Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тест профессионального стресса (Методика Ч.Спилбергера, адаптация А.Б.Леоновой)

Инструкция:

Ниже приведен перечень возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

Исходя из собственного опыта, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы – по силе воздействия (вариант 1) и частоте возникновения (вариант 2).

Для оценок используйте 9-бальную шкалу, на которой за относительно «нормальный» уровень примите оценку в 5 баллов по пункту № 1 опросника, поскольку наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей присуще практически любой работе. Эта оценка будет служить как бы внутренним эталоном умеренного уровня стресса по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.

Вариант 1 – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).

Вариант 2 – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).

При ответе не задумывайтесь долго над выбором ответа и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Приложение 1 (продолжение)

Тестовый бланк

п/п

Источники стресса

Вариант 1

Сила стресса

Вариант 2

Частота стресса

Выраженность стресса

1.

 Выполнение неприятных обязанностей

2.

 Сверхурочная работа

3.

 Ограниченные возможности профессионального роста

4.

 Необходимость выполнять новые или совершенно незнакомые задания

5.

 Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей

6.

 Недостаточная поддержка со стороны руководства

7.

 Необходимость преодолевать кризисные ситуации

8.

 Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу

9.

 Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям

10.

Необходимость пользоваться плохим или неподходящим для работы оборудованием 

11.

 Повышенная ответственность за выполняемую работу

12.

 Наличие в работе периодов вынужденного бездействия

13.

 Трудности в отношениях с начальством

14.

 Негативное отношение к организации в целом

15.

 Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач

16.

 Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения

17.

 Обиды и оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера

18.

 Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений

19.

 Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений

20.

 Борьба за продвижение по службе

21.

 Отсутствие полноценного руководства

22.

 Наличие шума и постоянных помех в производственных помещениях

23.

 Постоянные прерывания и отвлечения от работы

24.

 Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам

25.

 Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией

26.

 Жесткие сроки выполнения работы

27.

 Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)

28.

 Необходимость выполнять работу за других – коллег, начальства, подчиненных

29.

 Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных)

30.

 Конфликты с другими подразделениями организации

Общий показатель выраженности стресса


Приложение 1 (окончание)

Обработка результатов:

Показатель выраженности стресса – произведение силы стресса и его частоты по каждому из 30-ти параметров.

Общий показатель выраженности стресса – сумма всех 30-ти показателей выраженности стресса.

Уровень выраженности стресса определяется подсчетом среднеарифметического значения:

низкий уровень – 1-3 балла

умеренный – 4-6 баллов

выраженный – 7-9 баллов.

Приложение 2

Список испытуемых

п/п

Имя

возраст

стаж

образование

1.

Владимир А.

30

8 л

высшее

2.

Игорь А.

37

9 л

высшее

3.

Иван В.

41

11 л

высшее

4.

Сергей Д.

35

7 л

высшее

5.

Алексей К.

41

9 л

высшее

6.

Руслан К.

37

8 л

высшее

7.

Вячеслав Л.

39

7 л

высшее

8.

Алексей Н.

32

6 л

высшее

9.

Семен Т.

43

10 л

высшее

10.

Андрей Ш.

43

9 л

высшее

11.

Анна З.

41

15 л

высшее

12.

Юлия К.

34

7 л

высшее

13.

Екатерина К.

38

9 л

высшее

14.

Инна К.

42

12 л

высшее

15.

Екатерина М.

31

5 л

высшее

16.

Эвелина О.

35

6 л

высшее

17.

Ольга П.

37

7 л

высшее

18.

Галина С.

33

8 л

высшее

19.

Наталья С.

37

9 л

высшее

20.

Светлана Т.

41

10 л

высшее


Приложение 3

Тест диагностики копинг-стратегий (Методика Э.Хайме)

Инструкция.

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего решаете проблемы. Отметьте тот вариант, который вам подходит. В каждом блоке утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Пишите первое, что пришло в голову.

Текст опросника

А

  1. Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности
  2. Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться
  3. Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо
  4. Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния
  5. Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось
  6. Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк
  7. Если что-то случилось, то так угодно Богу
  8. Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей
  9. Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам
  10. В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными.

Б

  1. Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую
  2. Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу
  3. Я подавляю эмоции в себе
  4. Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации
  5. Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне
  6. Я впадаю в состояние безнадежности

Приложение 3 (продолжение)

  1. Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам
  2. Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным

В

  1. Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях
  2. Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях
  3. Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях
  4. Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)
  5. Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)
  6. Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой
  7. Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей
  8. Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом

Обработка результатов:

Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, позволяющими решить проблему, относительно продуктивными и непродуктивными.

«П» – продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом);

«О» – относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе);

«Н» – непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).

Когнитивные копинг-стратегии:

1.игнорирование – неадаптивный вариант - пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей

2. смирение – неадаптивный вариант – пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы

3. диссимуляция – неадаптивный вариант - пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей и игнорированием проблем

Приложение 3 (продолжение)

4. сохранение самообладания – адаптивный вариант – поведение, направленное на более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций

5. проблемный анализ – адаптивный вариант - поведение, направленное на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них

6. относительность – относительно адаптивный вариант - форма поведения, направленная на оценку трудностей в сравнении с другими

7. религиозность – относительно адаптивный вариант - форма поведения, предполагающая наличие веры в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами

8. растерянность – неадаптивный вариант - пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы

9. придача смысла – относительно адаптивный вариант - форма поведения, направленная на придание особого смысла преодолению трудностей


10. установка собственной ценности – адаптивный вариант - поведение направленное на повышение самооценки и самоконтроля

Эмоциональные копинг-стратегии:

1. протест – адаптивный вариант - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям

2. эмоциональная разрядка – относительно адаптивный вариант - поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием

3. подавление эмоций – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся подавленным эмоциональным состоянием

4. оптимизм – адаптивный вариант - эмоциональное состояние с уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации

5. пассивная кооперация – относительно адаптивный вариант - поведение, которое направлено на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам

6. покорность – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств

7. самообвинение – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся переживанием злости и возложением вины на себя

8. агрессивность – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся переживанием злости и возложением вины на других

Приложение 3 (окончание)

Поведенческие копинг-стратегии:

1. отвлечение – относительно адаптивный вариант - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью погружения в любимое дело.

2. альтруизм – адаптивный вариант - поведение личности, при котором она сама предлагает помощь близким в преодолении трудностей

3. активное избегание – неадаптивный вариант - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция.

4. компенсация – относительно адаптивный вариант - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств.

5. конструктивная активность - относительно адаптивный вариант - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью путешествия, исполнения своих заветных желаний

6. отступление – неадаптивный вариант - поведение, предполагающее пассивность, уединение, покой, изоляцию, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем