Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 3
Приложение 4
Опросник «Шкала нервно-психического напряжения» (Немчин Т. А.)
Инструкция: в зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время отметьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В.
Текст опросника:
1. Наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,
в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.
2. Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей;
б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.
3. Температурные ощущения:
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;
б) ощущение тепла, повышения температуры тела;
в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»;
4. Состояние мышечного тонуса:
а) обычный мышечный тонус;
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;
в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);
5. Координация движений:
а) обычная координация движений;
б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;
в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
Приложение 4 (продолжение)
6. Состояние двигательной активности в целом:
а) обычная двигательная активность;
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.
7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;
б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце. 8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;
б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;
в) выраженные неприятные ощущения в животе — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.
9. Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений;
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;
в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».
10. Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений;
б) умеренная активизация выделительной функции — более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.
11. Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;
б) умеренное усиление потоотделения;
в) появление обильного «холодного» пота.
12. Состояние слизистой оболочки полости рта:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) умеренное увеличение слюноотделения;
в) ощущение сухости во рту.
13. Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;
б) покраснение кожи лица, шеи, рук;
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.
14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
Приложение 4 (продолжение)
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.
15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
16. Настроение:
а) обычное настроение;
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;
в) снижение настроения, подавленность.
17. Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон;
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.
18. Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;
в) чувство страха, паники, отчаяния.
19. Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.
20. Особенности речи:
а) обычная речь;
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);
в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.
21. Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние;
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.
22. Особенности памяти:
Приложение 4 (продолжение)
а) обычная память;
б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что нужно;
в) ухудшение памяти.
23. Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений;
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
24. Сообразительность:
а) обычная сообразительность;
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;
в) снижение сообразительности, растерянность.
25. Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность;
б) повышение умственной работоспособности;
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
26. Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны
психики в целом;
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.
27. Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;
в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов, и систем организма.
28. Частота возникновения состояния напряжения:
а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;
б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;
в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.
29. Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;
Приложение 4 (окончание)
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной
ситуации.
30. Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.
Обработка методики и интерпретация результата. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» – 2 балла, против пункта «в» – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90.
Диапазон нервно-психического напряжения:
от 30 до 50 баллов – слабое
от 51 до 70 баллов – умеренное
от 71 до 90 баллов – чрезмерное
Приложение 5
Методика «Таблицы Э.Шульте»
Инструкция:
На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Вам необходимо показывать и называть все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок.
Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Стимульный материал
Обработка и интерпретация результатов теста
Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы строится кривая истощаемости (утомляемости), отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей.
Оценка ЭР (в секундах)
Менее 30 сек – 5 баллов – высокий уровень
31-35 сек – 4 балла – повышенный уровень
35-45 сек – 3 балла – средний уровень
46-55 сек – 2 балла – сниженный уровень
56 и более – 1 балл – низкий уровень
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
Приложение 5 (окончание)
ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
ПУ= Т4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
Приложение 6
Сводная таблица результатов исследования
№ п/п |
Имя |
Функциональное состояние |
Нервно-психическое напряжение |
Характеристики внимания |
||||||
общий уровень |
самочувствие |
активность |
настроение |
общий уровень |
эффективность |
врабатываемость |
устойчивость |
|||
1. |
Владимир А. |
средн. |
средн. |
низк. |
средн. |
чрезм. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
2. |
Игорь А. |
низк. |
низк. |
низк. |
низк. |
чрезм. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
3. |
Иван В. |
средн. |
средн. |
средн. |
средн. |
умерен. |
сред. |
сред. |
сред. |
сред. |
4. |
Сергей Д. |
высок. |
высок. |
высок. |
средн. |
умерен. |
сред. |
сред. |
сниж. |
сред. |
5. |
Алексей К. |
средн. |
высок. |
средн. |
средн. |
слаб. |
сред. |
сред. |
сред. |
сред. |
6. |
Руслан К. |
низк. |
средн. |
средн. |
средн. |
чрезм. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
7. |
Вячеслав Л. |
низк. |
низк. |
средн. |
низк. |
чрезм. |
сред. |
сред. |
сред. |
сред. |
8. |
Алексей Н. |
средн. |
средн. |
средн. |
средн. |
умерен. |
сред. |
сред. |
сред. |
сниж. |
9. |
Семен Т. |
высок. |
средн. |
высок. |
высок. |
умерен. |
сред. |
сред. |
сред. |
сниж. |
10. |
Андрей Ш. |
низк. |
низк. |
низк. |
низк. |
чрезм. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
11. |
Анна З. |
низк. |
средн. |
низк. |
низк. |
чрезм. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
12. |
Юлия К. |
средн. |
средн. |
средн. |
средн. |
умерен. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
13. |
Екатерина К. |
средн. |
высок. |
средн. |
средн. |
умерен. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сред. |
14. |
Инна К. |
средн. |
средн. |
средн. |
высок. |
умерен. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сред. |
15. |
Екатерина М. |
низк. |
низк. |
средн. |
низк. |
чрезм. |
сред. |
сред. |
сниж. |
сред. |
16. |
Эвелина О. |
высок. |
средн. |
высок. |
высок. |
слаб. |
сред. |
сред. |
сред. |
сред. |
17. |
Ольга П. |
низк. |
низк. |
низк. |
низк. |
чрезм. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сред. |
18. |
Галина С. |
высок. |
высок. |
высок. |
средн. |
умерен. |
сред. |
сред. |
сред. |
сред. |
19. |
Наталья С. |
низк. |
средн. |
низк. |
низк. |
чрезм. |
сниж. |
сниж. |
сниж. |
сред. |
20. |
Светлана Т. |
средн. |
средн. |
средн. |
средн. |
умерен. |
сниж. |
сниж. |
сред. |
сред. |