Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе качественных показателей полученных по данной методике, было выявлено, что в ситуации стресса, большинство мужчин предпочитают использовать такие копинг-стратегии как: относительность – форма поведения, направленная на оценку трудностей в сравнении с другими; агрессивность –вариант поведения, характеризующийся переживанием злости и возложением вины на других; компенсация – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств.

Женщины более склонны использовать такие копинг-стратегии как: диссимуляция – пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей и игнорированием проблем; эмоциональная разрядка – поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием; отвлечение – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью погружения в любимое дело.

Результаты данного исследования говорят о том, что между мужчинами и женщинами, испытывающими профессиональный стресс, имеются различия в выборе совладающего поведения в трудной ситуации, а именно: мужчины чаще выбирают неадаптивные варианты копинг-стратегий, женщины более склонны прибегать к относительно адаптивным вариантам поведения; мужчины используют такие реакции как относительность, агрессивность и компенсация, женщины чаще выбирают диссимуляцию, эмоциональную разрядку и отвлечение.

На втором этапе исследования гендерных различий проявлений профессионального стресса было проведено исследование эмоциональной сферы, с помощью методики А. Т. Бека, с целью выявления признаков депрессивного состояния.

Анализ результатов (Приложение 8) показал, что среди мужчин данной группы испытуемых 10% имеют признаки депрессивного состояния умеренной степени, у 50% выявлена легкая степень депрессивного состояния, у 40% испытуемых мужчин признаки депрессивного состояния отсутствуют. Среди женщин данной группы испытуемых 20% имеют умеренно выраженные признаки депрессивного состояния, у 40% выявлена легкая степень депрессивного состояния, у 40% женщин принявших участие в исследовании признаки депрессивного состояния отсутствуют.

Так же отмечается (Приложение 9), что среди мужчин у 30% - когнитивно-аффективные, у 70% преобладают соматические симптомы депрессивного состояния, то есть более выражены симптомы, связанные с физическим состоянием (нарушение сна, ухудшение аппетита, заметные колебания веса и так далее),; в группе женщин соматические симптомы депрессивного состояния преобладают у 40% испытуемых, у 60% - когнитивно-аффективные, то есть более выражены симптомы, связанные с ухудшением памяти и восприятия, быстрой утомляемостью, повышенной тревожностью


Таким образом, результаты, полученные с помощью методики А. Т. Бека, свидетельствуют о наличии гендерных различий в эмоциональных проявлениях профессионального стресса. Несмотря на то, что и мужчины и женщины практически в равной степени демонстрируют ту или иную степень выраженности признаков депрессивного состояния, однако при рассмотрении преобладающей симптоматики видны заметные различия: у мужчин – преобладание соматических симптомов, у женщин – когнитивно-аффективных.

На третьем исследования гендерных различий проявлений профессионального стресса было проведено исследование когнитивной сферы, с помощью методики Э. Шульте, с целью выявления свойств активного внимания.

Полученные результаты (Приложение 10-12) свидетельствуют о том, что у 40% мужчин имеется сниженный уровень эффективности внимания, у 60% средний уровень эффективности внимания; у 50% имеется сниженный уровень врабатываемости активного внимания, у 50% – средний уровень; 60% мужчин имеют сниженный уровень устойчивости активного внимания, у 40% мужчин выявлен средний уровень устойчивости активного внимания. В группе женщин принимавших участие в исследовании у 70% выявлен сниженный уровень эффективности активного внимания, у 30% – средний уровень; так же у 70% имеется сниженный уровень врабатываемости активного внимания, у 30% – средний; сниженный уровень устойчивости активного внимания выявлен у 20% испытуемых женщин, средний – у 80%.

Таким образом, полученные, с помощью методики Э. Шульте, результаты свидетельствуют о том, что наличии в когнитивных проявлениях профессионального стресса так же имеются гендерные различия. Мужчины обладают более эффективным вниманием и у них выше уровень врабатываемости, женщины же демонстрируют более высокий уровень устойчивости внимания.

Обобщение результатов исследования дает основание констатировать наличие гендерных различий проявлений профессионального стресса на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях. Мужчины чаще выбирают неадаптивные варианты копинг-стратегий, женщины более склонны прибегать к относительно адаптивным вариантам поведения; мужчины используют такие реакции как относительность, агрессивность и компенсация, женщины чаще выбирают диссимуляцию, эмоциональную разрядку и отвлечение. Несмотря на то, что и мужчины и женщины практически в равной степени демонстрируют ту или иную степень выраженности признаков депрессивного состояния, однако при рассмотрении преобладающей симптоматики видны заметные различия: у мужчин – преобладание соматических симптомов, у женщин – когнитивно-аффективных. Мужчины обладают более эффективным вниманием и у них выше уровень врабатываемости, женщины же демонстрируют более высокий уровень устойчивости внимания.


