Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СРЕССА
1.1 Теоретические подходы к определению понятия профессионального стресса и его проявлений
1.2 Описание гендерных различий проявлений профессионального стресса в психологической литературе
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Группа субъективных факторов стресса включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.
Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д. [40, с.114]
Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников организации. Примером может служить стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.
Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на:
- профессиональные – обусловленные нехваткой знаний, умений и навыков, а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него;
- стрессы личностного характера, причины которых носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д.;
- стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников. Хронические заболевания могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе. Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматопсихических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству). [40, с.114]
Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Г. Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психосоциальных факторов Дж. Бренерр сделал вывод, что на протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни – ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. При этом количество стресс-реакций возрастает за счет действия «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах. [33, с.67]
Внимание к профессиональным стрессам обусловлено не только их негативным влиянием на эффективность труда, но и тем, что они сказываются на всей жизни человека, изменяя его психическое и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям. Данный стресс неизбежно отражается на «ощущении» себя и всем ходе жизни человека. [33, с.68]
Профессиональный стресс является полифакторным феноменом, оказывающим влияние на финансовую и социально-психологическую стабильность организации и состояние ее человеческих ресурсов. Восприятие производственных факторов как стрессоров определяется не столько объективно существующими условиями, сколько индивидуально-психологическими особенностями работников и поведенческой мотивацией деятельности, иначе любая работа в сложных или экстремальных условиях стала бы в принципе невозможной. [24, с.93]
Проявления, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, Ю. В. Щербатых делит на четыре основные категории:
1. Физические – касающиеся почти всех систем организма человека – пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.п.
- субъективные переживания человека, испытывающего стресс (боли в сердце и других органах, затруднение при дыхании, напряжение в мышцах, неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.);
- объективно определяемые изменения в отдельных системах органов (изменение сосудистого тонуса, повышение артериального давления, нарушения сердечного ритма, повышенная потливость или сухость кожных покровов, холодные конечности, и пр.);
- нарушение комплексных физиологических функций (ослабление иммунитета, склонность к частым простудным заболеваниям, аллергические реакции, повышенная утомляемость, хроническая усталость, слабость, нарушения сна, изменения аппетита, быстрое изменение массы тела и пр.). [40, с.123]
Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием cтреccа к серьезным заболеваниям.
2. Поведенческие
- нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц, изменение ритма дыхания, дрожание голоса и т.д.);
- изменение образа жизни (нарушение режима дня, нарушение сна, отказ от полезных привычек, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами и пр.);
- профессиональные нарушения (низкая продуктивность профессиональной деятельности, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, повышенная утомляемость и пр.);
- нарушения социально-ролевых функций (возрастание конфликтности, повышение агрессивности, меньший учёт социальных норм и стандартов пр.).
3. Эмоциональные – касаются в первую очередь характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, пессимистический оттенок. [40, с.123]
Характерно: беспокойство, склонность к частым слезам, вялость, апатия, ощущение потери контроля над собой и ситуацией, безразличие к окружающим, безразличие к своей собственной судьбе, повышенная возбудимость, озабоченность, появление чувства беспомощности, необычная гневливости и агрессивность, чувство паники, постоянная раздражительность и нервозность по незначительным поводам.
Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению как характера в целом, так и появлению новых черт, усилению уже имеющихся (например, интроверсия, заниженная самооценка и т.п.). При наличии неблагоприятных предпосылок (эндогенного и экзогенного характера) вышеописанные изменения могут выйти за пределы психологической нормы и приобрести черты психопатологии (например, невроз). [40, с.124]
4. Интеллектуальные – характеризуются снижением мыслительного потенциала в целом. Отмечается постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него, что приводит к нарушению свойств и процессов внимания (трудности сосредоточения, повышенная отвлекаемость, сужение поля внимания), снижает емкость оперативной памяти. Характерное для стресса изменение гормонального фона может привести к нарушению процесса воспроизведения информации. Также возможно нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого («эмоционального») полушария, и уменьшение влияния левой («логической») половины коры больших полушарий на сознание человека. Снижение мыслительного потенциала затрудняет процесс поиска выхода из стрессовой ситуации и препятствует успешному и своевременному разрешению. [40, с.124]
По данным исследований, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений.
Профессиональная деформация возникает в результате эмоционального выгорания личности в ситуациях интенсивного профессионального общения, под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др. [39, с.166]
В соответствии с моделью К. Маслач и С. Е. Джексон эмоциональное выгорание рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, представляющая собой трехмерный конструкт, включающий постепенно развивающиеся негативные установки в отношении себя и своей деятельности; циничное отношение к труду и объектам своего труда; возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. [11, с.74]
Р. Кочюнас дает определение «синдрому сгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки». [22, с.69]
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. [8, с.37]
Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова определяют «психическое выгорание» как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. [11, с.76]
Последствия синдрома выгорания не ограничиваются только профессиональной сферой деятельности и отражаются не только на работе, но могут проявлять себя в различных аспектах бытия человека. Негативные переживания людей с высокой степенью выгорания связаны с утратой смысла своей профессиональной деятельности: отчаяние из-за отсутствия результата или равнодушия и непонимания окружающих ведут к обесцениванию стараний и усилий и потере смысла не только профессиональной деятельности, но и смысла жизни. [26, с.153]
1.2 Описание гендерных различий проявлений профессионального стресса в психологической литературе
Понятие «гендер» акцентирует социально-психологическую сущность явлений в поведении человека, происхождение которых связано с половой принадлежностью индивида и рассматривается как социально-биологическая характеристика, с помощью которой определяются понятия «мужчина» и «женщина». [6, с.25]
И. С. Клецина подчеркивает, что пол индивида биологически детерминирован, а гендер является культурно и социально заданным. [18, с.62]
По мнению И. С. Кона, психологический пол – это «чувство и сознание своей половой принадлежности, в свете которой индивид различает критерии «мужественности» и «женственности», оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус». [20, с.48]
Содержание понятия «психологический пол» определяется индивидуально-психологическим уровнем анализа поведения и деятельности. С точки зрения Е. А. Здравомысловой, гендер – это широкое, многоаспектное понятие, включающее не только биологическую половую принадлежность индивида, но и его психологические, социальные и культурные особенности. [13, с.177]
Л. Ф. Баянова обращает внимание на то, что «если рассматривать гендерный аспект культурного соответствия, то становится очевидным, что культура вырабатывает достаточно четкие социальные правила, специфичные для женщин и мужчин. Эти правила выступают в качестве общепринятых норм, и лишь в соответствии с социальными ожиданиями в поведении, общении и деятельности субъект обнаруживает себя в качестве женщины или мужчины данной культуры. [4, с.295]
Учитывая специфику профессионального стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.
Светлакова В. П., исследуя механизмы совладания со стрессом в среде предпринимателей, существенных отличий между мужчинами и женщинами не выявила. Так, большинство испытуемых, обладающих внутренним локус-контролем, независимо от пола, в стрессовых ситуациях последовательно отстаивали свои интересы, старались при этом получить больше информации о ситуации, продумывали свои действия, открыто заявляя о своих целях и намерениях, т. е. выбирали активные действия и рациональные стратегии по устранению источника стресса. Однако было отмечено, что для женщин-предпринимателей, в отличие от мужчин, важным фактором является социальная поддержка со стороны и доверительные социальные отношения, в стрессовой ситуации они предпочитали действовать осмотрительно, без излишней опрометчивости, но при этом последовательно отстаивая свои интересы. Мужчины же в напряженной ситуации, стремясь противостоять воздействию стресса, чаще переключали внимание на объекты, не имеющие отношения к стрессу. [36, с.43]