Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием органов государственного управления.

Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.

Тема актуальна и в связи с поиском резервов правового обеспечения процесса обновления законодательства, регламентирующего функционирование органов государственного управления, нового видения конституционно-правового статуса органов государственного управления.

Немаловажное значение исследуемому вопросу придают протекающие в настоящее время процессы, связанные с оптимизацией функционирования органов государственного управления посредством перераспределения властных полномочий между государственными органами различных уровней, проходящие, в частности, в форме разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также и в связи с реформой исполнительной власти в регионах.

Как видно, важность исследования данной проблемы объясняется многими факторами, в том числе и интенсивными правотворческими процессами в масштабе России.

Государственная власть - живой организм, находящийся в постоянном движении и развитии. Поэтому изучение того, как функционирует государство, его властные органы на современном историческом этапе кажется мне актуальным. Задачи укрепления Российского государства прямо связаны с действенностью, эффективностью работы системы её органов, преодолении отставания законодательства в сфере реализации актуальных направлений и задач, стоящих перед обществом.

Теоретическое исследование комплекса вопросов, связанных с механизмом государства, органов государственного управления, имея поддержку стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету историко-теоретических наук, и в первую очередь теории государства и права, как базовой в научном изучении такого феномена как государство.

Различные аспекты функционирования органов государственного управления рассматривались в трудах юристов-правоведов С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.Н. Кудрявцева, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева, Ю.С Решетова, И.Е. Фарбера, В.А. Шегорцова, В.П. Федорина, Л.С. Явича и др.


Целью данной курсовой работы является изучение органов государственного управления, их признаков и классификации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и особенности государственного управления;

- рассмотреть понятие и признаки органов государственного управления;

- привести классификацию органов государственного управления;

- охарактеризовать принципы построения органов государственного управления;

- выявить функции и компетенции органов государственного управления;

- проанализировать систему органов государственного управления в Российской Федерации.

Объект исследования курсовой работы составляет комплекс общественных отношений в сфере формирования и деятельности органов государственного управления.

Предметом исследования курсовой работы является система органов государственного управления в РФ.

Методологическую базу исследования составляет диалектический метод. Широко используется системный, структурно-функциональный, исторический и иные методы научного познания.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Общетеоретическая характеристика государственного управления и органов государственного управления

1.1. Сущность и особенности государственного управления

Управление представляет собой целенаправленную совокупность действий, которые обеспечивают согласованность и координацию совместных работ с целью достижения общественно важных целей и решения задач[1].

К определению государственного управления государственно-правовая теория права выработала два подхода.

Государственное управления в широком смысле - как совокупность всех видов деятельности всех органов государства, то есть фактически все формы реализации государственной власти в целом. Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующим влиянием со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.


Государственное управление в узком смысле - это совокупность государственных органов, между которыми определенным образом распределены различные виды деятельности государства. Поэтому категория государственного управления в узком смысле отражает относительно самостоятельный вид деятельности государства, которую осуществляет определенная часть государственных органов[2].

Без управления невозможно целенаправленное функционирование общества. Именно поэтому его важнейшей составной частью является государственное управление, то есть управление через государство, с помощью государственного аппарата, главное назначение которого заключается в управлении общественными и государственными делами. Управление - это социальная функция, которая реализуется через властно-организующую деятельности, согласовывает совместную работу и быт людей с целью достижения поставленных общегражданских целей и задач[3].

В условиях существования государства, концентрации в ее руках основных рычагов управления важнейшей частью социального управления является государственное управление. При этом оно является основным видом социального управления и соотносится с последним как частичное и общее.

Государственное управление носит подзаконный характер, направленный от исполнительной власти с гарантированной обязательностью, нормативностью, которые обеспечены принудительной силой государства[4].

Государственное управление основывается на праве, юридических нормах, санкционированных самим государством, и имеет ряд основополагающих признаков:

1) в процессе управления на основе баланса публичных интересов (общества и государства) и частных (личности, общественных организаций) реализуются функции государства;

2) функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами, которым оно на основе закона передает часть своих полномочий в сфере управления;

3) субъекты государственного управления должны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами;

4) во властной деятельности реализуется право субъектов государственного управления давать обязательные для исполнения предписания, в том числе право издавать подзаконные правовые акты как нормативного, так и распорядительного характера и при необходимости обеспечивать их принудительное исполнение[5].


В зависимости от структуры общественных отношений различают управление:

- экономическим и политическим развитием общества;

- социальным и духовным развитием общества.

По характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений:

- управление обществом;

- управление государством;

- управление отраслями и сферами народного хозяйства;

- управление предприятиями, организациями, учреждениями.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной[6].

Координационное управление реализуется в форме федерации. Федерация имеет единый орган государственной власти. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления.

Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе имеет не федеративные, а административно-территориальные единицы. В унитарном государстве органы власти всех уровней действуют по единым нормативам, аппарат управления отвечает нуждам общественной системы.

По критерию принадлежности управляемого объекта к уровню власти различают федеральное, региональное и муниципальное управление. Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта РФ и местного самоуправления[7].

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее широко оно реализуется в управлении через министерства, которые призваны осуществлять единую техническую политику в отрасли, обеспечивать необходимые внутриотраслевые пропорции.

Территориальное управление осуществляется тремя уровнями власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, местным самоуправлением. Оно обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики.


Территориальное управление предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти[8].

Государственное управление выступает как социальное явление, ведь оно является руководством кем-то или чем-то, атрибутом общественной жизни, которому характерны признаки общественной жизни, и проявляется там, где есть совместная деятельность на людей.

Будучи конкретно-исторической формой социального управления, государственное управление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, основным направлением которой является выполнение законодательно-нормативных актов.

Выполнение этой функции достигается посредством использования необходимых властно-юридических полномочий. Государственное управление также выступает специфическим средством направляющего воздействия управленческой деятельности на процессы функционирования и развития государства[9].

Главное назначение государства состоит в том, чтобы управлять общественными делами. Любое государство как организация политической власти в обществе, как социальный и политический институт проявляет себя во «внешних» отношениях именно через практическое осуществление этой власти. Государственная власть воплощается в деятельности государственных органов, которые в своей совокупности образуют механизм государства[10].

Таким образом, государственное управление – это вид социального управления, вид специфической деятельности государства, получающее выражение в функционировании его органов, которое влияют на общественные отношения с целью его урегулирования в соответствии с государственными интересов.

1.2. Понятие и признаки органов государственного управления

Государство как участник общественных отношений является одним из самых сложноорганизованных, комплексных и многогранных субъектов.

Государственное управление есть важнейший фактор политической системы, где государство, с одной стороны, выступая как «организатор общества», находится от него на некотором отдалении.

Управление государством целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного воздействия на общество специально уполномоченных субъектов управления: государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделённых полномочиями[11].