Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом данного исследования выступили гендерные различия проявлений профессионального стресса. В качестве гипотезы было вынесено предположение о том, что между мужчинами и женщинами существуют различия в восприятии профессионального стресса, что приводит к гендерным различиям в эмоциональных реакциях на стресс, в выборе поведенческих стратегий для совладания с ним, а так же в функционировании когнитивной сферы.

Исследование проводилось на базе отдела полиции № 3 (Дзержинский район) Управления МВД России по городу Волгограду.

Выбор базы исследования обусловлен тем, что сотрудники правоохранительных органов в значительной степени подвержены влиянию производственного стресса. Профессиональная деятельность специалистов данного профиля включает множество эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, вызывающих стрессовое состояние. При этом в полиции работают в равной степени, как мужчины, так и женщины, что позволит сформировать достаточно однородную выборку для проведения практического исследования.

Профессиональная деятельность, в условиях которой находятся сотрудники правоохранительных органов, является предиктором разного рода таких психотравмирующих ситуаций, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. Помимо непосредственных факторов риска, которым подвержена данная профессиональная группа, работники полиции часто испытывают негативные переживания в связи с такими аспектами трудовой деятельности, как: трудности профессионального роста, недостаточно высокий уровень оплаты труда, нечеткие либо неадекватные инструкции руководителей, чрезмерная директивность и завышенные требования, невозможность повлиять на принятие решений, большой объем работы, ненужные процедуры, в основном связанные с ведением большого объема документации, конфликты с коллегами. [29, с.69]

Продолжительное воздействие стрессовых факторов может привести к выраженной личностной деформации сотрудников правоохранительных органов. Наиболее часто в литературе упоминаются такие негативные характеристики данного профиля, как агрессивность, цинизм, профессиональная индифферентность, психологическое истощение, безразличие к служебным обязанностям, эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, раздражительность и др.). Следствием продолжительного воздействия профессионального стресса может явиться развитие синдрома эмоционального выгорания. [5, с.119]


Руководству учреждения была описана ценность и перспектива данного исследования, получено разрешение и согласована процедура проведения. На общем собрании коллективу были разъяснены цели, задачи, организационные моменты предстоящей работы и получено добровольное согласие на участие.

В исследовании согласилось принять участие 54 человека (19 женщин и 35 мужчин). Возраст от 28 до 43 лет, образование преимущественно высшее, стаж работы от 1 года до 15 лет. Основной должностной состав: сотрудники дежурной части, отдела дознания, следственного отдела, отдела оперативно-розыскной работы, участковые.

Перед началом основного исследования был проведен подготовительный этап, заключавшийся в отборе подходящих испытуемых, а именно сотрудников имеющих признаки воздействия профессионального стресса. Для этого всем, согласившимся принять участие в исследовании, было предложено пройти тест профессионального стресса Ч. Спилберга (Приложение 1), с целью определения уровня стрессового воздействия профессиональной деятельности на каждого из испытуемых. Данная методика направлена на выявление комплекса причин, приводящих к возникновению профессиональных трудностей. Она позволяет выявить возможные источники стресса и стрессовых ситуаций, которые могут возникать в профессиональной деятельности. Так же опросник позволяет подсчитать выраженность каждого стрессора, определить общий уровень стресса и выделить основные стрессоры. [19, с.356]

В результате анализа полученных результатов, было выявлено 29 человек с наличием признаков профессионального стресса. Для дальнейшего исследования из участников, попавших в данную категорию, была сформирована относительно однородная (по образованию, возрасту и стажу работы) выборка из 20 человек, включавшая 10 женщин и 10 мужчин (Приложение 2).

Исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса проводилось по трем параметрам: поведенческому, эмоциональному и когнитивному. Поведенческие проявления стресса рассматривались через копинг-механизмы используемые в трудных ситуациях. В качестве параметра когнитивного проявления было выбрано исследование функционирования активного внимания. Для определения выраженности эмоционального проявления стресса проводилось исследование наличия признаков депрессивного состояния.

Для достижения диагностических целей были использованы следующие методики:

1. Методика «Диагностика копинг-стратегий Э.Хайме».

2. Методика «Таблицы В. Шульте»


3. Методика «Шкала депрессии А.Т. Бека»

Тест диагностики копинг-стратегий (Приложение 3) разработан Э. Хайме, адаптирован в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д. м. н. профессора Л. И. Вассермана. Методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов (образцов) поведения, так и ресурсов личности.

