансирования. Часть средств на покрытие расходов поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, часть — из внебюджетных источников, основным из которых является плата за обучение.
Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов.
Смета доходов и расходов представляет собой документ, в котором отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также от осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности, в том числе оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и другой деятельности.
Смета доходов и расходов должна составляться на основе прогнозируемых объемов предлагаемых государственных или муниципальных услуг с учетом установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление и затем утверждаться главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения.
От правильного и грамотного составления смет доходов и расходов (особенно на текущее содержание бюджетного учреждения, т.е. текущие расходы) зависит четкая, бесперебойная и эффективная работа финансового механизма бюджетной организации, а также рациональное расходование бюджетных средств всех уровней.
В большей доли финансирование образовательного учреждения происходит из бюджетных средств. Но техникум может зарабатывать деньги сам. Т.е. оказывать платные образовательные услуги согласно лицензии. При этом у КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» есть возможность в дальнейшем увеличивать долю внебюджетных средств. Сейчас доля внебюджетного финансирования составляет всего 15% от всего финансирования образовательного учреждения (рисунок 7).
Рисунок 7 – Состав финансирования
КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»
К платным образовательным услугам, предоставляемым техникумом, относятся обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (таблица 9).
Из таблицы 9 видно, что наибольшую долю внебюджетного дохода приносит обучение водителя категории «В». За год общий доход от внебюджетной деятельности составляет 2628 тыс.руб.
Таблица 9 – Основные и дополнительные профессиональные образовательные программы
Наименование образовательной программы |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Количество человек |
Доход, тыс.руб. |
Количество человек |
Доход, тыс.руб. |
Количество человек |
Доход, тыс.руб. |
|
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
25 |
425 |
25 |
475 |
25 |
500 |
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов учреждений |
80 |
48 |
90 |
63 |
80 |
48 |
Водитель автомобиля |
50 |
700 |
50 |
750 |
50 |
750 |
Итого за год |
310 |
2296 |
330 |
2526 |
330 |
2628 |
Таблица 10 – Расходы по внебюджетной деятельности
Наименование расходов |
Сумма расходов, руб. |
% от дохода |
Заработная плата преподавателям |
690040 |
51,8 |
Коммунальные платежи |
119800 |
9,1 |
Прочие расходы (бумага, ГСМ и т.д) |
52000 |
3,9 |
Итого за год |
861840 |
64,8 |
Расходы связанные с внебюджетной деятельностью делятся на зарплату преподавателям и оплата коммунальных услуг (затраты на электричество, тепло). Но, несмотря на расходы, выручка от внебюджетной деятельности составляет порядка 35%.
2.2 Анализ внешней среды
В Алтайском крае есть еще три учебных заведения подобного профиля. Это КГБОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный колледж», КГБОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум «Бийский» и КГБОУ СПО «Славгородский аграрный техникум». Эти учебные заведения могли бы составит конкуренцию КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум», но они находятся на большом расстоянии от г.Камень-на-Оби (200-250 км). Поэтому студенты города Камень-на-Оби и его района выбирают в основном ОУ находящиеся в городе Камень-на-Оби.
В г.Камень-на-Оби находятся 3 учебных заведения среднего профессионального образования: агротехнический техникум, педагогический колледж, медицинский колледж.
Для определения популярности учебного заведения выпускникам города был задан вопрос: «В какое учебное заведение города вы бы пошли учиться?». Было опрошено 100 будущих абитуриентов. По результатам опроса (рисунок 8) выявлено, что агротехнический техникум имеет 33% популярности, уступая медицинскому колледжу. Это связано, скорее всего, с веянием моды на медицинские профессии. Молодежь хочет быть врачами, а не сельскохозяйственниками.
КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум» начал вести планомерную работу по созданию и управлению собственным имиджем совсем недавно, и это, по большому счету, бессистемная и непоследовательная работа. Поэтому необходимо определить составляющие имиджа техникума и основные этапы по формированию благоприятного имиджа и их содержание.
Имидж учебного заведения – неоднозначное понятие в современной имиджелогии. Он складывается из представлений внутренней и внешней аудитории, поэтому необходимо различать понятия внутреннего и внешнего имиджа учебного заведения [8].
Рисунок 8 – Результаты опроса выпускников г.Камень-на-Оби
на вопрос «В какое учебное заведение города вы бы пошли учиться?»
Рисунок 9 – Результаты опроса выпускников г.Камень-на-Оби
на вопрос «Какое дополнительное образование ты хотел бы получить?»
Под внутренним имиджем учебного заведения понимают представления его сотрудников и преподавательского состава, а также студентов о нем. При этом и персонал, и студенты учебного заведения являются не только фактором конкурентоспособности учебного заведения, но и источником и носителем имиджевой информации для различных внешних целевых аудиторий. Та информация, которую распространяют студенты и сотрудники учебного заведения, является очень важной основой для формирования и поддержания имиджа.
Элементами базы для создания и поддержания внутреннего имиджа учебного заведения можно назвать организационную культуру, систему управления персоналом, образовательную среду и социально-психологический климат в коллективе сотрудников и студентов.
Организационная (или корпоративная) культура – это отличительная особенность организации и ее отдельных групп, основу которой составляют исторически обусловливающие ее возникновение идеи и специфика их прикладного использования. Организационная культура – это то, что разделяется всеми или почти всеми членами организации, передается от старшего поколения к младшим, формирует поведение членов организации (мораль, законы, обычаи) и структуру их восприятия и видения мира и слабо поддается изменениям [6].
Система управления персоналом в учебном заведением имеет свою специфику и носит многоуровневый характер. Персонал техникума состоит их штатных сотрудников и совместителей; преподавательского состава и административно-технического персонала.
Агротехнический техникум располагает квалифицированными преподавательскими кадрами, обеспечивающими подготовку специалистов в соответствии с требованиями основных профессиональных образовательных программ.
Образовательная среда техникума представлена наличием учебных программ, курсов, системы дополнительного образования, профессиональной подготовки и переподготовки; сетевое взаимодействие с учебными заведениями города (совместная работа с политехническим техникумом г. Камень-на-Оби по подготовке профильных специальностей); сотрудничество с территориальным ресурсным центром ФГБОУ ПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» как получение студентами выпускниками техникума высшего образования по смежным специальностям по сокращенному сроку обучения; организацией учебного процесса, формами обучения (заочная, сокращенная, дистанционная и т.д.).
Социально-психологический климат в коллективе сотрудников и коллективе студентов во многом зависит от стиля руководства учебного заведения. Авторитарный стиль предопределяет (вольно или невольно) строгую дисциплину, четкость выполнения приказов, жесткий контроль за соблюдением правил и предполагает систему наказаний. Демократический стиль управления формирует атмосферу самоорганизации, самоконтроля и самоответственности.