Результаты исследования были изложены каждому из участников исследования, а так же использованы в должном объеме в беседе с руководителями коллектива. В качестве рекомендаций по оптимизации состояния сотрудников, снижению влияния профессионального стресса, руководству организации и участникам исследования, было предложена антистрессовая программа, включающая в себя:

- работу с руководящим составом по профилактике и преодолению профессиональных стрессов среди сотрудников (четкому определению обязанностей, устранению причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой, социальной поддержке, психологической помощи, стимулирование общего оздоровления и т.п.);

- тренинги для персонала по повышению стрессовой устойчивости (обучение техникам релаксации, модификации поведения, биологической обратной связи и т.п.);

- а так же работу по выравниванию микроклимата в коллективе (создание атмосферы комфортного межличностного общения, формирование общих принципов поведения коллектива в стрессовой ситуации и т.п.)

Таким образом, в результате данного исследования было выявлено, что среди испытуемых, которые отметили, что сталкиваются на работе с профессиональными трудностями, имеются гендерные различия.

Мужчины чаще выбирают неадаптивные варианты копинг-стратегий, женщины более склонны прибегать к относительно адаптивным вариантам поведения; мужчины используют такие реакции как относительность, агрессивность и компенсация, женщины чаще выбирают диссимуляцию, эмоциональную разрядку и отвлечение. Несмотря на то, что и мужчины и женщины практически в равной степени демонстрируют ту или иную степень выраженности признаков депрессивного состояния, однако при рассмотрении преобладающей симптоматики видны заметные различия: у мужчин – преобладание соматических симптомов, у женщин – когнитивно-аффективных. Мужчины обладают более эффективным вниманием и у них выше уровень врабатываемости, женщины же демонстрируют более высокий уровень устойчивости внимания.

Проведенный анализ дает основание утверждать, что между мужчинами и женщинами существуют различия в восприятии профессионального стресса, что приводит к гендерным различиям в эмоциональных реакциях на стресс, в выборе поведенческих стратегий для совладания с ним, а так же в функционировании когнитивной сферы. Полученные результаты были использованы в беседе с руководителями организации, а так же даны рекомендации по снижению уровня профессионального стресса, как на уровне организации, так и индивидуально каждому участнику исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема стресса в настоящее время приобретает все большую актуальность. Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни, в том числе и профессиональной. Результатом этого являются последствия не только психологического, но и экономического характера, такие как рост числа заболеваний стрессовой этиологии, ухудшение трудоспособности активной части населения, различные формы личностного неблагополучия, и как итог снижение производительности труда и потеря квалифицированной рабочей силы.

Предметом данного исследования выступили гендерные различия проявлений профессионального стресса.

В качестве гипотезы было вынесено предположение о том, что между мужчинами и женщинами существуют различия в восприятии профессионального стресса, что приводит к гендерным различиям в эмоциональных реакциях на стресс, в выборе поведенческих стратегий для совладания с ним, а так же в функционировании когнитивной сферы.

В результате проведенной работы были выполнены поставленные в начале исследования задачи, а именно: теоретическим путем исследованы подходы к определению понятия профессионального стресса и его проявлений, с помощью психологической литературы рассмотрены особенности гендерных различий проявлений профессионального стресса, практическим путем исследованы гендерные различия проявлений профессионального стресса, полученные результаты проанализированы, сделаны выводы.

Диагностическое исследование проходило в несколько этапов. На подготовительном этапе была сформирована группа по результатам выявления наличия профессионального стресса. Далее в данной группе проведено диагностическое исследование с помощью методик направленных на выявление проявлений профессионального стресса по трем параметрам: поведенческому, эмоциональному и когнитивному, а так же проведено сравнение результатов в группе женщин и мужчин, для выявления гендерных различий.

Было выявлено, что мужчины чаще выбирают неадаптивные варианты копинг-стратегий, женщины более склонны прибегать к относительно адаптивным вариантам поведения; мужчины используют такие реакции как относительность, агрессивность и компенсация, женщины чаще выбирают диссимуляцию, эмоциональную разрядку и отвлечение. Несмотря на то, что и мужчины и женщины практически в равной степени демонстрируют ту или иную степень выраженности признаков депрессивного состояния, однако при рассмотрении преобладающей симптоматики видны заметные различия: у мужчин – преобладание соматических симптомов, у женщин – когнитивно-аффективных. Мужчины обладают более эффективным вниманием и у них выше уровень врабатываемости, женщины же демонстрируют более высокий уровень устойчивости внимания.


Проведенный анализ подтвердил выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что, между мужчинами и женщинами существуют различия в восприятии профессионального стресса, что приводит к гендерным различиям в эмоциональных реакциях на стресс, в выборе поведенческих стратегий для совладания с ним, а так же в функционировании когнитивной сферы.

Полученные результаты были использованы в беседе с руководителями организации, а так же даны рекомендации по снижению уровня профессионального стресса, как на уровне организации, так и индивидуально каждому участнику исследования.

Профессиональный стресс, как и любой другой, может мобилизовать ресурсы человеческого организма, помочь проявиться человеку с новой, иногда даже более эффективной для трудовой деятельности стороны. Однако для того чтобы данный процесс был продуктивным, необходимы как грамотное руководство, построенное на основе основных принципов психогигиены трудовой деятельности, так и обладание навыками саморегуляции и регламентации своего труда. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антохин Е. Ю. Гендерные аспекты психогенных депрессий.//Социальная и клиническая психиатрия. – 2010. – №2. – С.52-59.
  2. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е., Бем Д. Д., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. – М.: Тривола, 1999. – 729 с.
  3. Балабанова Е. С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями.// Социологические исследования. – 2002. – №11. – С. 26-36
  4. Баянова Л. Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. – 2012. – № 3. – С. 294-298.
  5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – СПб.; Речь, 2010. – 272с.
  6. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 320 с.
  7. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Пер Сэ, 2006. – 528 с. 
  8. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
  9. Браун Дж. В., Русинова Н. Л., Панова Л. В. Гендерные неравенства в здоровье.//Социологические исследования. – 2007. –№ 6. – С.114-122.
  10. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 336 с.
  11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
  12. Грошев И. В. Половой диморфизм и поведение в конфликте.// Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1996. – С. 13-15.
  13. Здравомыслова Е.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России.//Общественные науки и современность. – 1999. – № 6. – С. 177-185. 
  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
  15. Исаева Е. Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции.//Вестник ТГПУ, 2009. – № 11. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 144-147.
  16. Калмыкова О. Ю., Штрикова Д. Б. Профилактика профессионального стресса в организации. – Самара: СГТУ, 2012. – 178 с.
  17. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
  18. Клецина И. С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии.//Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 61-78. 
  19. Ковалев В.Н. Система антистрессовых тренингов. – Севастополь, 2011. – 470 с.
  20. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. – СПб.: Питер, 2001. – 567 с.
  21. Копонев С. Влияние стресса на здоровье.//Московский психологический журнал. – 2004. – №2 – С.75-79.
  22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Акад. проект, 1990. – 240 с
  23. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования.// Эмоциональный стресс./ Под ред. Л. Леви. – М.: Медицина, 1970. С. 178-180.
  24. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984. – 200 с. 
  25. Лобанова А. В. Исторический экскурс изучения влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека.//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 476-480.
  26. Манухина С. Ю. Психология труда. – М.: Евразийский институт, 2011. – 274 с.
  27. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2006. – 672 с.
  28. Немчин Е. А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Ленинградский университет, 1983. – 167 с.
  29. Понамарев М. В. Некоторые психологические аспекты деятельности работников внутренних дел.//Журнал практического психолога. – 2009. –№1. – С.68-73.
  30. Попова И. П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: гендерные аспекты.//Здравоохранение Российской Федерации. –2007. –№ 1. – С.47-50. 
  31. Прусова Н. В. Психология труда. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  32. Психодиагностика стресса: практикум./Сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
  33. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья./Под ред. Р. Калимо, М. А. Эль-Батави. – Женева: ВОЗ, 1989. – 224 с.
  34. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Тандем, 1999. – 416 с.
  35. Сборник психологических тестов./Сост. Е. Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
  36. Светлакова В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом.//Психопедагогика в правоохранительных органах. –2009. – №3 – С. 43-46.
  37. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1992.– 112 с.
  38. Сластенин В. А. Каширин В. П. Педагогика и психология. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
  39. Чуева Е. Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий.//Вестник Краунц. Гуманитарные науки. – 2012. – №2. – С. 165-174.
  40. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.