Исследование копинг-стратегий проводится по трем направлениям: эмоциональные реакции, когнитивные представления и поведенческие проявления.

В качестве продуктивных копинг-стратегий рассматриваются такие стратегии, которые позволяют решить проблему, быстро и успешно совладать со стрессом.

На когнитивном уровне – проблемный анализ, установка собственной ценности, сохранение самообладания – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

На эмоциональном уровне – протест, оптимизм – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

На поведенческом уровне – сотрудничество, обращение, альтруизм – под которыми понимается такое поведение лично­сти, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (бо­лее опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудно­стей.

К относительно продуктивным стратегиям относятся стратегии, помогающие в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе.

На когнитивном уровне – относительность, придача смысла, религиозность – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

На эмоциональном уровне – эмоциональная разрядка, пассивная кооперация – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

На поведенческом уровне – компенсация, отвлечение, конструктивная активность – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, пу­тешествия, исполнения своих заветных желаний.


Непродуктивными считаются стратегии не устраняющие стрессовое состояние, а напротив, способствующие его усилению.

На когнитивном уровне – смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование – пассивные формы поведения с отказом от пре­одоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

На эмоциональном уровне – подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность – варианты поведения, характеризующиеся подав­ленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

На поведенческом уровне – активное избегание, отступление – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремле­ние уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от реше­ния проблем. [32, с.75]

Методика «Шкала депрессии А. Т.Бека» (Приложение 4) разработана А. Т. Беком и его коллегами в 1961 году на основе клинических наблюдений. Опросник, включает в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. Утверждения содержат в себе описание такие симптомов депрессии как: подавленное настроение, пессимистический взгляд на мир, признаки чувства несостоятельности, неудовлетворенности, чувство вины с последующим наказанием, нарушение социальных связей, снижение работоспособности, сна, аппетита, либидо, повышение утомляемости, потеря веса, раздражительность, слезливость и мысли о суициде.

Кроме этого совокупность шкал позволяет выявить доминирующую категорию симптомов – когнитивно-аффектные или физические (соматические) проявления состояния.

Когнитивно-аффективные симптомы отражают внутренне состояние человека, при котором основные нарушения связаны с ухудшением памяти и восприятия, быстрой утомляемостью, повышенной тревожностью.

Соматические признаки связаны с физическим состоянием. Это нарушение сна, ухудшение аппетита, заметные колебания веса и так далее. При этом человек может не осознавать, что у него есть психологические расстройства, но его организм начинает подавать тревожные сигналы. [14, с.684]

Методика «Таблицы В. Шульте» (Приложение 5) разработанная немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, предназначается для определения устойчивости динамического внимания и динамики работоспособности.


Динамическое внимание характеризуется необходимостью приложения волевого усилия для фиксации на осуществляемой деятельности. Динамика работоспособности является процессом изменения работоспособности на протяжении определенного отрезка времени, включающего в себя фазу врабатывания, фазу устойчивости и фазу снижения. Длительность и качество данных фаз влияет на продуктивность деятельности. Методика позволяет определить уровень устойчивости внимания выражающийся в длительности сохранения концентрации внимания в отношении одного и того же объекта. Показателем является временной промежуток, в течение которого концентрация внимания сохраняется на высоком уровне. [35, с.8]

2.2 Анализ результатов практического исследования гендерных различи проявлений профессионального стресса

В результате отборочного этапа направленного на выявление сотрудников имеющих профессиональные трудности, с помощью теста профессионального стресса Ч. Спилберга, с целью определения уровня стрессового воздействия профессиональной деятельности на каждого из испытуемых, было выявлено, что высокий уровень профессионального стресса имеется у 54% сотрудников принявших участие в отборочном опросе. Дальнейшее исследование проводилось в группе, сформированной по признаку наличия высокого уровня профессионального стресса. (Приложение 6)

На первом этапе исследования гендерных различий проявлений профессионального стресса с помощью методики Э. Хайме была проведена диагностика копинг-стратегий.

Полученные результаты (Приложение 7) показали, что в группе мужчин 10% применяют продуктивные копинг-стратегии в трудных ситуациях, 40% реагируют на стрессовые ситуации относительно продуктивными копинг-стратегиями, 50% для преодоления трудностей используют неадаптивные копинг-стратегии. В группе женщин 60% применяют относительно продуктивные копинг-стратегии для совладания с трудными ситуациями, 40% используют непродуктивные копинг-стратегии, склонности к применению продуктивных копинг-стратегий в стрессовых ситуациях, не выявлено ни у одной из испытуемых.