Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 4

Опросник «Шкала нервно-психического напряжения» (Немчин Т. А.)

Инструкция: в зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время отметьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В.

Текст опросника:

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,

в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»;

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

5. Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

Приложение 4 (продолжение)

6. Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце. 8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;


в) выраженные неприятные ощущения в животе — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции — более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

Приложение 4 (продолжение)

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17. Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;


в) чувство страха, паники, отчаяния.

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти:

Приложение 4 (продолжение)

а) обычная память;

б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

24. Сообразительность:

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

26. Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны

психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27. Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов, и систем организма.


28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29. Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

Приложение 4 (окончание)

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной

ситуации.

30. Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Обработка методики и интерпретация результата. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» – 2 балла, против пункта «в» – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90.

Диапазон нервно-психического напряжения:

от 30 до 50 баллов – слабое

от 51 до 70 баллов – умеренное

от 71 до 90 баллов – чрезмерное

Приложение 5

Методика «Таблицы Э.Шульте»

Инструкция:

На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Вам необходимо показывать и называть все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок.

Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы строится кривая истощаемости (утомляемости), отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.


Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где

Тi – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах)

Менее 30 сек – 5 баллов – высокий уровень

31-35 сек – 4 балла – повышенный уровень

35-45 сек – 3 балла – средний уровень

46-55 сек – 2 балла – сниженный уровень

56 и более – 1 балл – низкий уровень

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

Приложение 5 (окончание)

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Приложение 6

Сводная таблица результатов исследования

п/п

Имя

Функциональное состояние

Нервно-психическое напряжение

Характеристики внимания

общий уровень

самочувствие

активность

настроение

общий уровень

эффективность

врабатываемость

устойчивость

1.

Владимир А.

средн.

средн.

низк.

средн.

чрезм.

сниж.

сниж.

сниж.

сниж.

2.

Игорь А.

низк.

низк.

низк.

низк.

чрезм.

сниж.

сниж.

сниж.

сниж.

3.

Иван В.

средн.

средн.

средн.

средн.

умерен.

сред.

сред.

сред.

сред.

4.

Сергей Д.

высок.

высок.

высок.

средн.

умерен.

сред.

сред.

сниж.

сред.

5.

Алексей К.

средн.

высок.

средн.

средн.

слаб.

сред.

сред.

сред.

сред.

6.

Руслан К.

низк.

средн.

средн.

средн.

чрезм.

сниж.

сниж.

сниж.

сниж.

7.

Вячеслав Л.

низк.

низк.

средн.

низк.

чрезм.

сред.

сред.

сред.

сред.

8.

Алексей Н.

средн.

средн.

средн.

средн.

умерен.

сред.

сред.

сред.

сниж.

9.

Семен Т.

высок.

средн.

высок.

высок.

умерен.

сред.

сред.

сред.

сниж.

10.

Андрей Ш.

низк.

низк.

низк.

низк.

чрезм.

сниж.

сниж.

сниж.

сниж.

11.

Анна З.

низк.

средн.

низк.

низк.

чрезм.

сниж.

сниж.

сниж.

сниж.

12.

Юлия К.

средн.

средн.

средн.

средн.

умерен.

сниж.

сниж.

сниж.

сниж.

13.

Екатерина К.

средн.

высок.

средн.

средн.

умерен.

сниж.

сниж.

сниж.

сред.

14.

Инна К.

средн.

средн.

средн.

высок.

умерен.

сниж.

сниж.

сниж.

сред.

15.

Екатерина М.

низк.

низк.

средн.

низк.

чрезм.

сред.

сред.

сниж.

сред.

16.

Эвелина О.

высок.

средн.

высок.

высок.

слаб.

сред.

сред.

сред.

сред.

17.

Ольга П.

низк.

низк.

низк.

низк.

чрезм.

сниж.

сниж.

сниж.

сред.

18.

Галина С.

высок.

высок.

высок.

средн.

умерен.

сред.

сред.

сред.

сред.

19.

Наталья С.

низк.

средн.

низк.

низк.

чрезм.

сниж.

сниж.

сниж.

сред.

20.

Светлана Т.

средн.

средн.

средн.

средн.

умерен.

сниж.

сниж.

сред.

сред.