Файл: Публичная власть (Проблемы территориальной организации публичной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
2.1 Воздействие структур публичной власти на гражданское общество
В контексте управления процесс взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти имеет определенные особенности. В первую очередь необходимо изучить формы управления и воздействия структур публичной власти на гражданское общество. Также значение имеет уровень влияния государственных структур на само гражданское общество. Гражданское общество сейчас укрепляет свои позиции на политической и социальной аренах.
Во взаимосвязи этих двух структур в России прослеживаются современные тенденции, которые нехарактерны для европейской модели взаимодействия. Данное положение обусловлено особенностями взаимосвязи гражданского общества и публичной власти, а также способов влияния структур публичной власти на гражданское общество. Рассматривая структуры публичной власти и гражданского общества в рамках управленческого процесса, стоит определить основные формы воздействия в административно-политическом управлении в Российской Федерации (далее - РФ) и, следовательно, выделить формы воздействия публичной власти на гражданское общество в рамках процесса управления.
Процесс становления и развития института гражданского общества в РФ имеет существенные особенности, которые отличают его от современных направлений за рубежом. В первую очередь можно выделить такую тенденцию, как разделение действующих в России общественных организаций на «социально ориентированные» и «политически ориентированные» [1, с. 10]. Следовательно, можно разделить дискурс исследования на политическую сферу, в которой общественные организации воспринимаются как оппозиция или как опора для действующей власти, и социальную сферу, в которой общественные организации, общественные движения ориентированы на решение социальных проблем.
© Яковлева М.А., 2018
Стоит отметить, что четко провести разделение организаций на социальные и политические довольно сложно. Это связано с тем, что влияние политической составляющей присутствует даже в социально-ориентированных организациях. Тем не менее, такое условное разграничение необходимо, поскольку отношение структур публичной власти к структурам гражданского общества зависит от направления деятельности этой структуры.
Под взаимодействием гражданского общества со структурами публичной власти в социальной сфере следует понимать все виды взаимодействия в социально-активных сферах, не имеющих отношения к политическим процессам. В деятельности институтов гражданского общества и их взаимодействии со структурами публичной власти можно выделить некоммерческие организации и гражданские инициативы.
По сравнению с политической сферой, заинтересованность граждан в социальной активности выше, особенно стоит выделить частные гражданские инициативы. Среди основных форм проявлений частных гражданских инициатив можно отметить благотворительность. Данные исследований частных пожертвований в России показывают, что более 40 % респондентов делали пожертвования благотворительным некоммерческим организациям и фондам [6].
Также достаточно развиты такие формы проявления гражданской активности как участие в товариществах собственников жилья (далее — ТСЖ), в различных социальных акциях, субботниках. Одним из наиболее активно развивающихся проявлений активности граждан является товарищество собственников жилья. Можно отметить высокую степень включенности граждан в ТСЖ, а также их активность в деятельности ТСЖ [7]. В большей мере такая активность проявляется в участии в субботниках, в ремонте и уборке подъездов, сборе подписей и пожертвований.
Такой способ самоорганизации граждан как ТСЖ в последние годы активно развивается и выполняет свою основную роль, хотя и имеет определенные недостатки на данном этапе, в частности, пассивность некоторых участников. Основная роль заключается в улучшении качества условий проживания участников ТСЖ, разрешении конфликтных ситуаций и совместного решения проблем.
Проект «Активный гражданин» является одним из примеров взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти. Он был создан по инициативе Правительства Москвы в 2014 г. в качестве площадки для проведения открытых референдумов в электронной форме. Основной целью этого проекта было осуществление обратной связи с жителями города и решение социальных проблем [9].
Структуры публичной власти не рассматривают некоммерческие организации (далее - НКО), реализующие свою деятельность в социальной сфере, в качестве возможных оппонентов, вследствие того, что эти НКО не вовлечены в политические процессы. Публичная власть сотрудничает с «социально ориентированными» некоммерческими организациями. Как один из факторов влияния государства на НКО можно отметить финансовое стимулирование. Согласно результатам исследования две трети респондентов считают, что государственная поддержка НКО оказывает существенное влияние на развитие гражданского общества в нашей стране [2].
Взаимодействие структур публичной власти с «политически ориентированными» НКО отличается от взаимодействия с теми НКО, которые характеризуются властью как «социально ориентированные». Так называемые «политически ориентированными» НКО воспринимаются как возможность для укрепления государством своего влияния и как политическая оппозиция. В этом и состоит основное отличие данных НКО от тех, кто работает в социальной сфере. Необходимо отметить, что есть организации, которые ведут деятельность и в политической, и в социальной сферах.
Кроме НКО, личные гражданские инициативы в политической сфере отличают степень вовлеченности и реализация в политической и социальной сферах. В исследованиях отмечается низкая вовлеченность граждан в политические процессы [4]. Большинство опрошенных не участвовали в каких-либо публичных акциях за последний год. Результаты подтверждают пассивность граждан в процессе донесения мнения общества до структур публичной власти. Однако граждане частично осведомлены о происходящих массовых акциях.
Существенно отличается уровень осведомленности о различных объединениях или организациях. В частности, общероссийский народный фронт (далее — ОНФ) является общественным движением, а также крупнейшим объединением общественно-политических организаций. Осведомленность о деятельности такого общественного движения характеризует уровень заинтересованности граждан в общественно-политической
жизни страны. По результатам опроса можно сделать вывод, что чуть более половины опрошенных слышали об ОНФ и только 20 % достаточно хорошо осведомлены об его деятельности [4].
К структурам гражданского общества относят некоммерческие организации, общественные движения и организации, профсоюзы и т. д. Достаточно часто при проведении исследований гражданского общества не учитывают так называемые ГОНГО (Государством организованные негосударственные организации) -организации, созданные государством для определенных целей [5]. В России к ним можно отнести молодежное движение «НАШИ» (Общероссийская общественная организация содействия развитию суверенной демократии (ООО «СРСД») молодежное движение «НАШИ»). В эту группу организаций также входят объединения, сформированные правительственными структурами, а не самостоятельной инициативой. Тем не менее, исключать подобные организации из института гражданского общества не стоит, так как они выполняют работу по реализации интересов граждан, хотя и созданы «сверху».
Как правило, именно НКО выступают в качестве критерия выражения современных процессов в развития гражданского общества в России и проблем, с которыми оно сталкивается. Сейчас предпринимаются определенные меры для совершенствования организации и систематизации НКО. Современные НКО самоорганизуются и взаимодействуют для решения конкретных проблем и задач, а также сотрудничают с другими некоммерческими негосударственными организациями [8].
Отношение к НКО зависит от того, создана ли она «сверху» (государством и субсидируется им) или «снизу». Наиболее известным примером объединения НКО и других общественно-политических организаций «сверху» можно назвать ОНФ. Данная организация была образована в 2011 г. с целью создания коалиции различных общественно-политических организаций.
К основным задачам ОНФ относят объединение «на равных» организаций разного направления. ОНФ был призван стать площадкой для осуществления обратной связи между государством, политическими партиями и «третьим сектором» [3]. Деятельность ОНФ часто подвергается критике, в первую очередь, по причине источника финансирования. Организации ОНФ получают финансирование от различных НКО, коммерческого сектора, личных пожертвований. Многие НКО получают финансовую поддержку государства в виде грантов, что рассматривается, как попытка финансово контролировать «сверху» «третий сектор», хотя это лишь часть финансирования.
Характеризуя ОНФ можно отметить, что он является способом управления структурой публичной власти структурами гражданского общества, а также представляет собой объединение «третьего сектора» с государственными организациями. Вследствие чего взаимодействие становится только эффективнее.
Управленческий процесс ОНФ представляет собой управление остальными участниками этого объединения для решения определенных задач. Структуры публичной власти воздействуют на сектор гражданского общества, представляя собственные интересы. В состав ОНФ входят различные общественные и политические организации, между которыми существует обратная связь. Данное объединение позволяет осуществлять контроль над деятельностью НКО со стороны публичных структур власти. Но и сами структуры гражданского общества могут управлять политическими структурами. Поэтому не стоит говорить о подчинении «третьего сектора» интересам властных структур. Проекты ОНФ реализуются как на государственном уровне, например, в сфере экологии, так и на локальном уровне, в сфере сохранения культурного наследия [10]. Деятельность данного объединения широко освещается в средствах массовой информации, социально-активная часть населения имеет возможность получать информацию о реализованных проектах и участвовать в разработке новых.
Таким образом, сами структуры гражданского общества влияют и управляют деятельностью властных структур. А общественно-политические организации «третьего» сектора» регулируют деятельность структур публичной власти, оказывая влияние на принимаемые ими решения.
2.2 Проблемы территориальной организации публичной власти
В отечественных исследованиях территориальной основы местного самоуправления акцент, как правило, делается на формальном отражении в праве вопросов территориальной организации власти. Так, подробно исследуется понятие территориальной основы местного самоуправления. О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев определяют его как институт муниципального права, т.е. «совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения»1. Таким образом, вместо сущностного выявления особенностей муниципального образования и определения уровня или уровней, на которых система муниципалитетов должна сформироваться, дискуссия сводится к тому, сужает или расширяет Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 (далее — Федеральный закон № 131-Ф3) многообразие форм местного самоуправления, должны ли вводиться на федеральном уровне требования к созданию муниципальных образований, можно ли говорить о том, что существует «верхний» и «нижний» уровни местного самоуправления и т.д.
Между тем еще в 2007 г. Н. С. Тимофеев совершенно справедливо указал на то, что «установление территориальных пределов местного самоуправления по своему содержанию заключается не в техническом установлении границ муниципальных образований, а в создании каркасообразующей системы, в зависимости от которой находятся другие основы местного самоуправления, прежде всего финансово-экономическая, правовая и компетенционно-функцио-нальная»3. Более того, «территориальная организация местного самоуправления приобретает объединительный характер, население получает более широкую возможность участия в решении вопросов местного значения (влияние поселенческого аспекта) и включения городских и сельских поселений в орбиту муниципальных районов и городских округов, которые могут быть определены как сторожевые посты государственных интересов». И вплоть до сегодняшнего дня, как справедливо отмечают исследователи, «территориальная организация местного самоуправления выступает в качестве одного из видов организации территории государства, при этом очевидно, что законодательством недостаточно четко определено, как оно соотносится с некоторыми другими его видами (административно-территориальным устройством Российской Федерации и ее субъектов, градостроительным, земельно-правовым устройством, выделением избирательных округов)»5.