Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимальное психо­физиологическое состояние работника, его функциональный комфорт и достаточный резерв здоровья являются важнейшими ком­понентами человеческих ресурсов организации. Особую актуаль­ность проблема сохранения этих ресурсов приобрела в настоящее время в связи с ростом конкуренции на рынке товаров и услуг, нестабильностью фондовых рынков, кризисными явлениями в экономике развитых стран, слияниями и поглощениями. Неред­ко в интересах выживания организации руководи­тели проводят политику ужесточения организационных мер и повышения рабочих нагрузок для повышения производительности труда. Это приводит к кратковременному выигрышу, но в перспективе чревато нарастанием негативных явлений и сда­чей позиций организации на рынке, в том числе по при­чине развития у работников неблагоприятных психофизиологических состояний и ухудшения со­ стояния здоровья.

Изучением психофизиологических состояний занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как: Г. Селье, В. А. Бодров, В. К. Вилюнас, П. Б. Зильберман, Л. А. Китаев-Смык, Р. С. Лазарус, В. Л. Марищук, О. В. Овчинникова, и др. Проблеме психофизиологических нагрузок персонала посвящены работы, С. П. Безносова, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, О. Ю. Калмыковой, А. В. Леоновой, С. Ю. Манухина, Н. В. Самоукиной, Е. Старченковой, Ю. Н. Щербатых.

В целом, в научной литературе, вопросы, связанные с обеспечением работоспособности, пси­хофизиологией профессионального отбора, определением профпригодности и адаптации к условиям деятель­ности, оценкой рабочей нагрузки работников и другие, рассмотрены достаточно подробно. Тем не менее, не стоящий на месте технический прогресс, постоянно меняющиеся требования к условиям труда, требуют регулярного обновления как теоретических, так и практических данных о нагрузках персонала и психофизиологических реакциях на них.

Цель исследования: изучение методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

Объект исследования: психофизиологические рабочие нагрузки персонала.

Предмет исследования: методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

Гипотеза исследования: результаты, полученные при применении методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, позволят выявить сотрудников группы риска и выступят в качестве мотивационной базы для корректировки производственных процессов.


Задачи исследования:

1. Теоретическим путем рассмотреть понятие рабочих нагрузок и особенности их влияния на психофизиологическое состояние персонала

2. Используя психологическую литературу рассмотреть особенности методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

3. Практическим путем исследовать возможности применения методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

4. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Методы исследования:

- теоретический (анализ литературы по вопросу исследования);

- эмпирический (диагностическое исследование психофизиологических рабочих нагрузок персонала, с помощью комплекса диагностических методик).

Методики исследования:

1. Тест профессионального стресса (Методика Ч. Спилбергера, адаптация А.Б.Леоновой)

2.Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (Доскин В.А. с соавторами)

3. Опросник «Шкала нервно-психического напряжения» (Немчин Т. А.)

4. Методика «Таблицы В. Шульте»

База исследования: отдел полиции № 3 (Дзержинский район) Управления МВД России по городу Волгограду.

Структура работы: работа состоит из содержания, введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы и приложения.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РАБОЧИХ НАГРУЗОК ПЕРСОНАЛА

1.1 Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала

Изучение физиологических основ психической деятельности и поведения человека, является предметом психофизиологии. Психофизиология, или психологическая физиология – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Термин «психофизиология» был предложен около 1830 г. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Становление психофизиологии как самостоятельной дисциплины было проведено А.Р. Лурия, который определяя психофизиологию как «физиологию целостных форм психической деятельности» проводил тесные параллели с нейропсихологией и соотносил ее с физиологией высшей нервной деятельности. Выделение психофизиологии в отдельное направление было обусловлено необходимостью объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, через сопоставление сложных форм поведенческих характеристик человека и физиологических процессов разной степени сложности. [9; с. 17]


Вопрос о необходимости исследования проблемы соотношения психологических и физиологических систем, впервые был озвучен Л.С. Выготским, который, тем самым, предвосхитил основную перспективу развития психофизиологии. Теоретико-экспериментальные основы направления были представлены в теории функциональных систем П.К. Анохина. В соответствии с данной теорией единство психических и физиологических процессов в функциональных системах организма обеспечивает достижение полезного, приспособительного результата его деятельности. С идеей функциональных систем непосредственно связан, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Берштейном, принцип саморегуляции физиологических процессов. [18; с. 15]

Основной задачей психологии труда, инженерной психологии и эргономики является изучение протекания психофизиологических процессов, связанных с профессиональной деятельностью. Психофизиология, наряду с данными научными дисциплинами, позволяет рассмотреть широкий круг психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надёжность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворённость трудом и психофизиологические ресурсы. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряжённости, существенными направлениями гуманизации и повышения надёжности труда становятся: психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности и оптимизация неблагоприятных психических состояний. [1; с. 38]

