Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СРЕССА
1.1 Теоретические подходы к определению понятия профессионального стресса и его проявлений
1.2 Описание гендерных различий проявлений профессионального стресса в психологической литературе
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Приложение 1
Тест профессионального стресса (Методика Ч.Спилбергера, адаптация А.Б.Леоновой)
Инструкция:
Ниже приведен перечень возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.
Исходя из собственного опыта, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы – по силе воздействия (вариант 1) и частоте возникновения (вариант 2).
Для оценок используйте 9-бальную шкалу, на которой за относительно «нормальный» уровень примите оценку в 5 баллов по пункту № 1 опросника, поскольку наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей присуще практически любой работе. Эта оценка будет служить как бы внутренним эталоном умеренного уровня стресса по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.
Вариант 1 – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).
Вариант 2 – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).
При ответе не задумывайтесь долго над выбором ответа и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Приложение 1 (продолжение)
Тестовый бланк
№ п/п |
Источники стресса |
Вариант 1 Сила стресса |
Вариант 2 Частота стресса |
Выраженность стресса |
1. |
Выполнение неприятных обязанностей |
|||
2. |
Сверхурочная работа |
|||
3. |
Ограниченные возможности профессионального роста |
|||
4. |
Необходимость выполнять новые или совершенно незнакомые задания |
|||
5. |
Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей |
|||
6. |
Недостаточная поддержка со стороны руководства |
|||
7. |
Необходимость преодолевать кризисные ситуации |
|||
8. |
Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу |
|||
9. |
Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям |
|||
10. |
Необходимость пользоваться плохим или неподходящим для работы оборудованием |
|||
11. |
Повышенная ответственность за выполняемую работу |
|||
12. |
Наличие в работе периодов вынужденного бездействия |
|||
13. |
Трудности в отношениях с начальством |
|||
14. |
Негативное отношение к организации в целом |
|||
15. |
Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач |
|||
16. |
Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения |
|||
17. |
Обиды и оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера |
|||
18. |
Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений |
|||
19. |
Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений |
|||
20. |
Борьба за продвижение по службе |
|||
21. |
Отсутствие полноценного руководства |
|||
22. |
Наличие шума и постоянных помех в производственных помещениях |
|||
23. |
Постоянные прерывания и отвлечения от работы |
|||
24. |
Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам |
|||
25. |
Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией |
|||
26. |
Жесткие сроки выполнения работы |
|||
27. |
Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) |
|||
28. |
Необходимость выполнять работу за других – коллег, начальства, подчиненных |
|||
29. |
Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных) |
|||
30. |
Конфликты с другими подразделениями организации |
|||
Общий показатель выраженности стресса |
Приложение 1 (окончание)
Обработка результатов:
Показатель выраженности стресса – произведение силы стресса и его частоты по каждому из 30-ти параметров.
Общий показатель выраженности стресса – сумма всех 30-ти показателей выраженности стресса.
Уровень выраженности стресса определяется подсчетом среднеарифметического значения:
низкий уровень – 1-3 балла
умеренный – 4-6 баллов
выраженный – 7-9 баллов.
Приложение 2
Список испытуемых
№ п/п |
Имя |
возраст |
стаж |
образование |
1. |
Владимир А. |
30 |
8 л |
высшее |
2. |
Игорь А. |
37 |
9 л |
высшее |
3. |
Иван В. |
41 |
11 л |
высшее |
4. |
Сергей Д. |
35 |
7 л |
высшее |
5. |
Алексей К. |
41 |
9 л |
высшее |
6. |
Руслан К. |
37 |
8 л |
высшее |
7. |
Вячеслав Л. |
39 |
7 л |
высшее |
8. |
Алексей Н. |
32 |
6 л |
высшее |
9. |
Семен Т. |
43 |
10 л |
высшее |
10. |
Андрей Ш. |
43 |
9 л |
высшее |
11. |
Анна З. |
41 |
15 л |
высшее |
12. |
Юлия К. |
34 |
7 л |
высшее |
13. |
Екатерина К. |
38 |
9 л |
высшее |
14. |
Инна К. |
42 |
12 л |
высшее |
15. |
Екатерина М. |
31 |
5 л |
высшее |
16. |
Эвелина О. |
35 |
6 л |
высшее |
17. |
Ольга П. |
37 |
7 л |
высшее |
18. |
Галина С. |
33 |
8 л |
высшее |
19. |
Наталья С. |
37 |
9 л |
высшее |
20. |
Светлана Т. |
41 |
10 л |
высшее |
Приложение 3
Тест диагностики копинг-стратегий (Методика Э.Хайме)
Инструкция.
Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего решаете проблемы. Отметьте тот вариант, который вам подходит. В каждом блоке утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого вы разрешаете свои трудности.
Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Пишите первое, что пришло в голову.
Текст опросника
А
- Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности
- Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться
- Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо
- Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния
- Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось
- Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк
- Если что-то случилось, то так угодно Богу
- Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей
- Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам
- В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными.
Б
- Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую
- Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу
- Я подавляю эмоции в себе
- Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации
- Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне
- Я впадаю в состояние безнадежности
Приложение 3 (продолжение)
- Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам
- Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным
В
- Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях
- Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях
- Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях
- Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)
- Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)
- Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой
- Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей
- Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом
Обработка результатов:
Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, позволяющими решить проблему, относительно продуктивными и непродуктивными.
«П» – продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом);
«О» – относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе);
«Н» – непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).
Когнитивные копинг-стратегии:
1.игнорирование – неадаптивный вариант - пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей
2. смирение – неадаптивный вариант – пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы
3. диссимуляция – неадаптивный вариант - пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей и игнорированием проблем
Приложение 3 (продолжение)
4. сохранение самообладания – адаптивный вариант – поведение, направленное на более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций
5. проблемный анализ – адаптивный вариант - поведение, направленное на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них
6. относительность – относительно адаптивный вариант - форма поведения, направленная на оценку трудностей в сравнении с другими
7. религиозность – относительно адаптивный вариант - форма поведения, предполагающая наличие веры в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами
8. растерянность – неадаптивный вариант - пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы
9. придача смысла – относительно адаптивный вариант - форма поведения, направленная на придание особого смысла преодолению трудностей
10. установка собственной ценности – адаптивный вариант - поведение направленное на повышение самооценки и самоконтроля
Эмоциональные копинг-стратегии:
1. протест – адаптивный вариант - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям
2. эмоциональная разрядка – относительно адаптивный вариант - поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием
3. подавление эмоций – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся подавленным эмоциональным состоянием
4. оптимизм – адаптивный вариант - эмоциональное состояние с уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации
5. пассивная кооперация – относительно адаптивный вариант - поведение, которое направлено на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам
6. покорность – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств
7. самообвинение – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся переживанием злости и возложением вины на себя
8. агрессивность – неадаптивный вариант - вариант поведения, характеризующийся переживанием злости и возложением вины на других
Приложение 3 (окончание)
Поведенческие копинг-стратегии:
1. отвлечение – относительно адаптивный вариант - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью погружения в любимое дело.
2. альтруизм – адаптивный вариант - поведение личности, при котором она сама предлагает помощь близким в преодолении трудностей
3. активное избегание – неадаптивный вариант - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция.
4. компенсация – относительно адаптивный вариант - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств.
5. конструктивная активность - относительно адаптивный вариант - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью путешествия, исполнения своих заветных желаний
6. отступление – неадаптивный вариант - поведение, предполагающее пассивность, уединение, покой, изоляцию, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем