Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и особенности государственного управления
1.2. Понятие и признаки органов государственного управления
2. Анализ функционирования органов государственного управления
2.1. Классификация органов государственного управления
2.2. Принципы построения органов государственного управления
2.3. Функции и компетенция органов государственного управления
3. Система органов государственного управления в Российской Федерации
Важнейшим понятием теории государства и права является орган государства.
Орган государства рассматривается в современной отечественной юридической литературе с разных точек зрения. Прежде всего, авторы связывают понятие государственного органа с механизмом и аппаратом государства. При подходе, в котором орган государства рассматривается как часть механизма государства, отечественные правоведы определяют его так:
В.М.Корельский - «звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями»[12];
М.И.Байтин - «часть государственного механизма, основная его ячейка, которая обладает определёнными специфическими признаками»[13];
В.С.Нерсесянц – «составная часть механизма государства, тесно связанная с другими его органами, которая обладает установленной законом структурой, выполняет конкретные функции и наделена для этого властными полномочиями»[14].
При подходе, в котором орган государства рассматривается как часть аппарата государства, можно встретить такие определения:
С.А.Комаров – «структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, обладающая основными признаками: властными полномочиями, компетенцией, определенной структурой»[15];
В.В.Лазарев – «самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией»[16];
Ю.А.Тихомиров – «структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций»[17].
Некоторые отечественные правоведы считают орган государства ни частью его аппарата, ни частью его механизма, а рассматривают либо как часть государства в целом, либо в качестве организации, решающей задачи государства и осуществляющей его функции. В этом случае орган государства определяется как:
В.Д. Перевалов – «организация или учреждение, выполняющее государственные задачи по управлению конкретной сферой общественной жизни и наделенное соответствующими властными правомочиями»[18].
В.М.Сырых – «относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией)»[19].
Органы государства являются одним из каналов, посредством которого народ данного государства осуществляет свою власть.
Важнейшей особенностью органа государства является то, что он представляет собой относительно обособленный и самостоятельный элемент структуры аппарата государства, образование которого связывается с практической реализацией какой-либо функции государственной власти. Такой подход позволяет отождествить понятия «государственный орган (орган государства)» и «орган государственной власти»[20].
Приведём основные признаки органа государства.
1. Орган государства обладает автономией, самостоятельностью при этом является важным звеном в функционировании государства, прочно связанный с другими его частями.
2. Важнейший признак органа государства - наличие компетенции, совокупности прав и обязанностей (властных правомочий) определенного объема и содержания. Эта компетенция обуславливается предметом ведения – задачами, целями и функциями, выполняемые и решаемые органом государства. Как правило, компетенция юридически закрепляется в конституции и действующем законодательстве государства. Осуществление государственным органом своей компетенции – как его право, так и обязанность.
3. В соответствии со своей компетенции государственный орган имеет властные полномочия, выражаемые в возможности издавать правовые акты обязательные к исполнению, а также в обеспечении исполнения этих правовых актов в ходе применения различных методов, при необходимости, и метода принуждения. Правовые акты могут быть как нормативными, так и актами применения правовых норм (индивидуально-определенными).
4. Для реализации своей компетенции государственный орган наделён всей необходимой материальной базой, финансовыми средствами, бюджетными источниками финансирования.
5. Государственный орган составляют государственные служащие, находящиеся в особенных правовых отношениях с органом. Правовой статус государственных служащих регламентирует закон, обеспечивая их положение, права и обязанности. Порядок реализации и объем властных правомочий также установлен в законе, конкретизируясь должностными инструкциями.
К государственным служащим относятся, в том числе, должностные лица, обладающие властными полномочиями, издающие правовые акты и проводящие их в жизнь. Государственные служащие не производят материальные блага, поэтому их содержит общество. Они получают заработную плату согласно занимаемой должности.
6. Внутреннее строение (структура) органов государства представлено подразделениями, скреплёнными целями, ради которых они образованы, и дисциплиной, которую обязаны соблюдать все служащие.
7. Орган государства участвует в осуществлении функций государства, применяя для этого необходимые формы и методы[21].
Под государственными органами Российской Федерации следует понимать физических лиц или организаций, наделенных государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства[22].
Таким образом, орган государства – это элемент государственного механизма, участвующий в осуществлении функций государства и наделённый для этого властными полномочиями.
2. Анализ функционирования органов государственного управления
2.1. Классификация органов государственного управления
Органы государственного управления классифицируется согласно многим критериям.
