Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и особенности государственного управления
1.2. Понятие и признаки органов государственного управления
2. Анализ функционирования органов государственного управления
2.1. Классификация органов государственного управления
2.2. Принципы построения органов государственного управления
2.3. Функции и компетенция органов государственного управления
3. Система органов государственного управления в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управления в широком смысле - это совокупность всех видов деятельности всех органов государства, то есть фактически все формы реализации государственной власти в целом; и государственное управление в узком смысле - совокупность государственных органов, между которыми определенным образом распределены различные виды деятельности государства.
Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется государственная власть. Это полностью отвечает системе разделения власти, поскольку каждая ветвь единой государственной власти реализует полномочия через деятельность соответствующих субъектов.
Орган государственного управления представляет собой относительно обособленный и самостоятельный элемент структуры аппарата государства, образование которого связывается с практической реализацией какой-либо функции государственной власти.
Органы государственного управления классифицируется согласно многим критериям. Согласно количественному составу государственных органов, они делятся на коллегиальные и единоличные. Исходя из способа формирования, могут быть наследственными, выборными, назначаемыми, а также формируемыми по жребию, по должности, путём кооптации. В соответствии с территорий, в пределах которой действует орган государства, органы классифицируются на центральные и местные. В странах с федеративным государственным устройством органы подразделяются на федеральные и отдельных субъектов федерации. Согласно характера компетенции, выделяются следующие государственные органы: административные органы, органы власти, органы правосудия, органы обороны, органы контроля.
Механизм современного правового демократического государства строится по принципу разделения государственной власти на самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, соответственно, выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы государства.
Система государственных органов строится и действует на основе ряда универсальных принципов: законности, иерархичности, самостоятельности различных органов, их взаимодействия. Принцип законности является важнейшим принципов построения системы государственных органов.
Компетенция является необходимой составляющей правового статуса государственного органа, которая влияет на определение его места и роли в системе органов государственной власти. Полномочия, в свою очередь, указывают, какими правами наделен государственный орган, и какие на него возложены обязанности при решении обусловленных компетенцией задач и функций.
Особенно сложна и трудноразрешима проблема четкого определения компетенции применительно к деятельности органов исполнительной власти, которая широка, многообразна, охватывает самые различные сферы общественной жизни. Вторжение, пусть даже в скрытой форме, например, путем издания нормативного правового акта одного органа государственного управления, затрагивающего вопросы, отнесенные к компетенции другого органа, может привести и нередко приводит к нарушению конституционных прав граждан. Приходится признать, что избежать такого вторжения оказывается сложно. Решать данную проблему удается путем использования механизма судебного контроля за деятельностью органов государственного управления.
Российская Федерация - государство федеративное. В нем существуют два уровня государственной власти, на каждом их которых осуществляется государственное управление.
Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.
В общей структуре государственной власти ведущая роль принадлежит законодательной власти.
Исполнительная власть - ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов. По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия однозначно определяется как смешанная республика.
Субъекты РФ строят свою систему органов государственного управления, границы которой совпадают с границами системы органов исполнительной власти.
Судебная власть РФ представляет систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Несмотря на определенные успехи, в сфере государственного управления все еще остается много вопросов, требующих оперативного решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
-
-
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
- Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 6. ст. 550.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.1994. N 13. ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. ст. 5712.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. ст. 1.
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (часть IV). Ст. 6952.
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
- Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ.2012. N 22. ст. 2754.
- Конституция Республики Крым (принята 11 апреля 2014 г.) // Крымские известия от 12 апреля 2014 г.
- Аверьянов В. Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. – К.: Наукова думка, 1979. – 150 с.
- Байтин, М. И. Механизм современного Российского государства / М. И. Байтин // Правоведение. - 2016. - № 3. - С. 4-15.
- Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Гардарики, 2014. – 431 с.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Омега-Л, 2017. – 607 с.
- Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие – М.: Проспект, 2015. – 416 с.
- Габричидзе Б. Н. Основы органов государственной власти России: учеб. пособие / [Б. Н. Габричидзе и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 479 с.
- Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2016. - 328 с.
- Глущенко П.П., Боер В.М. Полномочия и предметы ведения органов государственно-управленческой деятельности // Социология и право. 2015. № 4 (30). С. 90-100.
- Гончаренко Г.С. Исполнительная власть как проявление единой системы государственного управления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 3. С. 73-80.
- Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма, 2014. - 320 с.
- Гришковец А.А. Органы государственного управления: сущность и компетенция // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 3. – С. 56-69.
- Дудко И.Г. Разделение властей: теоретические воззрения и российская практика // Вестник Тюменского государственного университета. 2019. – № 2. – С. 149-156.
- Енгибарян, Р. В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: НОРМА, 2015. - 576 с.
- Захарова Е.В. Особенности действия принципа разделения властей и форма республиканского правления в Республике Крым // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2016. - № 11. – С. 218-226.
- Исаева П.М. К вопросу о разделении властей в Российской Федерации // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2019. – № 4. – С. – 42-45.
- Кандрина Н.А. Государственное управление: понятие, субъекты, структура (современные тенденции) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 1. С. 59 - 63.
- Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 512 с.
- Манохин В.М. Порядок формирования органов государственного управления. М.: Госюриздат, 1963. С. 183.
- Мацурова Е.А., Пафнутьев А.И. Органы государства: монография. – Н. Новгород: РАНХиГС, 2018. – 218 с.
- Меркулов, Е. С. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2007. - 26 с.
- Морозова Л.А. Теория государства и права Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Норма, 2014. – 564 с.
- Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Инфра-М, Норма, 2014. – 488 с.
- Основы государства и права / Под общ. ред. С.А. Комарова. - СПб.: Питер, 2018. – 608 с.
- Основы теории политической системы / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин. - М.: Наука, 2015. - 248 с.
- Перевалов В. Д. Теория государства и права. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – 428 с.
- Плетников В.С., Плетникова М.С. Управление государством: органы государственной власти и институты гражданского общества // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского Университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 71-76.
- Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управления: Лекционный курс / ИГСУ РАНХ и ГС при Президенте РФ. – М.: Буки-Веди, 2016. – 252 с.
- Радько Т.Н., Пожарский Д.В. Понятие и классификация функций государства (анализ подходов в отечественной юридической науке): Лекция. – М.: Академия права и управления, 2015. – 36 с.
- Система государственного управления зарубежных стран: учебное пособие / под. Ред. И.В. Гедимин. - Томск: ТГУ, 2017. - 30 с.
- Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов.- М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2017.- 587с.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М: Норма-Инфра, 2016. – 616 с.
- Тихомиров Ю. А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. - М.: Изд. г-на Тихомирова, 2014. - 355 с.
- Удяк В.В. Компетенция органов государственной власти: понятие, сущность, особенности // LEGEA SI VIATA. – 2018. – № 11. – С. 219-223.
- Яновский В.В., Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: КноРус, 2015. – 200 c.
-
-
-
Яновский В.В., Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: КноРус, 2015. – С. 34. ↑
-
Кандрина Н.А. Государственное управление: понятие, субъекты, структура (современные тенденции) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 1. С. 60. ↑
-
Глущенко П.П., Боер В.М. Полномочия и предметы ведения органов государственно-управленческой деятельности // Социология и право. 2015. № 4 (30). С. 90. ↑
-
Система государственного управления зарубежных стран: учебное пособие / под. Ред. И.В. Гедимин. - Томск: ТГУ, 2017. - С. 16. ↑
-
Гришковец А.А. Органы государственного управления: сущность и компетенция // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 3. – С. 59. ↑
-
Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управления: Лекционный курс / ИГСУ РАНХ и ГС при Президенте РФ. – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 28. ↑
-
Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Гардарики, 2014. – С. 61. ↑
-
Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма, 2014. – С. 32. ↑
-
Кандрина Н.А. Государственное управление: понятие, субъекты, структура (современные тенденции) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 1. С. 61. ↑
-
Яновский В.В., Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: КноРус, 2015. – С. 88. ↑
-
Плетников В.С., Плетникова М.С. Управление государством: органы государственной власти и институты гражданского общества // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского Университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 72. ↑
-
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Норма-Инфра, 2016. – С. 265. ↑
-
Байтин, М. И. Механизм современного Российского государства / М. И. Байтин // Правоведение. - 2016. - № 3. - С.7. ↑
-
Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Инфра-М, Норма, 2014. – С.312. ↑
-
Основы государства и права / Под общ. ред. С.А. Комарова. - СПб.: Питер, 2018. – С. 195. ↑
-
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Дашков и Ко, 2014. – С. 236. ↑
-
Основы теории политической системы / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. - М.: Наука, 2015. – С. 91. ↑
-
Перевалов В. Д. Теория государства и права. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 138. ↑
-
Сырых В.М. Теория государства и права.- М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2017. – С.244. ↑
-
Меркулов, Е. С. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2007. – С. 8. ↑
-
Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – С. 105. ↑
-
Габричидзе Б. Н. Основы органов государственной власти России: учеб. пособие / [Б. Н. Габричидзе и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. – С. 147. ↑
-
Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2016. – С. 98. ↑
-
Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие – М.: Проспект, 2015. – С. 104. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Омега-Л, 2017. – С.314. ↑
-
Мацурова Е.А., Пафнутьев А.И. Органы государства: монография. Н. Новгород: РАНХиГС, 2018. С. 82. ↑
-
Енгибарян, Р. В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: НОРМА, 2015. – С. 157. ↑
-
Исаева П.М. К вопросу о разделении властей в Российской Федерации // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2019. – № 4. – С. – 42-45. ↑
-
Манохин В.М. Порядок формирования органов государственного управления. М.: Госюриздат, 1963. С. 183. ↑
-
Дудко И.Г. Разделение властей: теоретические воззрения и российская практика // Вестник Тюменского государственного университета. 2019. – № 2. – С. 151. ↑
-
Основы государства и права / Под общ. ред. С.А. Комарова. - СПб.: Питер, 2018. – С. 197. ↑
-
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права / Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. – М.: Юристъ, 2014. – С.437. ↑
-
Перевалов В. Д. Теория государства и права. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 141. ↑
-
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Дашков и Ко, 2014. – С. 239. ↑
-
Удяк В.В. Компетенция органов государственной власти: понятие, сущность, особенности // LEGEA SI VIATA. – 2018. – № 11. – С. 219. ↑
-
Тихомиров Ю. А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. - М.: Изд. г-на Тихомирова, 2014. – С. 55-56. ↑
-
Удяк В.В. Компетенция органов государственной власти: понятие, сущность, особенности // LEGEA SI VIATA. – 2018. – № 11. – С. 220. ↑
-
Гончаренко Г.С. Исполнительная власть как проявление единой системы государственного управления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 3. С. 75. ↑
-
Мусатов Ф.В. О правовом положении органов государства // Российское право: образование, практика, наука. – 2016. – № 4. – С. 53-54. ↑
-
Гришковец А.А. Органы государственного управления: сущность и компетенция // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 3. – С. 61. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. ↑
-
Дудко И.Г. Разделение властей: теоретические воззрения и российская практика // Вестник Тюменского государственного университета. 2019. – № 2. – С. 152. ↑
-
Глущенко П.П., Боер В.М. Полномочия и предметы ведения органов государственно-управленческой деятельности // Социология и право. 2015. № 4 (30). С. 91. ↑
-
Радько Т.Н., Пожарский Д.В. Понятие и классификация функций государства (анализ подходов в отечественной юридической науке): Лекция. – М.: Академия права и управления, 2015. – С. 3. ↑
-
Аверьянов В. Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. – К.: Наукова думка, 1979. – С. 60. ↑
-
Удяк В.В. Компетенция органов государственной власти: понятие, сущность, особенности // LEGEA SI VIATA. – 2018. – № 11. – С. 221. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). // Российская газета от 25 декабря 1993 г. ↑
-
Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма, 2014. – С. 143. ↑
-
Яновский В.В., Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: КноРус, 2015. – С. 144. ↑
-
Дудко И.Г. Разделение властей: теоретические воззрения и российская практика // Вестник Тюменского государственного университета. 2019. – № 2. – С. 153. ↑
-
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (часть IV). Ст. 6952. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. ст. 5712. ↑
-
Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма, 2014. – С. 158. ↑
-
Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ.2012. N 22. ст. 2754. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.1994. N 13. ст. 1447. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 6. ст. 550. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. ст. 1. ↑
-
Меркулов, Е. С. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2007. – С. 16. ↑
-
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005. ↑
-
Конституция Республики Крым (принята 11 апреля 2014 г.) // Крымские известия от 12 апреля 2014 г. ↑
-
Захарова Е.В. Особенности действия принципа разделения властей и форма республиканского правления в Республике Крым // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2016. - № 11. – С. 219. ↑