Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и особенности государственного управления
1.2. Понятие и признаки органов государственного управления
2. Анализ функционирования органов государственного управления
2.1. Классификация органов государственного управления
2.2. Принципы построения органов государственного управления
2.3. Функции и компетенция органов государственного управления
3. Система органов государственного управления в Российской Федерации
Таким образом, полномочия являются инструментом властного влияния органов государственного управления на подведомственные им объекты; предметы ведения - кругом тех общественных отношений, на которые распространяется властное влияние органов государственного управления; задачи - объемом работы, которую должны выполнять органы государственного управления; функции - направлениями деятельности, которые определяют основное назначение органов государственного управления.
3. Система органов государственного управления в Российской Федерации
Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ[47] государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
Рассмотрим специфические для каждого государственного органа структурные элементы.
Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 80 Конституции РФ, является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации - глава государства.
Задачи Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ тесно связаны с выполнением им конституционных требований по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ст. ст. 80, 82 Конституции РФ), а также осуществлению полномочий федеральной государственной власти совместно с Правительством РФ на всей территории Федерации (часть 4 ст. 78)[48].
Будучи ключевой фигурой в системе российской власти, Президент РФ наделен масштабными полномочиями, эффективная реализация которых предопределяет достижение указанных целей. Выступая гарантом федеральной Конституции, Президент РФ обеспечивает ее верховенство на всей территории России. Осуществляя руководство органами и силами поддержания национальной безопасности, глава государства единолично принимает оперативные решения, направленные на ликвидацию угроз конституционному правопорядку.
Президент РФ обеспечивает единство государственной власти осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами играет основную роль в определении стратегического курса развития страны, консолидирует общественные силы вокруг базовых общенациональных ценностей и задач[49].
В статье 94 Конституции Российской Федерации установлено, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
В качестве законодательного органа государственной власти, Федеральное Собрание характеризуется исключительным правом принятия законов. Представительный характер Федерального Собрания проявляется в том, что Парламент РФ призван выражать интересы и волю народа Российской Федерации[50].
Федеральное Собрание составляют две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Государственная Дума представляет собой палату общенародного представительства, а Совет Федерации реализует представительство субъектов Федерации. Двухпалатной структурой Федерального Собрания предполагается самостоятельность палат относительно друг друга, выраженная: в разном порядке формирования Государственной Думы и Совета Федерации; в разной компетенции каждой палаты; их различной роли в законотворческом процессе; в отсутствии общего координирующего органа Федерального Собрания; в различном порядке деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Конституцией РФ предусмотрено только три ситуации, при которых Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться вместе: заслушивание посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда, выступление глав иностранных государств.
Порядок формирования Совета Федерации устанавливается ч.2 статьи 96 Конституции РФ и Федеральным законом №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[51].
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Представляя собой высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ в рамках определенной для него компетенции организует выполнение положений Конституции России, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации. Им осуществляется контроль исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, требований Конституции России, федеральных законов, принимаются меры по предотвращению и устранению нарушений законодательства.
Положение и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ (ст.110-117) и в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»[52].
Направления деятельности Правительства РФ следующие:
а) разрабатывает федеральный бюджет, представляет его Государственной Думе РФ, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Государственной Думе РФ отчет о его исполнении;
б) проводит единую финансовую, денежную и кредитную политику;
в) управляет федеральной собственностью;
г) проводит единую государственную политику в сфере науки, культуры, образования, социального обеспечения, здравоохранения, экологии;
д) обеспечивает оборону страны, государственную безопасность, основные направления реализации внешней политики;
е) способствует обеспечению прав и свобод человека и гражданина, законности, борьбе с преступностью, охране общественного порядка;
ж) реализует иные полномочия, которые возложены на него Конституцией РФ, федеральным законодательством, указами Президента[53].
Деятельность Правительства РФ обеспечивают различные федеральные органы исполнительной власти, работающие под его руководством.
В систему исполнительных органов государственного управления в качестве составной структурной составляющей механизма Российского государства, помимо федерального Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, входят и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.
В настоящий момент, структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации закреплена Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 636[54].
Особой разновидностью органов исполнительной власти являются органы, которые учреждаются в установленном федеральным законом порядке для обеспечения функционирования органов государства, которые установлены Конституцией РФ, федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов Федерации. К этой системе органов управления относятся: Администрация Президента РФ; аппараты Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ; аппараты Верховного и Конституционного Суда РФ; в субъектах Российской Федерации аппараты органов законодательной и исполнительной власти.
Судебные органы, прокуратура и другие органы, стоящие на страже законности и правопорядка. Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной властью, является опорой государства. Правосудие в Российской Федерации, согласно Конституции РФ, производится лишь судами, при осуществлении конституционного, административного, уголовного и гражданского судопроизводства. Судьи являются полностью независимыми, подчиняющимися лишь Конституции РФ и федеральному законодательству.
Российская судебная система включает три разновидности органов судебной власти а именно: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ с нижестоящими судами общей юрисдикции; арбитражные суды.
Согласно ст. 1. Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"[55], Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Согласно ст. 2. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"[56], Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации"[57] и федеральными законами.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти[58].
Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти.
Конституция или устав субъекта Федерации регулируют организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, представляющими интересы проживающих на данной территории граждан.
Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма.
Конституция РФ (ч.2 ст. 11) предусматривает разграничение полномочий между органами государственной власти Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами. Передача полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ допускается соглашениями (ч.2 ст. 78 Конституции РФ).
Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[59] допускает разграничение полномочий федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
В соответствии со ст. 2 данного закона, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:
- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Например, государственная власть в Республике Крым разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, соответствующие органы являются самостоятельными (ст. 6 Конституции Республики Крым[60]).
Реализация государственной власти осуществляется согласно Конституции Республики Крым через конкретные органы (институты) власти, имеющие свои задачи и функции. Они характеризуются следующими основными чертами:
1. Каждый орган государственной власти формируется в строго определенном порядке принятом и закрепленным Конституцией Республики Крым.
2. Каждый орган государственной власти наделен конкретными полномочиями, что позволяет решать обязательные для исполнения задачи в рамках делегированных данному органу прав.
3. Каждый орган государственной власти действует в определенном порядке, регулируемым законодательством и Конституцией Республики Крым.
4. Каждый орган государственной власти Республики Крым – это часть единой системы вертикали государственного устройства Российской Федерации с её субъектом – Республикой Крым[61].
Последовательное закрепление и проведение принципа разделения властей обеспечивает единство организационной основы федеральных органов государства и органов государственной власти субъектов РФ. Система сдержек и противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ, творчески применяется ими при конституировании собственной системы органов государственной власти. По мере накопления опыта оптимальный вариант системы сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специальном федеральном законе.