Согласно количественному составу органов государственного управления, они делятся на коллегиальные и единоличные. В состав коллегиальных органов входит несколько членов, которые только совместно могут выносить решения и нести за них коллективную ответственность. Государственный орган, являющийся единоличным, состоит из одного лица, которое принимает решения и несёт за них ответственность[23].
Исходя из способа формирования, органы государственного управления могут быть наследственными, выборными, назначаемыми, а также формируемыми по жребию, по должности, путём кооптации. Также встречаются смешанный способ формирования органов государства.
В соответствии с территорий, в пределах которой действует орган, органы государственного управления классифицируются на центральные и местные. В странах с федеративным государственным устройством органы подразделяются на федеральные и отдельных субъектов федерации (провинций, штатов, кантонов). В странах с федеративным государственным устройством по отношению к местным органам, которые создаются в административно-территориальных единицах, центральными являются и общефедеральные органы. Их действие распространяется на всю федерацию в целом, и органы субъектов федерации[24].
Согласно характера компетенции, выделяются следующие органы государственного управления: административные органы, органы власти, органы правосудия, органы обороны, органы контроля.
В системе органов государственного управления органы власти играют ведущую роль, занимая главенствующее положение. В рамках своей компетенции они принимают самые важные решения, определяя основные направления государственной политики. Именно в деятельности высших органов власти проявляется суверенитет государства.
Не во всех государствах муниципальные органы считаются частью государственного механизма. При этом во всех государствах за ними признаются властные полномочия, что отражается в юридической доктрине и в законодательстве. Так, в одних государствах (на Кубе, в Китае) говорится о местных органах государственной власти, в других (в Японии) – о местных органах публичной власти, в третьих (в Португалии) – об органах местной власти, в четвертых (в Российской Федерации с 1993 г.) – об органах местного самоуправления[25].
Административные органы осуществляют управленческую и распорядительную деятельность. Исполняя решения органов власти, они занимаются текущими вопросами в очерченных органами власти границах.
Судебные органы правосудия создаются для восстановления нарушенного права, в ходе чего возникает необходимость толкования норм права. В ведении судебных органов находятся в основном вопросы правоприменения.
Немаловажная роль в системе органов государственного управления принадлежит органам контроля. К ним, например, в России относятся органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законов. Органами прокуратуры контролируются государственные органы, организации, действия отдельных физических лиц в разрезе соблюдения ими законности.
Другими разновидностями органов контроля являются, например, органы, контролирующие экономическую сферу[26].
Органы обороны являются следующим видом органов государства. Их цель - охрана границ, готовность военным путём защитить независимость и целостность территории страны от внешних посягательств, разведка и контрразведка.
Все органы государственного управления обладают властными полномочиями, хоть и объем полномочий может быть различен, через их деятельность реализуется государственная власть. Поэтому деление органов государственного управления на органы власти, органы правосудия, административные органы, органы обороны и органы контроля носит достаточно условный характер[27].
Каждый орган обладает особыми властными полномочиями, обязательными для всех. Государственный орган, выступая от собственного имени, действует как орган власти, уполномоченной государством.
Для осуществления деятельности органов государственного управления обязательны организационные и материальные орудия принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": органы внутренних дел, армия, Федеральная служба безопасности, пограничная служба, разведка и контрразведка, система исполнения наказаний, а также иные органы, которые исполняют функции принуждения.
Механизм государства создается для реализации функций государства, и эта связь наиболее сказывается в структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «публичной властью» или «государственной властью».
Как было сказано, механизм современного правового демократического государства строится по принципу разделения государственной власти на самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную ветви власти[28].
Теорию разделения власти советская наука рассматривала исключительно как буржуазную (реакционную) теорию, как «нелепость вроде квадратуры круга»[29], поэтому отрицалась советской доктриной.
Однако, история показала, что принцип разделения властей является рациональной организацией государственной власти в демократическом государстве.
Парламент осуществляет законодательную власть, издавая законы, исполнительная - правительству, которая обеспечивает исполнение и реализацию законов. Исполнительная власть также осуществляет федеративную власть, т. е. регулируя международные отношения, решая вопросы «войны и мира». Судебная власть осуществляет правосудие.
Главное требование принципа разделения властей заключается в том, что с целью обеспечения законности, устранения злоупотребления властью какой-либо социальной группы либо отдельным лицом, утверждения политической свободы, нужно разделить государственную власть на отдельные ветви. Законодательная ветвь - избирается народом, призывает вырабатывать стратегические направления развития общества, регулировать общественные отношения. Исполнительная ветвь власти является назначаемой законодательным органом, осуществляющая реализацию действующих законов. Судебная ветвь власти выступает гарантом для восстановления справедливости и нарушенных прав[30].