На данный момент, понятие рабочей нагрузки не получило однозначного толкования. По мнению В.А. Бодрова, такое положение связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Первое – это различие во взглядах на суть нагрузки, которая рассматривается то ли как объективное условие реального рабочего процесса, то ли субъективное отражение интенсивности какого-либо воздействия. При этом данное воздействие рассматривается с позиций непосредственного (оперативного) эффекта, кумуляции эффектов, отдаленных последствий конкретного воздействия и т. д.. Второе – это зависимость характера рабочей нагрузки от конкретного вида деятельности. Данная зависимость включает не только параметры трудового процесса, которые можно измерять (объем, скорость, интенсивность воздействия и т. п.), но и качественные характеристики, такие как степень значимости результата, новизну рабочей ситуации и т. п. [3; с. 25]


В.А. Бодров отмечает, что независимо от принятого определения понятия рабочей нагрузки следует обратить внимание на некоторые методологические особенности трактовки этого понятия.

Во-первых, рабочая нагрузка не является какой-либо фундаментальной физиологической или психологической концепцией, а скорее всего, отражает процесс взаимодействия специалиста с рабочей задачей. Величина работы, которую индивид должен выполнить, определяется в некоторой степени тем, сколько он хочет сделать и какими ресурсами для этого располагает. Объективно задаваемая задача может вызвать низкий или высокий уровень нагрузки в зависимости от того, какой уровень профессиональной подготовки имеет специалист, его состояние и степень мотивации на выполнение задачи[3; с. 25].

Во-вторых, методы измерения нагрузки различаются по своей чувствительности в зависимости от того, какие компоненты когнитивной системы ее обеспечивают. Измерения, основанные на оценке работоспособности (результирующие показатели), предпочтительнее при оценке эффекта выполнения одного действия в задаче, а показатели субъективной нагрузки (оценка трудности и усилия) более точно отражает нагрузку, связанную с одновременным выполнением разных действий и с требованиями к использованию множественных ресурсов [3; с. 27].

В-третьих, специалист при воздействии рабочей нагрузки может выполнять требования одной и той же задачи путем напряжения различных компонентов своего поведения или обеспечивающих функций. Например, при повышении требований задачи работоспособность часто поддерживается без какого-нибудь ее нарушения, в то время как субъективные оценки или функциональные показатели свидетельствуют об увеличении усилия или активации. [3; с. 28].

В.А. Бодров предлагает рассматривать понятие рабочей нагрузки как процесс воздействия на субъект совокупности факторов трудовой деятельности, определяющих содержание (сложность) и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями (способностями) человека реализовать предъявленные ею требования. Общую рабочую нагрузку он определяет, как сочетание физической, умственной и эмоциональной нагрузки трудовой деятельности. [3; с. 31].

Физическая рабочая нагрузка определяется нагрузкой на нервно-мышечную систему и опорно-двигательный аппарат.

По характеру работы мышц выделяют:

- динамическую физическую нагрузку, которая характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий);


- статическую физическую нагрузку, характеризующуюся мышечным напряжением в виде непрерывного сокращения (без изменения длины скелетных мышц) с целью удержания положения тела или отдельных его частей в определенном положении, а также выполнения определенных трудовых действий (удержание груза, приложение усилий);

- смешанную – сочетание динамической и статической физической нагрузки.

В зависимости от величины мышечной массы, необходимой для выполнения той или иной работы, выделяют:

- локальную нагрузку – работа, с участием менее половины скелетной мускулатуры;

- региональную нагрузку – работа, в которой участвует около половины массы скелетной мускулатуры;

- глобальную нагрузку – работа, выполняемая более половины скелетной мускулатуры при участии обширных групп мышц туловища и конечностей. [17; с. 121]

При оценке физической тяжести труда учитывают такие показатели, как: величина поднимаемого и перемещаемого груза вручную, количество стереотипно повторяющихся движений, характер рабочей позы, количество глубоких наклонов корпуса, величиной статической нагрузки, количество потребляемого кислорода, теплоотдача тела и т.п. [25; с. 37]

Умственная нагрузка определяется нагрузкой, оказываемой в процессе профессиональной деятельности, на высшие отделы центральной нервной системы и органы чувств.

- операторский труд, преимущественно связанный с работой в системе «человек-машина», «человек-знаковая система», предполагающий управление машинами, оборудованием, технологическими процессами, оперирование буквенной, цифровой и графической информацией. Характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

- управленческий труд, связанный с выполнением руководящих функций, применением деловых и организаторских качеств, предполагающий наличие широкого круга знаний в областях экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

- творческий труд – одна из наиболее сложных форм человеческой деятельности; осуществляется на основе многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации. К группе творческого труда относятся конструкторы, научные работники, архитекторы, писатели, композиторы, артисты, художники. Для такой работы характерны интеллектуальные нагрузки, предусматривающие творческую деятельность, решение сложных задач при отсутствии алгоритма, работу по индивидуальному плану при ненормированном рабочем дне. Творческая деятельность предусматривает использование значительного объема долговременной и оперативной памяти, внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения. [19; с. 18]